СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие слухового восприятия у ребёнка с нейросенсорной тугоухостью 3 степени

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке подробно описаны игровые упражнения по развитию слуха у слабослышащего ребёнка, которые может проводить логопед на своих занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слухового восприятия у ребёнка с нейросенсорной тугоухостью 3 степени»

Развитие слухового восприятия у ребёнка с нейросенсорной тугоухостью III степени

Мелехина Елена Юрьевна,

учитель-логопед

Для развития речи ребенка решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослышащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребенка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ребенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. В зависимости от характера поражения слуховой функциивыделяют два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатки слуха.

Тугоухость — поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление голоса, использование специальной звукоусиливающей аппаратуры и др.) возможности восприятия речи возрастают.Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной громкости.

Состояние речи слабослышащего ребёнка зависит от разных факторов:

- степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;

- время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, смазанной артикуляции.Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи.

С целью развития слухового восприятия со слабослышащим ребёнком проводятся различные игры.

Рекомендации по проведению игр на развитие слухового восприятия:

1. Первоначально игровые упражнения проводятся на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо взрослого и его действия и слушает. По мере того, как ребенок начинает уверенно справляться с предлагаемыми игровыми заданиями, можно переходить к их предъявлению только на слух.

2. В ходе игр-упражнений звучания, предлагаемые для различения на слухо-зрительной или слуховой основе, предъявляют в случайной, постоянно изменяющейся последовательности. Это важно для того, чтобы ребенок не угадывал, а вслушивался в звучания.

4. Игры-упражнения проводятся с индивидуальным слуховым аппаратом.

Обучение различению неречевых звучаний

«Что звучит?»

Цель: учить детей различать неречевые звуки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-восьми.

Педагог включает на компьютере различные звуки (гудок поезда, мычание коровы, аплодисменты и т.д.), ребёнок показывает соответствующую картинку

«Три колокольчика»

Перед ребёнком на столе стоят три металлических колокольчика разного размера и карточка с изображением трёх колокольчиков. Педагог звенит по очереди каждым колокольчиком, давая возможность и ребёнку сделать это. Звучание каждого колокольчика соотносится с картинкой. Затем колокольчики убираются за ширму. Педагог предлагает ребёнку показать на картинке, какой колокольчик будет звенеть.


Обучение различению на слух длительности звучаний.

Цель: учить детей различать на слух и воспроизводить долгие и краткие звучания.

«Машина едет»

Оборудование: игрушечные машинки, две дороги для машин (длинная полоска картона и короткая)

Ребенок и взрослый сидят на ковре. У каждого по одной машинке и по две «дороги», расположенные друг под другом.

Педагог везет машину по длинной дороге, произнося УУУУ (долго), побуждает ребёнка провести свою машину по длинной дороге. Затем машина возвращается в исходное положение - между двумя «дорогами». Взрослый везет машину по короткой дороге – У и побуждает к этому же ребёнка.

Взрослый везет машину в разной последовательности то по длинной, то по короткой дороге, произнося гласный у кратко или долго; каждый раз после «поездки» машина ставится между «дорогами». Ребенок повторяет упражнение за педагогом, также произнося У долго или кратко. Затем педагог произносит звук У кратко или длительно (без движения машины), а ребёнок выполняет действия с машиной и произносит звук.


«Звучащее солнышко»

Оборудование: фланелеграф, жёлтый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи), экран.

Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко (показывает рукой на жёлтый круг)». Он берет длинную жёлтую полоску, произносит па и прикрепляет ее к солнышку.

Взрослый показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па, и побуждает к этому ребёнка. Затем взрослый берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Взрослый показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому ребёнка.

Взрослый произносит то протяжный слог, то краткий, и каждый раз предлагает ребенку повторить его, и выбрать на столе луч. Когда ребенок начнет уверенно справляться с этим заданием (повторять слоги протяжно или кратко и выбирать соответствующий луч), можно предлагать определять долготу звучания слога уже не на слухо-зрительной основе, а только на слух. С этой целью протяжные и короткие слоги произносятся за экраном.

Обучение различению на слух количества звучаний


Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.

«Один, два, три»

Оборудование: барабан, таблички с разным количеством предметов.

Взрослый на глазах ребенка ударяет один раз по барабану, Показывает карточку с одним предметом и побуждает ребёнка сделать то же. Затем ударяет по барабану два раза, показывает карточку с двумя предметами и побуждает к этому ребенка. Так же ударяет три раза и показывает карточку. Затем взрослый предлагает ребенку различать один, два или три удара и показать нужную карточку, опираясь только на слух (барабан за ширмой).


Обучение различению направления звучаний

«Покажи, где звучит»

Ребёнок сидит на стуле. Педагог звенит колокольчиком слева, справа от ребёнка, перед ним, за спиной ребёнка, над его головой и просит показать пальчиком направление звука. Затем просит ребёнка закрыть глаза и на слух определить, где звенит колокольчик. Можно использовать бубен, барабан.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!