СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по лексике

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексические упражнения активизируют и обогащают словарный запас учащихся, воспитывают у них внимание к слову, его значению, развивают лингвистическое и логическое мышление. Лексическая работа может быть включена в любой из этапов урока и тесно переплетаться с его основной темой.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по лексике»

Упражнения по лексике

Лексические упражнения активизируют и обогащают словарный запас учащихся, воспитывают у них внимание к слову, его значению, развивают лингвистическое и логическое мышление. Лексическая работа может быть включена в любой из этапов урока и тесно переплетаться с его основной темой.

1. Подобрать антонимы к слову свежий в данных словосочетаниях.

Свежий хлеб, свежее белье, свежие цветы, свежая рыба, свежий вид, свежая газета, свежий воздух, свежий огурец.


2.Указать общеупотребительные слова и устаревшие.

Хлад, очи, ворота, ведать, глас, берег, глаза, знать, злато, холод, врата, брег, ночь, середина, золото, нощь, средина, голос.


3.Найти общее название для каждого ряда слов.

1) Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. 2) Футбол, бокс, хоккей, теннис, волейбол, гимнастика.3) Клещи, молоток, напильник, стамеска, долото.


4. Указать к какому стилю речи относятся данные фразеологизмы. Где возможно, заменить их одним словом-синонимом.

След простыл, принять меры, делать большие глаза, браться за ум, играть роль, принять за чистую монету, вступить в силу.


5. Заменить выделенные слова синонимами с разделительным Ъ или Ь знаком.

1) Ночью разыгрался буран (вьюга). 2) На стене висела афиша (объявление). 3) Туристы приблизились (подъехали) к водопаду. 4) Теснина (ущелье) находилась между отвесными горами.


6. Подобрать к словам антонимы. Объяснить написание выделенных орфограмм.

Здоровье (болезнь), сила (слабость), открыть (закрыть), молодость (старость), трудолюбие (лень), воздвигать (разрушать),горе (радость).


7. Объясните правописание гласных корня в данных словах. Выяснить лексическое значение слов.

Промокать – промакать, посвящать – просвещать, сровнять – сравнять, примирять – примерять, седеть – сидеть.

8. Подобрать к данным словам однокоренные так, чтобы непроизносимый согласный прояснился. Определить лексическое значение слов.

Вестник (весть), захолустный (захолустье), сердце (сердечный), тростник (трость), повестка (оповестить), честный (честь), гигантский (гиганты).


9. Подобрать антонимы к прилагательным. Объяснить написание Н или НН в прилагательных.

Постоянная работа ( временная), поздняя весна ( ранняя), внешняя политика ( внутренняя),быстрая езда ( медленная).


10.Заменить устаревшие слова современными синонимами.

Чело (лоб), баталия (битва), ланиты (щеки), перст (палец), пиит (поэт), уста (губы).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!