СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по теме "Уточняющие члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на закрепление материала по теме "Уточняющие члены предложения"

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме "Уточняющие члены предложения"»

Упражнения по теме «Уточняющие члены предложения»

Упражнение 1. Спишите примеры, графически покажите, какой член предложения обособляется и почему. Выразительно прочитайте, интонационно выделяя обособленные конструкции.

1) Там, в глубине одного из небольших дворов, мы облюбовали крошечный флигелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много. (М. Горький) 3) Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел. (Н. Некрасов) 4) Байкал славен и свят другим — своей чудесной, животворной силой. (В. Распутин) 5) Задача, поставленная перед нами, была трудной — до рассвета дойти до леса. (С. Антонов) 6) То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель... (А. Пушкин) 7) По всей ширине реки торчали в разных направлениях льдины, или торбсья. (В. Короленко) 8) В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. (И. Бунин) 9) Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь. (И. Бунин)

Упражнение 2. Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. В каких предложениях возможно выделение уточняющих членов? Какой из вариантов пунктуационного оформления этих предложений вы выберете и почему?

В 1880 году ранней весной открылась в (Санкт)Петербурге необык-нове(н, нн)ая выст_вка. Люди ждали часами что(бы) попасть на неё. А там в зале с опуще(н, нн)ыми на окна шторами стояла (одна)един-стве(н, нн)ая картина осв_щё(н, нн)ая лампами. Люди входили в зал и зам_рали как заворожё(н, нн)ые. Что это?

Мес_ц залил всё (во)круг своим т_инстве(н, нн)ым светом. Св_р-кают края разорва(н, нн)ых обл_ков. Серебря(тся, ться) зеленоватые воды широкой реки. Бл_стят огоньки в окнах низких домков покрытых соломой. И сами их белё(н, нн)ые стены словно излучают серебря(н, нн)ое сияние...

А это и (в)правду была картина. Художник и в самом деле умел воспр_извести красками то, что вроде(бы) (не, ни)подвлас_но руке человека свет лу(н, нн)ой ночи и тума(н, нн)ого утра и жаркого солнеч(?)ного дня красное зарево з_ката сверкание снега мерцающую бронзу сосен ослепительный блеск берёзовых стволов.

(По Н. Иониной)

Упражнение 3. Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 6) Бегемот, или гиппопотам. 7) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

Упражнение 4. Составьте и запишите предложения, используя данные сочетания слов. Графически покажите, каким членом предложения является каждое из них. Какие слова выполняют в предложении роль обособленной уточняющей конструкции? Какие из них являются уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения?

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 5) Тепло, даже жарко. 6) Главный член предложения, а именно подлежащее. 7) Все присутствующие, в том числе и приезжие. 8) Кошечка, по имени Анфиса. 9) Служебная морфема, в частности суффикс. 10) Чибисы, или пигалицы. 11) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 12) Бегемот, или гиппопотам. 13) Учащиеся, например Иванов и Сидоров. 14) Высокий — не меньше тридцати метров. 15) Селенит (разновидность гипса). 16) Зеркало, тоже овальное. 17) По утрам, особенно зимой.

Упражнение 5. Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими обстоятельствами в данных предложениях.

1) Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 3) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека. 4) В нашем городе в прошлом году состоялась Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Упражнение 6. Спишите примеры, соблюдая орфографические нормы. Графически выделите уточняющие члены предложения и те слова, ккоторым они относятся. Каждое предложение прочитайте вслух, соблюдая интонацию обособления.

1) (Не, ни)об_ятное пространство заливала река в п_ловодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разброса(н, нн)ы серебря(н, нн)ые пятна. (М. Горький) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бе(с, сс)конечно много. (М.Горький) 3) А _ рядом, у пр_талинки, в траве, между корней, бежит, струи(тся, ться) маленький серебря(н, нн)ый ручей. (С.Есенин) 4) За лугами, в с_неющ_й роще, куковала кукушка. (И. Бунин) 5) В просеке, в тени, чу_ствуе(тся, ться), как резко морозит к ночи. (И. Бунин) 6) Однако утром, при со_нце, его ноч(?)ные т_рзания быстро ра(с, сс)еялись. (И. Бунин) 7) Тут, в глуб_чайшей полевой тиш_не, летом среди хлебов, подступавших ксамым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии п_чальной и свое_бразной. (И. Бунин) 8) Там, в глубине одного из (не, ни)больших дворов, мы облюб_вали крошеч(?)ный фл_гелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 9) Камушки были когда(то) найде(н, нн)ы на пляже, у моря. (М. Осоргин) 10) Он по_вился поз_но вечером, почти ноч(?)ю. (А. Н. Толстой) 11) Однажды, в студё(н, нн)ую зимнюю пору, я из лесу вышел... (Н. Некрасов) 12) А (на)верху, над мглою этой, перер_стя весь лес, одна, в луче з_ката, в бликах света, г_рела яркая сосна. (В. Солоухин) 13) Дли(н, нн)ая, в (не, ни)сколько вёрст, тень л_жилась от гор на степи. (Л. Толстой) 14) (В)низу, в зале, стали тушить огни. (А. Чехов) 15) Восьмого июля, в пятн_цу, Елизаров, по прозванию Костыль, и Лёша возвращались из села Казанского. (А. Чехов) 16) Именно в этот канунный, перед бурей, год случились (не, ни)которые зн_чительные для него прои_шествия. (Л. Леонов) 17) А там, за соснами, как купол голубой, стоит бе(с, сс)трас_ное, бе_жалос_ное море. (А. Фет)

Упражнение 7. Докажите, что в данных предложениях употребление уточняющих членов факультативно (необязательно). Прочитайте примеры сначала с ровной повествовательной интонацией, а затем с интонацией обособления. Какой член предложения при этом вы будете выделять интонационно и с помощью знаков препинания на письме? Сделайте выводы о том, как связаны смысл, интонация и пунктуация предложений в подобных случаях.

1) Вдруг впереди под тёмными горами мелькнул огонёк. (В. Короленко) 2) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосенка. (Б. Полевой) 3) В июне перед началом косовицы на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В. Астафьев) 4) Внизу в котловане мигали огни посёлка, а вверху — багровые костры. (А. Фадеев) 5) Я иду к пруду на своё любимое место между шиповниковой клумбой и берёзовой аллеей и ложусь спать. (Л. Толстой) 6) Мы скоро ушли за двадцать километров на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли. (К. Паустовский) 7) Днём при солнечном свете мы видим только землю, ночью — весь мир. (В. Арсеньев)

Упражнение 8. Вслух прочитайте данные сочетания слов. Определите, какие из них могут быть использованы в роли обособленных уточняющих членов предложения, какие — в качестве пояснительных, а какие — как присоединительные. Составьте и запишите предложения, используя в роли обособленных уточняющих членов данные сочетания. Графически покажите, каким членом предложения является каждая уточняющая конструкция.

Особенно по вечерам. До самой ночи. По прозвищу Каштанка. У самого края обрыва. В цветущем вишнёвом саду. Метрах в тридцати от нас. Главным образом восьмиклассники. В пять часов утра. До самого вечера. Например подберёзовики и сыроежки. Дрессировать собак. За волнистой линией холмов. В самой тени деревьев. В том числе и но¬вый ученик. На горизонте.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.

1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа. 9)Я жил тогда в Испании, в Барселоне. 10)Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии. 11) Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 12) Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 13) Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 14) Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений. 15) Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата.

Упражнение 10. Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.

1) Ба_икады возн_кали всюду особе_о по ту сторону Сены. 2) Больных и ране_ых лечили свои же каза_кие медики большей частью к_шевары. 3) Удобства жизни можно соч_тать с каким угодно даже с самым тяж_лым и грязным трудом. 4) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч_т.

Упражнение 11. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и обособленные уточняющие члены предложения.

Выезжаем из города на рассвете. Внизу над рекою стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана точно видение поднимаются стены городского собора темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою из тумана как в стародавние времена слышится рожок пастуха.

Упражнение 12. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!