СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для развития внимания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития внимания»

Упражнения на развитие внимания строятся по следую­щему принципу: задается условный сигнал и соответст­вующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необ­ходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях со­здавать эмоциональный настрой, условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например: «Кто самый внимательный, усидчивый, выдер­жанный и т.д.?» Именно поэтому более эффективно про­водить эти упражнения с группой детей.


  1. «Стоп-упражнения». Детям предлагается свобод­но двигаться, выполнять любые движения под музыку. Делать какие-либо упражнения и т.д. Условным сигналом является хлопок, услышав который ребенок должен за­мереть и держать позу, пока вы не предложите продол­жить движение. По этому принципу построены известные игры «Море волнуется», «Замри — отомри» и др.

  2. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигательные упражнения, рисование, обсуждение и т.д.). Услышав условный сигнал (колокольчик, хлопок и др.), ребенок должен (по предварительной договоренности) посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате, встать и пробежать по кругу и т.д.

  3. «Условные сигналы».Перед занятием детям задаются условные сигналы. Один хлопок посмотреть вверх—вниз (направо—налево, выполнить «качалку»)
    Два хлопка — прислушаться к звукам вне комнаты (за
    окном, этажом выше, выполнить перекрестный шаг); три хлопка — закрыть глаза и почувствовать свое состояние (произнести скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы» и т.п.). Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание (около 10 секунд).

В другом варианте задаются один условный сигнал и два положения (стоя и сидя) или упражнения («кошка» и «кобра»; пение и шипение; называние четных и не­четных чисел, растений и животных, красных и желтых объектов, существительных и глаголов и т.п.).

Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен как мож­но быстрее переключиться с первого упражнения (положения, действия) на второе. Например, встать, если до этого он сидел; зашипеть, если до этого пел; вспомнить названий различных цветов, деревьев или фруктов, если до этого пе речислял птиц, и т.д.

Развитию навыков быстрого реагирования способствуют также более сложные упражнения на переключение, на преодо­ление двигательного стереотипа. Здесь задается не один а два—четыре условных сигнала и соответствующие им 2-4 реакции, которые ребенок должен запомнить.

  1. «Хлопки». Дети свободно передвигаются по ком­нате. На один ваш хлопок они должны присесть на кор­точки (произнести «звезда»), на два — сделать «ласточку» (произнести «гроздь»), на три — встать с подняты­ми вверх прямыми руками (произнести «крендель») и т.д.

  2. «Четыре стихии». Вы договариваетесь с детьми, что, если прозвучит слово «земля», они должены опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например, «трава»; изобразить змею). На слово ((вода» — вытянуть руки вперед (изобразить волны, во­доросли; сказать «водопад» и т.п.). На слово «воздух» — поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы; сказать «солнце»). На слово «огонь» — произве­сти вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер, дровосека и т.п.).

  3. «Звонкая цифра». Вы с ребенком по порядку назы­ваете числа (буквы, цвета, животных и т.п.). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру «5» (пти­цы, красные фрукты, зимние месяцы). Вместо называния запретного числа (цвета и т.п.) ребенок должен хлопнуть в ладоши. Аналогично можно построить упражнение с запретным движением.

  4. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это дол­жен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, дол­жен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названные животные больше уже не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт.

  5. «Муха». Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле как для «крестиков-ноликов» (размером 3x3 клетки), в центре которого сидящая муха. В начале усвоения этого упражнения для нагляд­ности поле можно и нужно нарисовать, а потом уже пе­реходить к игре на воображаемом поле: сначала с зак­рытыми глазами, а потом — высший пилотаж! — с от­крытыми. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный ходу предыдущего уча­стника. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле.

Важно, чтобы участники любой игры были заинтересо­ваны в победе, вели борьбу «на интерес». Например, проигравший должен сделать что-то штрафное, а выигравший — непременно получить мини-приз.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!