СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения на развитие памяти и мышления младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации учителю как научить ребенка быть внимательным и выполнять задания взрослого, а также приведены некоторые упражнения для развития мышления и памяти младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие памяти и мышления младших школьников.»


Рекомендации учителям начальных классов

по развитию у детей способности внимательно слушать,

понимать и выполнять задания взрослого


Развитие этой способности на достаточном уровне обеспечивает учащимся успешное выполнение учебных заданий репродуктивного типа (действия по образцу, действия под диктовку, самостоятельное выполнение простых инструкций). Такие задания встречаются постоянно в процессе овладения письмом, счетом, чтением. Затем появляется необходимость более высокого уровня развития этой способности: умения вслушиваться в условие задачи, понимать его и удерживать в уме на протяжении всего времени выполнения задания.

Способность внимательно слушать, понимать и выполнять инструкции взрослого можно формировать на уровне умения с помощью специально организованных, выведенных за рамки учебного процесса занятий. Но наиболее эффективным является выработка этого качества на уровне навыка и привычки путем кратковременных, включенных в содержание урока упражнений и тренировочных заданий.

Упражнения можно проводить на разных этапах урока фронтально.

Русский язык

  1. Написание бессмысленных сочетаний букв под диктовку или списывание с доски. Например: бтелсь, ученгф, и т.п. Возможно постепенное увеличение количества букв от 3-х до 10-ти.

  1. То же, но короткие предложения. Например: Иту тикул базеб.

  1. Написание любой строчной буквы в чередовании со строчными буквами из алфавита. Например: буква б чередуется с буквами от в до ж - бвбгбдбебёбж

  2. Написание строчной буквы в чередовании с другой строчной буквой, каждый раз увеличивая число ее повторений от 1 до5. Например: смсммсмммсммммсммммм


Математика

Задания могут быть такими же, как и на уроках русского языка, но с чередованием цифр, геометрических фигурок, обведенных различными цветами клеточек.

Или, например, такое:

«Нарисуйте 1 квадратик, 1 треугольник, 1 кружок. После каждого кружка пишите числа от 1 до 10. Продолжайте так, пока я не скажу: «Хватит!». А теперь сложите все числа, которые выстроились в узор. Напишите полученное число в конце. У кого получилось самое большое?»

Чтение

Нахождение ошибок в небольших по объему текстах при кратковременном восприятии. Ошибки не должны быть орфографическими и грамматическими. Это должны быть смысловые и графические неточности.

Например:

  1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

  2. Зимой в саду расцвели яблони.

  3. Внизу над ним расстилалась пустыня.

  4. Настоле лежала карта нашего города.

  5. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Время предъявления зависит от возраста учащихся (1-3 классы), и величины предлагаемого текста. Причем, постепенно время может сокращаться от 30 сек. до 5 сек.



















































Упражнения на развитие мышления младших школьников

Упражнение №1. Словесные лабиринты.

Сначала ученика учат читать слова написанные вертикально.

при при

р ро

ода да

Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово.

Например,

Б

А

К

Ц

Н

В

Г

К

А

Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах – любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположения первой и последней буквы.

Ж

Д

О

Л

И

В

З

У

А

М

И

Н



Т

Е

А

С

М

Р

Л

Е

В

Ю

К

Ф

З

И

Б

Н

Р

О

У

Ц

А затем предлагается самостоятельно придумать слово.



Упражнение №2. Догадайся сам.

Ребенку дается инструкция: «Перед собой ты уведишь ряд чисел, который составлен по определенному правилу. Догадайся в чем правило, и допиши следующее число. На выполнение этого задания дается 3 минуты.»

1. 2 5 8 11 …..

2. 3 4 6 7 9 ……

3. 3 1 6 4 9 ……

4. 12 13 11 14 10 …..

5. 3 5 8 12 17 …..

(ответ: 14;10;7;15;23)

Упражнение №3. «Четвертый лишний» (выделение существенных признаков и обобщение)

Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Набор картинок:

Мак, ромашка, роза, (лук)

Чашка, блюдце, (суп), тарелка

Яблоко, персик, (огурец), груша

Помидор, баклажан, перец, (слива)

Чашка, (кастрюля), тарелка, стакан

Молоко, сметана, (каша), сыр

Коза, (курица), корова, овца

(чайник), стул, стол, шкаф

Машина, (самолет), автобус, троллейбус

Карандаш, портфель, тетрадь, (шляпа)



Упражнение №4. «Классификация» (умение выделять общий признак для группы объектов)

Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.

