СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих  технологий: —Физические упражнения для коррекции бега; —Физические упражнения для коррекции прыжков; —Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук; —Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия); —Профилактика и коррекция плоскостопия; —Упражнения для коррекции дыхания; —Спортивно – оздоровительные мероприятия .  

Просмотр содержимого документа
«Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий»

Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий Подготовила: учитель Физической культуры Саляхова Елена Вагисовна

Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий

Подготовила: учитель Физической культуры Саляхова Елена Вагисовна

Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий: Физические упражнения для коррекции бега; Физические упражнения для коррекции прыжков; Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук; Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия); Профилактика и коррекция плоскостопия; Упражнения для коррекции дыхания; Спортивно – оздоровительные мероприятия .

Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий:

  • Физические упражнения для коррекции бега;
  • Физические упражнения для коррекции прыжков;
  • Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук;
  • Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия);
  • Профилактика и коррекция плоскостопия;
  • Упражнения для коррекции дыхания;
  • Спортивно – оздоровительные мероприятия .

Физические упражнения для коррекции бега. У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.

Упражнения

1

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

2

Коррекционная направленность

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)

3

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног

«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа

4

Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания

Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки

5

6

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки

Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений

Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем

Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом скакалками)

7

Дифференцировка усилий и длины шага

«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка

8

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение

Бег медленный в чередовании с ходьбой (5 — 10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу)

9

«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)

10

Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы

Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, сюростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата

Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с.

Быстрэта двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестиб/лярного аппарата

Коррекция прыжков Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой. В занятиях с детьми упражнения выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций .

Упражнения

1

2

Коррекционная направленность

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90"

Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10—15 м

3

Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног

Прыжки через скакалку — на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад

4

Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5—6 прыжков подряд)

Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости

5

6

Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа

Прыжки с зажатым между стопами мячом

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног

7

Координация движений, точность кинестетических ощущений 9

Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)

8

Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок

Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества

9

Координация движений рук и ног, ритмичность движений

Прыжки через обруч, а) перешагиванием; б) на двух ногах с междускоками; в) на двух ногах

Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног

Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук

Упражнения

1

Коррекционная направленность

С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.) а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую, б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя. в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя. г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета

2

3

Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом

Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения. Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве

Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания

Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. То же, но ловля правой (левой) рукой

4

Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара.

а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя, б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом

5

6

-Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках,

Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность

-Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой,

Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой)

- Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный), - Удары разными мячами о стену,

7

- Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол

- Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую,

Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания  

-Подбрасывание левой и ловля левой,

- Подбрасывание правой и ловля правой

- Броски мяча в цель с близкого расстояния  

Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества

- Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4—6 м.

- Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу

Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)

Упражнения

1

Коррекционная направленность

«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника

2

Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость

«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой

3

Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений

«Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, - перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук

4

5

«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук

Укрепление мышц туловища, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространств

Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве

«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову

6

Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению

«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке

7

Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота

«Пловец». Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола

Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения

Профилактика и коррекция плоскостопия      Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя. Коррекционные упражнения, выполняемые лежа:  1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы. 2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны. 3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола. 4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней. 5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягиваьие носков стоп с поворотом их вовнутрь.

Профилактика и коррекция плоскостопия  

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя.

Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.

  • Коррекционные упражнения, выполняемые лежа:

1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы.

2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.

3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.

4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.

5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягиваьие носков стоп с поворотом их вовнутрь.

Коррекционные упражнения, выполняемые сидя:  1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь. 2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки. 3. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое. 4. Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы. 5. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика. 6. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. 7. Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам — ползающие движения стоп вперед и назад за счет пальцев ног. 9. В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между ногами, стопы захватить руками со стороны подошвы и поочередно поднимать их. 10. В упоре сидя сзади — поочередные и одновременные круговые движения стопой

Коррекционные упражнения, выполняемые сидя:

1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.

2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.

3. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое.

4. Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы.

5. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.

6. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.

7. Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам — ползающие движения стоп вперед и назад за счет пальцев ног.

9. В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между ногами, стопы захватить руками со стороны подошвы и поочередно поднимать их.

10. В упоре сидя сзади — поочередные и одновременные круговые движения стопой

Коррекционные упражнения, выполняемые стоя:  1. Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в исходное положение. 2. Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед. 3. Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в исходное положение.  4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы. 5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на носки, вернуться в исходное положение. 6. На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу — захватить пальцами ног шейку или головку булавы и поставить ее на основание. 7. Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не поднимая ее. 8. Поставить левую (правую) ногу на носок — поочередная смена положения в быстром темпе. 9. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.  

Коррекционные упражнения, выполняемые стоя:

1. Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в исходное положение.

2. Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед.

3. Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в исходное положение.

4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы.

5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на носки, вернуться в исходное положение.

6. На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу — захватить пальцами ног шейку или головку булавы и поставить ее на основание.

7. Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не поднимая ее. 8. Поставить левую (правую) ногу на носок — поочередная смена положения в быстром темпе.

9. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.  

Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе:   1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп. 2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь. 3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы. 4. Ходьба на носках по наклонной плоскости. 5. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. 6. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь. 7. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию). Коррекция дыхания

Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе:

1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.

2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.

3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.

4. Ходьба на носках по наклонной плоскости.

5. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

6. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь. 7. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию). Коррекция дыхания

Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры " width="640"

Упражнения для коррекции дыхания

Упражнения

1

Коррекционная направленность

Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права» рука на груди, левая — на животе — глубокое медленное дыхание через нос

2

Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая — брюшное (поднимается живот)

Лежа на спине, руки вдоль туловища — глубокий вдох через нос (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос

3

Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление

Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях — глубокий вдох и выдох

4

5

То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох — ка 4 («сдунули одуванчик»)

Увеличение глубины полного дыхания в статической позе

Усвоение ритма полного дыхания

Стоя, руки на пояс — глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу»)

6

Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление

Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой — глубокий вдох и длинный выдох («подули на молоко»)

7

Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление

Лежа на спине, поднимание рук вверх — вдох, опускание — выдох

8

Усиление глубины вдоха в сочетании с движением

«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок — глубокий вдох — поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-у»

Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры

Спортивно – оздоровительные мероприятия : СОДЕЙСТВУЮТ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СПОСОБСТВУЮТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА  Дети посещают секции по баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, настольному теннису. Участвуют во внутришкольных соревнованиях, и выезжают на районные и республиканские соревнования.

Спортивно – оздоровительные мероприятия :

  • СОДЕЙСТВУЮТ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  • ВОСПИТЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
  • СПОСОБСТВУЮТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Дети посещают секции по баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, настольному теннису. Участвуют во внутришкольных соревнованиях, и выезжают на районные и республиканские соревнования.

Мы стремимся к полной реализации , в жизни каждого ребенка , трех моментов: индивидуальной подход к учебной нагрузки; обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений;  полное удовлетворение потребности в движении;

Мы стремимся к полной реализации , в жизни каждого ребенка , трех моментов:

  • индивидуальной подход к учебной нагрузки;
  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений;
  • полное удовлетворение потребности в движении;
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов Список использованной литературы и Интернет-ресурсов Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва,2010. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1999. Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009 г.   Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с. Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. – 2000. – № 3. – С. 43–44. Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2003.   http://spo.1september.ru/ 5. http://www.it-n.ru/  Спасибо за внимание!

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  • Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
  • Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва,2010.
  • Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1999.
  • Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009 г.
  •   Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
  • Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. – 2000. – № 3. – С. 43–44.
  • Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2003.
  •   http://spo.1september.ru/ 5. http://www.it-n.ru/

Спасибо за внимание!