Упражнения с акцентом на развитие познавательной сферы
Воображение:
Игра «Перевертыши»: педагог называет какой-нибудь предмет. Ученикам необходимо придумать способ использования этого предмета не по прямому назначению. Играющие по очереди называют способы применения этого предмета. При этом нельзя повторять уже названный кем-то вариант. Выигрывает тот, кто последний назовет способ применения предмета;
Игра «Смешной рассказ»: педагог говорит детям, что они попали в заколдованную страну, где имена всех жителей начинаются на одну и ту же букву. В этой стране существуют странные порядки. Жителям разрешается употреблять только те слова, где есть определенная буква (или слова начинаются только на эту букву). Чтобы не подвергнуться опасности, надо и нам научиться говорить на языке жителей заколдованной страны. Педагог предлагает поработать в группах и придумать рассказ, где во всех словах есть заданная буква. Чем больше слов будет в рассказе, тем больше шансов избежать опасности и стать победителями;
Упражнение «Постановка проблемного вопроса»: ребенку предлагается поставить необычную проблему, связывающую два указанных понятия;
Игра «Если бы да кабы…»: детям предлагается дать волю своему воображению и мысленно пообщаться со сказочными героями, дав ответ на предложенный вопрос:
Если бы ты встретил Красную Шапочку до того, как она вошла в лес, от чего бы ты её предостерёг?
Если бы ты вдруг стал таким же маленьким, как Незнайка - размером с огурец, - как бы ты себя чувствовал?
Если бы тебе довелось заглянуть в избушку Бабы Яги, какой подарок ты бы ей принёс, чтобы она стала доброй и помогла тебе?
Если бы ты поймал золотую рыбку, то каких три желания попросил бы её исполнить?
Если бы старик Хоттабыч попросил тебя рассказать, что представляет собою планета Земля, что бы ты ответил?
Если бы тебя познакомили с царевной Несмеяной, как бы ты попытался её рассмешить?
Если бы Дедка долго раздумывал, какой овощ ему посадить, что бы ты посоветовал?
Мышление:
Упражнение-игра «Закончи рисунок»: детям предлагается ряд одинаковых фигур. Задачей ребенка является превращение каждой фигуры в какой-либо образ. Кто больше нарисует образов, тот и выиграет (образное мышление);
Упражнение «Плоские геометрические фигуры»: детям предлагается нарисовать что-либо, используя исключительно геометрические фигуры (творческое мышление);
Логические цепочки, разветвляющиеся в обе стороны;
Игра «Лишнее число»: цифры 1, 10 и 6, рассуждение на тему двузначности, четности и написания;
Игра «Магические квадраты»: в девяти клетках квадрата, в центре которого стоит число 4, расставить числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8 так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12;
Игра «Ассоциации»: педагог рисует на доске рисунки и, произнося ассоциации к ним, просит учеников указать на необходимую картинку / ученики по очереди придумывают ассоциацию к определенному слову;
Память:
Игра «Эстафета слов»: выбирается тематика, ученики по очереди произносят слова, повторяя слово, сказанное предыдущим игроком (игру можно интерпретировать предложениями);
Игра «Что какого цвета?»: ученикам предлагается нарисовать рисунок (выдается раскраска) на определенную тематику (важно обговорить, какие объекты обязательно должны находиться на рисунке), затем они внимательно слушают рассказ и запоминают, какой предмет какого цвета, следом, раскрашивают, опираясь на текст;
Игра «Инопланетяне»: ученикам предлагается внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать его портрет на листе бумаги (На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки).