Упражнения на закрепление правописания чередующихся гласных в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на закрепление правописания чередующихся гласных ( 7 класс)

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на закрепление правописания чередующихся гласных в корне»

Упражнения на закрепление правописания чередующихся гласных в корне

(7 класс)



  1. Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

А) е-и

Соб…раться, расст…лить, бл…стящий, заб…рать, зам…рать, соч…тать, приб…рет, соб…рающий, бл…стать, выд…раю, изб…ратели, соч…тание, заж…гательный, ст…реть, выт…рать.



Б) о – а

К…сательная, прик…снуться, предл…жить, предл…гать, изл…жение, прил…гательное, оз…рять, з…ренька, з…рница, подг…рать, заг…релый, заг…р, выг…реть, сл..гаемые, выр…сли, выр…стать, р…стов, р…стительность, отр…сль, р…внина, р…вняйсь, выр…внять (грядки), м…кать (в сметану), непром…каемый (плащ), обм…кнуть (кисть в краску), вым…кнуть (под дождем).



  1. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.



Отл_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, недор_сль, подр_сти, возр_ст, р_стения, р_стущий, выр_щенный, Р_стов, водор_сли; зап_рать, соб_рать, расст_латься, , бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.



  1. Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.



1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

4.  Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1.    В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)   р…сток, сокр..щать, р..скошный

2)   предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)   благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4)   предл…жить, прор..стать, п..норама

2.    В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1)   д..монстрация, отп…реть, ж..лтизна

2)   заж…гать, д..сант, ч..рстветь

3)   д..алог, зам…рать, выл..ли

4)   бл…стеть, д..серт, нагр..вающий

3.   В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1)   инт..нация, м..ссажер, предпол…жение

2)   б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3)   г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4)   погл..тить, в..лейбол, изл…жение

4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)   неприм..римый,  кам..ра, ном..р

2)   прим..рять туфли, отб…рать, комм..рсант

3)    нам…реваться, изм..рять, м..рцание

4)   зам..рли, бл..стающий, сум..рки

5.   Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1)    к..лонна, водор..сли, б..калея

2)    раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3)   сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4)  усл..жнять, в..робьиный, прил..скать



5.Спишите, распределяя слова по столбикам:

а) слова с безударной гласной в корне,

б) слова с чередующейся гласной в корне.

Б..гущий, ж..леть, м..ролюбивый, нав..рить, подн…мать, соч…тание, поб..дить, пл…нировать, зв…зда, м…тодика, разд…валка, стр…ховать, б…сиком, загл…нуть, зас…рить, цв…тной, настр…чить, обж…гание, оп…реться, проб…раться, нал…денелый, поб…лить, ,загл…дение, позв…нить, отм…реть, к…саться, прик…сновение, засв…тить, зан…зить, нагр…вание, г…лодание, уд…вление, пок…яние, ш…птать, ст…рона, бл…стательный, бл…стящий, зан…маться, предл…гать, ул…вить, запр…щённый, од…рить, настр…ение, опл…тить, сл…мать, предл…жить, усл…жнять, изл…гать, з…ря, оз…рять, дог…рать, ш…рстяной, ш…повник, зал…зать на дерево, зал…зать рану, подр…сток, Р…стов, обм…кнуть в воду руку, зап…вать песню, зап…вать лекарство, ударился оз…мь, созревает оз…мь, посв…тить стихи другу, посв…тить фонарём, сп…шите видеть, сп…шите данные, ч…стота посещений, ч…стота помещений, пос…деть от горя, прим…рять костюм, прим…рять спорщиков, выб…рать, выд…рнуть, заг…релый, тв…рец, раств…римый, накл…нить, откл…нение, пл…вец, пл…вучесть, вск…чить, ск…чок, обск…кать, р…стение, возр…ст, отр…сль, плащ пром…кает, зар…внять грядки, ср…внение, ур…внение, непром…каемый зонт.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей