УПРАЖНЕНИЯ-ЭНЕРГИЗАТОРЫ
Ладони
Участники стоят или сидят в кругу.
Ведущий выполняет какое-то движение и «передает» его соседу справа, который в свою очередь «передает» это движение также соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не «получит» от соседа слева новое движение, которое он должен «передать». Затем ведущий начинает выполнять другое движение и т. д.
Д в и ж е н и я:
а) трение ладони о ладонь;
б) щелканье пальцами;
в) хлопанье ладонями по бедрам;
г) топанье ногами;
д) хлопанье по бедрам;
е) щелканье пальцами;
ж) аплодисменты поднятыми вверх руками.
Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности; способствует развитию внимания. Может использоваться при переключении с одного вида деятельности на другой.
Двое рисуют одним карандашом
Объедините участников в пары. Дайте каждой паре лист бумаги и карандаш.
Задание: партнеры в парах, не договариваясь заранее, молча, держа вдвоем один карандаш, должны нарисовать на листе бумаги произвольный рисунок.
Задайте вопросы:
– Что вы нарисовали?
– Как вы решали, кто будет лидировать?
– Был ли один лидер, или лидерство переходило от одного партнера к другому?
– Каков психологический смысл задания?
В качестве небольшого усложнения можно попросить участников, не договариваясь между собой, совместно подписать получившийся рисунок по его окончании.
Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности, развитие умения взаимодействовать с партнером.
Тормоз
Участники стоят в кругу.
Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина (например: «тр-тр»), и звук, с которым она тормозит (например: «стоп»).
Объясните, что если вы скажете «тр-тр», стоящий справа должен сказать то же самое и т. п. Если кто-то скажет «стоп», то «движение» начнется в противоположном направлении.
Задайте вопросы:
– Какие качества участников тренирует упражнение?
– Каков его психологический смысл?
Упражнение направлено на повышение групповой сплоченности; способствует развитию внимания.
Фруктовый салат
Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула.
Рассчитайте группу по принципу: «яблоко», «груша», «банан», «виноград». Попросите каждого запомнить «свой» фрукт.
Задача группы: когда водящий называет какой-то фрукт, например яблоко, все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим. Водящие называют разные фрукты, а время от времени говорят: «Фруктовый салат». Это означает, что все участники должны поменяться местами.
Аллигаторы
1. Участники разбиваются на группы в соответствии с картинками на бейджиках.
2. Каждая группа получает от тренера полоску бумаги.
3. Условие. Группа должна вообразить, что полоски – это лодки, а вокруг в воде плавают аллигаторы. Если кто-то сойдет с полоски, то аллигаторы всех съедят.
Пусть члены групп встанут на полоски.
Задача: построиться по росту.
Задайте вопросы:
– Какие навыки развивает упражнение?
– Каков психологический смысл упражнения?
Кенгуру
Объедините участников в пары.
Предложите парам прижаться друг к другу спиной и сцепиться, переплетя руки в локтях.
Попросите их одновременно тихо сказать друг другу любое число от 1 до 10.
После этого пусть участники сложат названные ими числа.
Участники, не разъединяясь, должны подпрыгнуть такое количество раз, какое у них получилось при сложении.
Тонкая бумага
1. Дайте каждому участнику по тонкому листу бумаги формата А4.
2. Инструкция участникам: «Держите листок горизонтально за два верхних угла прямо перед собой; закройте глаза; внимательно слушайте; делайте с закрытыми глазами то, что говорит тренер».
3. Задание: сложить листок вдвое; разгладить место сгиба; по линии сгиба вырвать клочок бумаги; снова сложить листок пополам.
4. Повторить процедуру три, четыре, пять раз.
5. Когда вы увидите, что у участников получились маленькие, многократно сложенные листки, предложите развернуть их и вернуть в исходное положение перед собой. Затем предложите группе открыть глаза.
Мяч по кругу
Участники встают в круг, держа руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии.
Задача: прокатить мяч по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол.
Сначала пустите мяч по кругу по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Желательно, чтобы темп игры был как можно более быстрым.
Помощь
Дайте каждому участнику банковскую резинку.
Предложите надеть резинку на мизинец и большой палец левой руки так, чтобы резинка была с внешней стороны ладони.
Попросите участников без помощи правой руки снять резинку. Пусть участники попробуют все способы, которые приходят им в голову.
Примечание: единственное решение – это попросить помощи у других участников, которые могут снять резинку, не нарушая условия.
Сделайте вывод: нередко лучшее решение проблемы – просьба о помощи.
Телетайп
Участники встают в круг, держась за руки.
Ведущий легким незаметным пожатием руки посылает справа стоящему участнику «телеграмму», которая передается им дальше по кругу.
Путаница (I вариант)
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга.
1. По сигналу тренера каждый игрок находит себе партнера по рукопожатию, им не должен быть сосед справа.
2. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе партнера по рукопожатию, им не должен быть сосед слева. Очень важно, чтобы это был не тот же самый человек.
3. Задача участников состоит в том, чтобы распутаться, то есть снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
УПРАЖНЕНИЯ-АКТИВАТОРЫ
Путаница (II вариант)
Участники, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладонями, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.
Ладони и колени
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение: два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
Печатная машинка
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Кто ошибется – выходит из игры.
Апельсин
Перекидывая друг другу небольшой мяч, дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Подарок
Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Часы
Это упражнение на поддержание работоспособности.
Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры.
Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Животные
Это упражнение также для поддержания работоспособности.
Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называется свое животное, и два удара ладонями по коленям с одновременным называнием животного другого участника.
Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу (в том же темпе два раза) хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопает в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.
Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.
Ветер дует...
Реквизит. Необходимо помещение со стоящими стульями и пространство для свободы перемещения.
Количество участников. Любое.
Правила. Ведущий объявляет:
– Сильный ветер дует и сдувает всех тех...
Дальше нужно назвать какой-либо признак. Например, тех, кто в черных ботинках. Как только фраза заканчивается, все, у кого черные ботинки, должны пересесть на другой стул. Ведущий тоже старается сесть на свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.
Переход через реку
Реквизит. Листы бумаги А4 по одному для каждого участника. (Вариант – куски газеты разного размера.)
Количество участников. Любое. (Вариант – две команды.)
Правила. На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её необходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бумаги.
При этом камни остаются на месте, если на них стоит человек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уносит (ведущий сам убирает листки).
Вариант: возможно, «всплывают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться касание одеждой либо только частями тела).
Группа должна переправиться через реку в полном составе.
Папа Абрахам
Без реквизита.
Количество участников. Любое, все, кто присутствует на занятии.
Правила. Ведущий (поет):
Папа Абрахам
Детей растил,
И сыновья его любили.
Они не плакали
И не смеялись,
А только делали вот так...
После этих слов ведущий показывает какой-нибудь жест и называет его (например:«Руку влево»). Песня начинается сначала. На каждом повторе добавляются новые движения и новая строчка. В конце концов песня может зазвучать так:
Папа Абрахам
Детей растил,
И сыновья его любили.
Они не плакали
И не смеялись,
А только делали вот так...
Руку влево... Руку вправо...
Ногу влево... Ногу вправо...
Шаг вперед... Шаг назад...
Руки шире... Улыбнулись...
Бег на месте... Повернулись...
Поклонились... Развернулись...
Обернулись... Расслабились.
Саймон сказал
Без реквизита.
Количество участников: любое (вся группа).
Правила. Ведущий показывает движение и повторяет его. Участники должны его тоже повторить, но только в том случае, если ведущий произнес: «Саймон сказал...» Первый из тех, кто ошибся, становится ведущим.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ РАЗБИВКИ УЧАСТНИКОВ НА ГРУППЫ
Задача разбивки тренинговой группы на отдельные подгруппы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии – нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует использовать процедуры случайной разбивки на группы. Применение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не директивный, а игровой характер.
Упражнение «Расчет»
Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «первый – второй», «первый – второй – третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное предупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.
Упражнение «Сегментация круга»
Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.
Упражнение «Цветоделение»
Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (возможное название «Гринпис»). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «повесить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см.: «Школьный психолог», 2000) или другую, в которой требуется группа негативных персонажей, а также если вы рассматриваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающихся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдельную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.
Упражнение «Построение по ранжиру»
Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими способами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой – «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.
Упражнение «Стрельба глазами»
Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбиты по парам. А дальше – по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то из них заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за право включить этого игрока в свой состав, или найти другое решение, оптимальное для этого конкретного случая.
Упражнение «Атомы и молекулы» (I вариант)
Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды – из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, – либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).
Упражнение «Лидеры»
Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо – в зависимости от количества подгрупп), кто вскочил со своего места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Лидеры получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду.
Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется разделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому ведущий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.
Упражнение «Любое число»
Еще одна игра, которая может быть использована для разбивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников. Ведущий командует: «Три-четыре!» Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» – заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходимое количество игроков в одной подгруппе. Если встало столько игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто просит их выйти из круга и продолжает игру составшимися, назвав то же самое число (в случае если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было разделить пополам, то достаточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.
Упражнение «Разбивка по критерию»
Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.
Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относительно событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ведущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.
Представьте, что вы – посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только «заморил червячка». Давайте попробуем рассесться в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное место, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе. Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!»
В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении дальнейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и преподнесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому-то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» рецептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предложить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний – от беспросветной тоски до безудержного восторга, – попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.
Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» подгруппу.
Упражнение «Кто на новенького?»
Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару ( можно две) партнеров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.
Упражнение «Джунгли»
Реквизит: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке стула.
Упражнение используется для деления на группы и поддержания работоспособности.
Ведущий до начала занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных (например «обезьяна», «крокодил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека.
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, – собраться в группы всем «бегемотам», «обезьянам», «крокодилам» и «верблюдам».
Упражнение «Атомы и молекулы» (II вариант)
Упражнение на создание работоспособности и разделение на подгруппы.
Все участники – «атомы». Они двигаются по типу броуновского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах и места соединений задает ведущий.
Например: «Молекулы, по три локтями!» – все должны разбиться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполнения упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).
УПРАЖНЕНИЯ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА
Педагог, проводящий на занятии разминку игрового характера, формулирует вопросы для обсуждения с группой, интерпретирует результаты упражнений в зависимости от цели, которую предполагается достичь данной разминкой, характера и тематики тренинга и контингента участников группы.
Игра «Ахой»
Тип игры: знакомство; энерджайзер (активная разминка).
Тематика игры: любая.
Количество участников: вся группа.
Размер группы: любой.
Длительность: 10 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Участники усаживаются на стульях в круг. В начале игры ведущий сам становится в середину круга, выбирает одного из игроков (например Петю) и задает ему вопрос: «Петя, кого из присутствующих здесь ты бы хотел видеть в качестве своего друга?» Петя должен назвать имена двух членов группы (соседи справа и слева исключаются!). Эти игроки и оба соседа Пети меняются местами. При этом сам Петя остается сидеть на месте. Во время перемены мест ведущий в круге также пытается занять освобождающийся стул. Другими словами, пять человек претендуют на четыре стула. Игру продолжает вести тот, кто не успел занять стул.
Возможные варианты игры. Ведущий кричит: «Ахой!» Тогда каждый член группы должен пересесть на другое место (на соседние стулья садиться нельзя!). В этом случае ведущий также пытается занять свободный стул.
Рекомендации для ведущего. В этой азартной игре участникам предоставляется прекрасная возможность закрепить в памяти имена друг друга.
Источник информации: Людмила Смирнова (Центр женских инициатив, г. Тосно).
Игра «Бананы-бананы»
Тип игры: разминка; «ледокол».
Тематика игры: любая.
Количество участников: вся группа (вместе).
Размер группы: любой.
Длительность: 10–15 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Группа встает в круг. Ведущий предлагает повторять за ним слова, интонацию и движения.
Интонация к каждому циклу слов и движений: обычная, грозным голосом, низким, пискляво, иронично и т. п.
Цикл слов и движений:
«Бананы-бананы» – обе руки выбрасываются сначала влево, потом вправо, пальцы как будто брызжут водой на кого-то;
«Срываем бананы» – то же самое движение рук, пальцы как будто что-то берут (срывают);
«Чистим бананы» – то же самое движение рук, пальцы как будто снимают кожуру с банана сверху вниз;
«Едим бананы» – поочередно подносим руки ко рту, словно едим воображаемые бананы.
Возможные варианты игры. Можно продолжить варьировать интонации.
Источник информации: Дмитрий Богачев (г. Великий Новгород).
Игра «Бинго»
Тип игры: знакомство; айсбрейкер (сплочение).
Тематика игры: работа с командой.
Количество участников: группа полностью.
Размер группы: любой.
Длительность: 30 минут.
Реквизит: «Бинго»-формуляры по числу участников. «Бинго»-формуляр представляет собой таблицу (4 ґ 6 см), в которой записаны различные характеристики, совпадающие у разных игроков. Например: «В детстве играл на пианино», «В школе изучал немецкий язык», «Люблю читать» и т. п. Утверждения, представленные в формулярах, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило, по крайней мере, к одному из участников.
Правила проведения игры. Отодвиньте в сторону стулья и столы с тем, чтобы участники могли свободно перемещаться по помещению. Раздайте каждому участнику копию «Бинго»-формуляра. Каждый игрок находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной графе. Участники ищут подходящих кандидатов. Первый, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бинго!»
Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей.
Возможный вариант игры. Если группа большая, то единственное правило игры звучит так: «Игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза».
Рекомендации для ведущего. Это очень оживленная игра, в ходе которой можно удовлетворить свое любопытство относительно членов группы.
Источник информации: Людмила Смирнова (Центр женских инициатив, г. Тосно); дополнено К. Кононович (НОУДОВ «Северо-западная народная академия»).
Игра «Танец с листком»
Тип игры: айсбрейкер (сплочение).
Тематика игры: работа с командой (развитие межличностной чувствительности, взаимопонимания).
Количество участников: вся группа (по парам).
Размер группы: любой.
Длительность: 20 минут.
Реквизит: музыкальное сопровождение (желательно).
Правила проведения игры. Упражнение выполняется в парах. Для выполнения упражнения лучше использовать соответствующую музыку. Каждой паре предлагается взять по одному листу бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами «лоб в лоб». Лист бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары – двигаться по комнате, удерживая свой лист лбами. Руки при этом необходимо заложить за спину. При этом участникам нельзя долго стоять на месте и нельзя разговаривать. Парам необходимо найти каналы интуитивного понимания партнера. Партнеры, которые уронили листок, должны замереть в тех позах, в которых они находятся в момент, когда их листок коснется пола, и должны оставаться в них до окончания общей процедуры игры. Она закончится тогда, когда останется только одна пара.
Рекомендации для ведущего. Выполнение упражнения в небольших комнатах усложняется, так как участникам необходимо делать много виражей, чтобы не столкнуться с другими участниками или со стеной. При этом участникам необходимо постоянно «чувствовать друг друга», понимать, кто первым «входит в поворот». В больших помещениях можно усложнить упражнение, беспорядочно расставив по комнате стулья.
Вопросы для обсуждения результатов с группой. В задании есть лазейка, которую не сразу замечают участники. Замереть нужно только в тот момент, когда листок коснется пола. А пока он падает, можно успеть принять более удобную позу, хотя бы выпрямиться. Кто-то даже успевал сесть на стул. Но иногда участники так и стоят – «лоб в лоб». На эти моменты следует обратить внимание в процессе обсуждения.
Источник информации: Людмила Смирнова (Центр женских инициатив, г. Тосно).
Игра «Землетрясение»
Тип игры: разминка, «ледокол», диагностика команды.
Тематика игры: любая.
Количество участников: группа разбивается на «тройки» плюс сменный ведущий (10 человек и более).
Размер группы: 10 участников и более.
Длительность: 5–10 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Группа разбивается на группы по 3 человека: два участника встают лицом друг к другу и держатся за руки («домики»), третий стоит внутри «домика («люди»). «Домики» всегда двигаются в паре, не разжимая рук. Один должен быть лишним – «бездомным», он – ведущий.
Если ведущий говорит: «Домики ищут людей», то все «домики» оставляют своих «людей» и ищут новых. «Люди» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится новым ведущим. Если ведущий говорит: «Люди ищут домики», то все «люди» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» остаются на месте. Оставшийся без «домика» становится ведущим. Если ведущий говорит: «Землетрясение», то все: и «люди», и «домики» – ищут себе новых партнеров игры. Оставшийся без «домика» становится ведущим.
Интерпретация результатов. Могут оцениваться внимание и скорость реакции, умение уступить, лидерство.
Возможные варианты игры: игра «Третий лишний».
Источник информации: Дмитрий Григорьев (Фонд имени С. Я. Маршака, г. Москва).
Игра «Имя и эпитет»
Тип игры: знакомство (запоминание имен).
Тематика игры: любая.
Количество участников: вся группа.
Размер группы: любой.
Длительность: 15 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Группа рассаживается по кругу.
Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и его имя, позитивным образом характеризовать человека, возможно, содержать преувеличение, например: «магнетическая Магда», «гениальный Геннадий», «буйный Борис» и т. д.
Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше, по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
Возможные варианты игры: см. игру «А ты кто?».
Рекомендации для ведущего. Лучше провести игру так, чтобы Вы оказались последним участником, ведь для Вас крайне важно знать всех членов группы по имени. Следовательно, игру должен начинать Ваш сосед справа или слева.
Вопросы для обсуждения результатов с группой. В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
– Какие эпитеты меня впечатлили?
– Какие имена мне было трудно запомнить?
– К кому я теперь испытываю интерес?
Источник информации. Людмила Смирнова (Центр женских инициатив, г. Тосно).
Игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
Тип игры: знакомство; «ледокол».
Тематика игры: любая. Количество участников: вся группа (поочередно).
Размер группы: любой.
Длительность: зависит от размера группы (из расчета 1 минута на участника).
Реквизит: мяч или любой подручный предмет небольшого размера, который можно передавать.
Правила проведения игры. По кругу передается мячик (или иной предмет). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант – делать в свободное время)... (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не расскажет о себе.
Возможные варианты игры. Можно варьировать тематику того, что человек любит делать: в свободное время, в команде, или даже есть, читать и т. д.
Источник информации: В. А. Данилова (Фонд «Сообщество», г. Великий Новгород).
Игра «Джунгли»
Тип игры: разминка; «ледокол».
Тематика игры: любая.
Количество участников: группы по три человека и ведущий.
Размер группы: оптимально – до 20 человек.
Длительность: 15 минут (зависит от ведущего).
Без реквизита.
Правила проведения игры. Участники становятся в круг. Ведущий в центре круга объясняет: «Мы все находимся в джунглях, где живет много зверей. В наших джунглях живут слон, обезьяна и утка».
На примере любых трех участников ведущий показывает и объясняет, как нужно изображать каждое животное.
Правила таковы: ведущий показывает на любого участника и называет зверя. Участник и его соседи справа и слева должны без ошибок изобразить названное животное.
«Слон». Центральный участник тройки – «хобот»: вытягивает руку вперед, вторую руку заводит под вытянутую и берет себя за нос. Соседи справа и слева – «уши»: они приставляют «уши» слева и справа – одна рука вверху загнута немного вниз, вторая рука внизу загнута немного вверх (полукруг).
«Обезьяна». Центральный участник тройки «ест банан»: подносит руки ко рту, держа воображаемый банан обеими руками и энергично «жует». Соседи справа и слева – «пальмы»: поднимают руки вверх и качаются влево – вправо, как деревья на ветру.
«Утка». Центральный участник тройки – «клюв»: кладет одну ладонь поверх другой, подносит их ко рту и изображает закрывающийся и открывающийся клюв. Соседи справа и слева – «утиная походка»: руки согнуты в локтях, вместе с плечами и торсом двигаются поочередно вперед – назад, бедра движутся влево – вправо, слегка приседая и поднимаясь (похоже на элемент «Танца маленьких утят»).
Ведущий дает группе 1–2 раза потренироваться, а затем предлагает начать игру с условием – изображать животных надо быстро и правильно; тот, кто не успеет или ошибется, становится ведущим и продолжает игру.
Интерпретация результатов. Могут оцениваться внимание и быстрота реакции.
Возможные варианты игры. Если в помещении нет возможности встать в круг, игру можно проводить, стоя за столами, разбившись на тройки, как в игре «Зоопарк» («Мои предпочтения»).
Рекомендации для ведущего. Следить за наращиванием скорости сменными ведущими.
Источник информации: Дмитрий Григорьев (Фонд имени Маршака, г. Москва).
Игра «Мои предпочтения»
Тип игры: релаксация.
Тематика игры: любая.
Количество участников: группа полностью.
Размер группы: любой.
Длительность: 5–10 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Раздайте листы и попросите участников задумать свой любимый цвет, а затем описать его тремя словами (например для синего – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
Попросите участников ответить на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была возможность сфотографироваться с любимым животным, кого бы Вы выбрали?» Далее описать животное тремя словами (напримеропиние тигра – сильный, опасный, напружиненный).
Попросите участников задумать свой любимый город и придумать для него три характеризующих его слова (например для Санкт-Петербурга – интеллектуальный, деловой, освежающий).
Интерпретация результатов. Сообщите участникам, что:
– три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
– три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;
– три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.
Возможные варианты игры. Аналогично игре «Кто я?».
Рекомендации для ведущего. Использовать игру для разогрева или рас-слабления уставшей группы.
Вопросы для обсуждения результатов с группой:
– Что вы думаете о результатах этого упражнения?
– В какой степени результаты упражнения могут дать настоящий ключ к восприятию себя?
– В чем риск и цена того, чтобы воспринимать, описывать и оценивать человека, используя ограниченные и неконкретные характеристики?
Источникинформации: Scannel and Newstrom («Still more games trainers play»).
Игра «Имена, имена»
Тип игры: знакомство (запоминание имен).
Тематика игры: работа с командой.
Количество участников: вся группа.
Размер группы: любой.
Длительность: 30 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Пусть члены группы свободно походят по комнате и пожмут руку как можно большему числу участников игры. При каждом рукопожатии они должны представиться и сообщить что-нибудь важное о себе. Сообщение должно быть кратким. Одновременно нужно удержать в памяти как можно больше имен членов группы. Теперь предложите всем вернуться на свои места и записать те имена, которые они смогут вспомнить (за исключением имен, известных участникам ранее). На выполнение задания отводится 2 минуты. Попросите членов группы подчеркнуть три первых отмеченных имени. Попросите их разбиться на «пятерки» и обменяться мнениями о значении первых трех имен, написанных на листах. На выполнение этой части задания отводится 5–10 минут.
Вопросы участникам игры:
– Почему именно эти три имени пришли на ум первыми?
– Имеют ли эти имена особое значение?
– Может быть, так звали людей, с которыми были связаны особенные воспоминания и чувства?
Вопросы для обсуждения результатов с группой. Соберите группу вместе и предложите обсудить следующие вопросы:
– Как я обычно запоминаю имя человека?
– Какие чувства и ассоциации помогают мне удерживать в памяти имена людей?
– Знаю ли я какие-нибудь особые приемы, позволяющие лучше запоминать имена?
Источники информации: К. Фопель, «Сплоченность и толерантность в группе»; Людмила Смирнова (Центр женских инициатив, г. Тосно).
Игра «Считалка»
Тип игры: айсбрейкер (сплочение).
Тематика игры: тренинг личностного роста (умение концентрироваться, развитие внимания), работа с командой.
Количество участников: полностью вся группа.
Размер группы: любой.
Длительность: 10–15 минут.
Без реквизита.
Правила проведения игры. Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается поиграть в «считалку». Но не в простую, а в особенную. Первый участник называет число «один», сидящий слева от него участник называет число «два», затем следующий за ним по кругу (по часовой стрелке) говорит «три» и так далее. Особенность заключается в следующем: участнику, которому предстоит назвать число, кратное четырем или содержащее в себе цифру «4» (например 4, 8, 12, 14, 16 и т. д.), необходимо хлопнуть в ладоши и тем самым пропустить ход. Данное число называет следующий за ним человек. Если кто-то ошибается, то он выбывает из игры, но остается сидеть на своем месте, пропуская ходы.
Возможные варианты игры. Можно усложнить условие, добавив в процессе выполнения упражнения дополнительную кратность, например трем. В результате хлопать должны участники, на кого выпадают числа: 3, 4, 6, 8, 9, 12 и т. д. При данном исполнении участники выбывают гораздо быстрее.
Источник информации: Людмила Смирнова (Центр женских инициатив, г. Тосно).
Игра «Кто я?» (II вариант)
(см. игры «Имя и эпитет», «Мои предпочтения»)
Тип игры: «ледокол».
Тематика игры: любая.
Количество участников: вся группа.
Размер группы: любой.
Длительность: зависит от размера группы (из расчета 3 минуты на обдумывание плюс по 1–1,5 минуты на представление каждого участника).
Без реквизита.
Правила проведения игры. Ведущий предлагает участникам вспомнить и записать трех любимых сказочных героев.
Интерпретация результатов. Ведущий дает толкование сказочным героям по порядку:
– что вы думаете о себе;
– что другие думают о вас;
– кто вы на самом деле.
Каждый участник по кругу рассказывает, что у него получилось: «Я думаю, что я – ... . Другие думают, что я – ... . На самом деле я – ...».