СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения в распознавании спряжений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная разработка урока.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения в распознавании спряжений»




Русский язык

Класс 4

УМК «Школа России»

Тема урока: Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме

Цель:

Формировать умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, умение правильно писать безударные личные окончания глаголов

Задачи:

Развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление, память.

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Результаты деятельности:

Планируемые результаты:

Личностные: смыслообразование;

Метапредметные:

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выполнение пробного учебного действия; самоконтроль; коррекция.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, моделирование, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

Предметные: умение определять спряжение глагола по неопределенной форме. Оборудование: учебник русского языка, автор В.П.Канакина, карточка с заданием для работы.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Хочу наш урок начать с этого стихотворения.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Давайте обменяемся с вами улыбкой.

-А что вас уже сегодня порадовало?

Я желаю вам еще больше положительных эмоций от успешной работы на уроке.

- Открываем тетради, подготовим руки к письму.

(Погреем ладони, пальчики, постучим в кулачки, покатаем ручку между ладонями, упр. «солнышко-тучка»)

Запишите число, классная работа.

- Сегодня «Четвёртое апреля. Классная работа» День недели «четверг».

- Найдите «ошибкоопасные» места.

II. Актуализация знаний.

- Если бы мы сейчас оказались на улице, то не только бы больше увидели, нежели в окошко, но наверняка бы услышали много звуков. Какие звуки мы могли бы услышать? (Пение птиц)

1. Отгадайте загадку, о какой птице идет речь.

По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки -
Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии, схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка - … (Скворец). СЛАЙД

- Что вы знаете или узнали о скворцах?

Учитель: Скворцы – вестники весны. Про скворцов часто говорят как про великих певцов и это не случайно. Для этой птицы характерно большое разнообразие издаваемых звуков. Их голос рождает звуки похожие на свист, скрип, дребезжание и даже мяуканье. У многих людей скворец ассоциируется со скворечником - кажется, только там живут эти птицы. А ведь это лесные птицы, гнезда устраивают в дуплах. Человек, вывешивая скворечники, привлекает этих птиц поближе к своему жилью и помогает скворцам. Послушайте, как поет скворец. ЗАПИСЬ

2. Минутка чистописания СЛАЙД

Посмотрите на слайд. Прочитай слова.

СКВОРЕЦ – СКВОРЕЧНИК

Что можешь сказать об этих словах? Однокоренные слова, у них в корне слова безударная гласная. Проверочное слово «скворушка»

Запишите эти слова в тетрадь. Составьте предложение с любым словом.

- В нашем саду поселились скворцы. Мы с папой сделали скворечник для скворца. В новом скворечнике поселился скворец со скворушкой.

- Выделите грамматическую основу и обозначьте части речи.

3. Проверка домашнего задания.

Чтобы двигаться дальше к новому, давайте повторим, что изучали вчера.

1. Задание по карточке КАРТОЧКА

Разделите окончания глаголов на 1 и 2 спряжение

-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете


I спряжение

II спряжение




На прошлых уроках мы познакомились какие есть личные окончания глаголов в наст. и буд. времени.

Я увидела, что ты безошибочно выполнил данное задание, а сейчас попробуй вставить личные окончания в глаголы. Посмотри на СЛАЙД

4. Выявление места затруднения

1. Вставь в глаголах пропущенные окончания

Скворечник вис..т.

Скворец лета..т.

- Какой сделаем вывод?

Нет проблем вставить гласную в личное окончание глаголов, если оно под ударением. А если это безударная гласная, то возникает затруднение, какую гласную написать.

Если бы мы знали, как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Какой предложишь выход из затруднительной ситуации?

Нам нужно найти правило, по которому мы будем определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Согласна. Вперед к новым открытиям.

СЛАЙД

- Скажите, что ещё могут делать скворцы?

Петь, прыгать, летать, кормить, искать, выводить, видеть, смотреть, вертеть, ходить, сидеть. СЛАЙД

На доске вывешиваю слова по столбикам.

- К какой части речи относятся данные слова? Что объединяет эти глаголы?

- Почему неопределенная форма глагола так называется? А можем ли мы определить спряжения глаголов в неопределенной форме? Сможем, если найдем закономерность.

III. Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы продолжим говорить о глаголе и научимся определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием по их неопределенной форме.  

IV. Работа по теме.

Мы продолжаем работать над секретами глагола

1. Посмотрите на запись на доске. Что вы заметили? Сделайте вывод.

I спряжение II спряжение

петь кормить

прыгать выводить

искать ходить

летать

сидеть

Смотреть, видеть, вертеть – глаголы - исключения.

- Проверим свои предположения по записи в учебнике на с.94.

Ваши предположения верны?

Какую же гласную вставим в глагол «летает»?



V. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику.

Закрепим умения определять спряжение глаголов

Упр. 192 стр.94

VI. Динамическая пауза.

Если услышите глагол первого спряжения, хлопните в ладоши, если глагол второго спряжения – топайте.

Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить.

Продолжение работы. Работа по учебнику.

Упр.193

V. Итог. Релаксация.

- Скажите, какую цель для себя мы ставили?

Достигли этой цели в течение урока?

Организует опрос:

- Как определить спряжение глагола по неопределенной форме?

- Для чего нужно это умение?

Оцените свою работу на уроке.

- Выбери утверждение.

Сегодня я на уроке:

Научился...

Было интересно....

Было трудно...

Я понял, что....

- Догадайся, что здесь должно быть написано?

Ко – ч – л   д- л -    г – л – й   см – л - ! (Кончил дело – гуляй смело!)

Спасибо за работу!




















приложение

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!



-Я Вам всем желаю весеннего хорошего настроения!

Спасибо за урок!


КАРТОЧКА


Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете


I спряжение

II спряжение






















Читает учитель.

Глаголы неопределенной формы на -ить

Ко второму спряжению нужно относить.

Не забудь в это спряжение

Добавить исключения:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их ведь с «е» спрягать нельзя!

– А следующий стишок-запоминалка с глаголами-исключениями, которые относятся к I спряжению.

Таких глаголов всего два – брить, стелить.

Чтобы курицу соседки

Чисто наголо побрить,

Надо бы на табуретке

Две салфетки постелить.


ЧЕТВЕРГ

I II

петь прыгать летать кормить

искать

выводить

вертеть

смотреть

видеть

сидеть

ходить

чистить










глаголы - исключения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!