СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по применению законов логики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на законы логики по дисциплине "Основы исследовательской деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по применению законов логики»

Упражнение 1. Нарушены ли в нижеприведенных высказываниях законы логики? Если да, то какие? В каждом случае поясните ответ.


«— Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

— Нет и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Да»

(И. С. Тургенев)



« — Ты за кого будешь голосовать на ближайших выборах?

— За нынешнего Президента!

— А почему не за кого-нибудь другого?

— Так ведь он у нас нынче начальник, вот за него потому и буду. Будет другой начальник — тогда и буду за этого другого голосовать!»


«...Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела»

(И. Ильф, Е. Петров)



«— Ты хочешь сказать, что думаешь, будто знаешь ответ на эту загадку? — спросил Мартовский Заяц.

— Совершенно верно, — согласилась Алиса.

— Так бы и сказала, — заметил Мартовский Заяц. — Нужно всегда говорить то, что думаешь.

— Я так и делаю, — поспешила объяснить Алиса. —По крайней мере… По крайней мере я всегда думаю то, что говорю… а это одно и то же…

— Совсем не одно и то же, — возразил Болванщик. — Так ты еще чего доброго скажешь, будто "Я вижу то, что ем" и "Я ем то, что вижу", — одно и то же!

— Так ты еще скажешь, будто "Что имею, то люблю" и "Что люблю, то имею", — одно и то же! — подхватил Мартовский Заяц.

— Так ты еще скажешь, — проговорила, не открывая глаз, Соня, — будто "Я дышу, пока сплю" и "Я сплю, пока дышу", — одно и то же!

— Для тебя-то это, во всяком случае, одно и то же! — сказал Болванщик, и на этом разговор оборвался»

(Л. Кэрролл)


Упражнение 2 Проанализируйте текст детской песенки с точки зрения законов логики.

«Дело было в январе — первого апреля,

Жарко было во дворе — мы окоченели.

Бррр, бррр, мы окоченели.

Захотели в лес пойти — сели на крылечке,

Очень весело в пути спали мы на печке.

"Хррр, хррр", спали мы на печке.

Встали утром в шесть часов — было очень поздно.

Слышим — нежный голосок просвистел нам грозно:

"Вьююю, вьююю", — просвистел нам грозно.

Черепаха — чемпион. Всех быстрее мчится.

В небесах порхает слон и мычит синица.

"Муу, муу," — так мычит синица.

"Хи-хи-хи да ха-ха-ха, — зарыдали дети, —

Песня эта так плоха — лучше всех на свете.

Хи-хи-хи, ха-ха-ха, лучше всех на свете"».

(Ю. Энтин)

Упражнение 3 Нарушен ли в следующих умозаключениях закон противоречия? В каждом случае поясните ответ.

«Вы их просто не знаете. А я навидался их, и он вовсе не самый лучший, потому что лучших среди них вообще нет; возможно даже, он худший, так как худшие среди них попадаются»

(Д. Халберстэм)

«Бог есть, но я в него не верю»

(К. Чуковский)

«Каждый размахивал руками энергичнее, чем его сосед»

(М. Твен)

«Кто женат, я? Да я никогда не был женат! Спроси хоть у моего шурина»


«Когда-то отец мне сказал: "Никогда не слушай ничьих советов". С тех пор я неукоснительно следую его совету»


Упражнение 4 Нарушен ли в следующих умозаключениях закон тождества? В каждом случае поясните ответ.

«Каждый металл является элементом. Латунь — металл. Следовательно, латунь является элементом»


«Судебное разбирательство позволило установить, что обвиняемый передал для незаконного дубления, кроме шкуры своей собственной, телячьей, также шкуру своей матери, говяжью»


«Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо»

(Из школьных сочинений)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!