Банк заданий к урокам чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
Ежедневное проведение пятиминуток чтения на каждом уроке.
1. Чтение жужжащее.
2 .Чтение хором.
3. Чтение в темпе скороговорки.
4. Чтение «цепочкой» (по одному слову , предложению , абзацу).
5. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
6. Бинарное чтение .Один текст читают два ученика одновременно.
7. «Очередь».Сначала читает учитель , затем ученики читают тот же самый текст .
8. «Буксир» :
А) учитель читает вслух , изменяя скорость чтения . Ученики читают вслух , стараясь успеть за учителем.
Б) учитель читает вслух , дети про себя . Учитель останавливается , ученики показывают слово , где остановился учитель.
9. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
10. «Прыжки». Чтение через слово.
11. «Голова и хвост».Учитель или ученик начинает читать предложение , дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
12. «Первый и последний» Чтение первой и последней буквы в слове ; первого и последнего слова на строчке , первого и последнего слова в предложении.
13. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а ; состоит из двух слогов ; с ударением в конце слова и др.).
14. Круговое чтение . Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
15. « Кто быстрее?» На доске написано предложение , на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
16. «Фотоглаз»:
* на доске столбик слов , которые ученики читают определенное время. Слова закрываются , дети по памяти называют прочитанные слова ;
* учитель показывает кадр диафильма , ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
17. Чтение текста через решетку.
18. «Найди меня». На листах написаны строчки букв , между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
19. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос , на который они должны ответить после окончания работы.
20. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
Выделение голосом то одного , то другого слова в предложении.
«На одном дыхании» Сделать глубокий вдох , прочитать предложение от начала до конца.
Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
Чтение одного предложения с разной интонацией.
«Эхо».Учитель читает 1-2 строчки стихотворения , ученики повторяют его с той же интонацией.
«Ускорение» Одно предложение повторяется несколько раз , постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Разметка текста :паузы, логическое ударение , усиление или ослабление голоса.
Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту , которая больше подходит к тексту , и прочитать текст под музыку.
Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и поется текст стихотворения или небольшого рассказа.
Чтение с настроением. Один ученик читает текст , другие должны угадать его настроение.
«Голоса». Чтение текста , подражая чьему – либо голосу ( старушки, ребенка , слона и др.)
«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например слова кошки голосом мышки ).
Чтение по ролям.
Чтение по ролям без слов автора.
Дикторское чтение . Текст делится на части , каждый «диктор» готовится заранее , чтобы показать образец чтения.
Конкурс чтецов.
Упражнения для понимания смысла текста.
Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
Озаглавливание текста.
Деление текста на части , составление плана.
Определение темы текста , главной мысли.
Определение типа текста.
Подбор иллюстрации к тексту.
По иллюстрации определить содержание текста.
Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок , выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя , природы и т.д.
«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово , подходящее по смыслу.
Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов , газет разрезаются на части , перемешиваются и даются ученику в конверте.
Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке . разрезается на мелкие кусочки .Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить , если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Распространение предложений.
Составление кроссвордов по тексту.
Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
Мини – сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
Подбор загадок к словам из текста.
Подбор пословиц и поговорок , раскрывающих тему текста.
Составление ребусов к словам из текста.
Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой , время года , место действия и др.). Ученики фантазируют , как изменится содержание ;
придумать продолжение рассказа;
всем ученикам раздаются листы , на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начала рассказа. Дальше каждый продолжает по своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
3