На математическом материале.

а) разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3+1 4-1 5+1 6-1 7+1 8-1

б) решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3+2 4+5 4+1 10-1 6+4

6-3 9-2 7-2 6+1 3+4

в) разбить числа в каждом ряду на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

33 84 75 22 13 11 44 53

91 84 51 61 82 71 87

37 61 57 34 81 64 27

62 84 30 61 35 89 32 68

г) определить основания для классификации

13-4 6-1 7+2

16-9 3+2 6+3

А теперь сами составьте примеры так, чтобы их можно было бы классифицировать.

На наглядном материале.

Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе было картинке, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале.

Ученику нужно раздели на две группы 12-14 слов всеми возможными способами.

Предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и рыбы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак, и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

линейка, атлас, ручка, фломастер, ластик, пенал, дневник, тетрадь, учебник, циркуль, транспортир, точилка, портфель, скрепки

Варианты: предметы из бумаги и нет, пишущие и не пишущие, для старших и для младших школьников, предметы женского и мужского рода, и т.д.

куртка, юбка, штаны, бриджи, сарафан, блузка, свитер, жилет, шорты, бельё, фартук, пижама, косынка, шуба.

Варианты: летняя и зимняя одежда, верхняя и нижняя, одежда и головные уборы, женская и мужская, вязанное и сшитое, короткое и длинное, домашнее и повседневное, и т.д.

А теперь самостоятельно составьте ряд слов из 12-14 слов, которые можно разделить на группы по всевозможным признакам.

Упражнение № 5. Ответь на вопрос.

  • • Через 5 лет Пете будет столько же лет, сколько Диме сейчас. Кто из мальчиков старше?

  • • Через 6 лет Свете будет столько же лет, сколько Вале сейчас. Кто из девочек моложе?

  • • Через 4 года Любе будет на 2 года больше, чем Кате сейчас. Кто из девочек старше?

  • • Через 5 лет Сереже будет на 8 лет больше, чем Мише сейчас. Кто из мальчиков старше?

  • • Через 9 лет Нине будет на 13 лет больше, чем Наташе сейчас. Кто из девочек моложе?

  • • Через 6 лет Вите будет на 6 лет больше, чем Коле сейчас. Кто из мальчиков моложе?

  • • Через 10 лет Галс будет на 10 лет больше, чем Свете сейчас. Кто из девочек старше?

  • • Через 5 лет Ване будет на 5 лет больше, чем Мише будет через 5 лет. Кто из мальчиков старше?

  • • Через 7 лет Клаве будет на 7 лет больше, чем Марине будет через 7 лет. Кто из девочек моложе?

  • • Через 6 лет Толе будет на 6 лет больше, чем Васе через 8 лет. Кто из мальчиков моложе?

  • • Через 6 лет Косте будет на 10 лет больше, чем Виталию будет через 10 лет. Кто из мальчиков старше?

  • • Через 7 лет Вере будет на 14 лет больше, чем Наде будет через 14 лет. Кто из девочек моложе?

  • • Через 9 лет Паше будет на 11 лет больше, чем Вите будет через 15 лет. Кто из мальчиков старше?

  • • Через 8 лет Наташе будет на 14 лет больше, чем Надежде будет через 17 лет. Кто из девочек моложе?

  • • Через 12 лет Николаю будет на 15 лет больше, чем Надежде будет через 2 года. Кто из ребят старше?

А теперь самостоятельно составьте 5 подобных предложений.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Для развития памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения.

Задание 1. Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если вы обнаружили, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедиться, что так запоминать легче.

Аналогичный способ запоминания предлагают детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.

Усложняя задание, можно заменить отдельные предметы для запоминания каким-либо рассказом с четко выделенными смысловыми блоками. Если ребенок не уловил последовательности событий и связь между ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запоминать сюжет с опорой на смысловые компоненты. Для облегчения запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памяти.

2. «Калейдоскоп».

Все игроки выстраиваются в полукруге перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравиться. Учитель: «Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем – все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена».

3. «Разведчик».

Выбирают одного из участников – «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза. В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза. Его задача обнаружить все переменяя.

4. «Бег ассоциаций».

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую рука. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке - предает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

5. «Домино».

Для проведения. Этой игры понадобится набор открыток или картинки от детского лото (или разрезанной азбуки). Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение – все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку. И ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!