Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий
Подготовила: учитель Физической культуры Саляхова Елена Вагисовна
Упражнения используемые для реализации здоровьесберегающих технологий:
- Физические упражнения для коррекции бега;
- Физические упражнения для коррекции прыжков;
- Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук;
- Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия);
- Профилактика и коррекция плоскостопия;
- Упражнения для коррекции дыхания;
- Спортивно – оздоровительные мероприятия .
Физические упражнения для коррекции бега. У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
№
Упражнения
1
Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу
2
Коррекционная направленность
Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости
Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)
3
Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног
«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа
4
Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания
Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки
5
6
Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки
Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений
Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем
Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом скакалками)
7
Дифференцировка усилий и длины шага
«Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка
8
Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение
Бег медленный в чередовании с ходьбой (5 — 10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу)
9
«Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)
10
Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы
Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, сюростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата
Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с.
Быстрэта двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестиб/лярного аппарата
Коррекция прыжков Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой. В занятиях с детьми упражнения выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций .
№
Упражнения
1
2
Коррекционная направленность
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90"
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10—15 м
3
Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
Прыжки через скакалку — на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад
4
Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5—6 прыжков подряд)
Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости
5
6
Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа
Прыжки с зажатым между стопами мячом
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
7
Координация движений, точность кинестетических ощущений 9
Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)
8
Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок
Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества
9
Координация движений рук и ног, ритмичность движений
Прыжки через обруч, а) перешагиванием; б) на двух ногах с междускоками; в) на двух ногах
Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений рук и ног
Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
№
Упражнения
1
Коррекционная направленность
С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.) а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую, б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя. в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя. г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета
2
3
Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом
Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения. Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве
Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания
Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. То же, но ловля правой (левой) рукой
4
Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара.
а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя, б) То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом
5
6
-Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках,
Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность
-Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой,
Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой)
- Поочередные удары разными мячами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, резиновый, теннисный), - Удары разными мячами о стену,
7
- Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол
- Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую,
Дифференцировка тактильных ощущений, дифференцировка двигательных реакций в ответ на разные раздражители, точность движений, соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания
-Подбрасывание левой и ловля левой,
- Подбрасывание правой и ловля правой
- Броски мяча в цель с близкого расстояния
Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества
- Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4—6 м.
- Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)
№
Упражнения
1
Коррекционная направленность
«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника
2
Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой
3
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений
«Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, - перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук
4
5
«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук
Укрепление мышц туловища, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространств
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве
«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову
6
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению
«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке
7
Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота
«Пловец». Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола
Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения
Профилактика и коррекция плоскостопия
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя.
Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.
- Коррекционные упражнения, выполняемые лежа:
1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы.
2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.
3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.
4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.
5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягиваьие носков стоп с поворотом их вовнутрь.
Коррекционные упражнения, выполняемые сидя:
1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.
2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.
3. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое.
4. Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы.
5. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.
6. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
7. Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам — ползающие движения стоп вперед и назад за счет пальцев ног.
9. В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между ногами, стопы захватить руками со стороны подошвы и поочередно поднимать их.
10. В упоре сидя сзади — поочередные и одновременные круговые движения стопой
Коррекционные упражнения, выполняемые стоя:
1. Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в исходное положение.
2. Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед.
3. Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы.
5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
6. На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу — захватить пальцами ног шейку или головку булавы и поставить ее на основание.
7. Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не поднимая ее. 8. Поставить левую (правую) ногу на носок — поочередная смена положения в быстром темпе.
9. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.
Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе:
1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.
2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.
3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.
4. Ходьба на носках по наклонной плоскости.
5. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
6. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь. 7. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию). Коррекция дыхания
Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры " width="640"
Упражнения для коррекции дыхания
№
Упражнения
1
Коррекционная направленность
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права» рука на груди, левая — на животе — глубокое медленное дыхание через нос
2
Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая — брюшное (поднимается живот)
Лежа на спине, руки вдоль туловища — глубокий вдох через нос (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос
3
Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях — глубокий вдох и выдох
4
5
То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох — ка 4 («сдунули одуванчик»)
Увеличение глубины полного дыхания в статической позе
Усвоение ритма полного дыхания
Стоя, руки на пояс — глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу»)
6
Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление
Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой — глубокий вдох и длинный выдох («подули на молоко»)
7
Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление
Лежа на спине, поднимание рук вверх — вдох, опускание — выдох
8
Усиление глубины вдоха в сочетании с движением
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок — глубокий вдох — поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-у»
Согласование дыхания с движением, акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры
Спортивно – оздоровительные мероприятия :
- СОДЕЙСТВУЮТ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
- ВОСПИТЫВАЮТ ИНТЕРЕС К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
- СПОСОБСТВУЮТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Дети посещают секции по баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, настольному теннису. Участвуют во внутришкольных соревнованиях, и выезжают на районные и республиканские соревнования.
Мы стремимся к полной реализации , в жизни каждого ребенка , трех моментов:
- индивидуальной подход к учебной нагрузки;
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений;
- полное удовлетворение потребности в движении;
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
- Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
- Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва,2010.
- Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1999.
- Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009 г.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
- Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. – 2000. – № 3. – С. 43–44.
- Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. Тихомирова, Л. Ф. Здоровый учитель – здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Народное образование. – 2003.
- http://spo.1september.ru/ 5. http://www.it-n.ru/
Спасибо за внимание!