Тема урока: Упражнение в написании суффиксов.
Цель урока: закреплять знания о роли суффиксов в словах, развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.
Планируемые результаты: однокоренные слова, корень слова, суффикс.
Предметные результаты: знание, что нужно сделать, чтобы найти суффикс в слове.
Умение: выделять изученные части в слове.
Навык: Выделение изученных орфограмм.
Универсальные учебные действия: Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, участвуют в общей беседе и диалоге, совместной деятельности; приходят к общему решению.
Основное содержание темы, понятие и термины: Суффикс, как значимая часть слова, лексическое значение суффиксов, алгоритм нахождения суффикса в слове.
Образовательные ресурсы: Учебник "Русский язык" 4 кл., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки "Алгоритм", карточки "Работа по группам", карточки "Тест", карточки "Лист самооценки"; проектор, экран.
I. Организационный момент.
1)Приветствие гостей.---------------------------------------------------------------
-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают.
2) Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)
-Садитесь, ребята. Я рада вас видеть, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами.
-Итак, у нас урок русского языка. (СЛАЙД 1) И много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!
3)Чистописание=========================================
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
Минутка чистописания (СЛАЙД 2)
-Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого буквы свои, в написании которых вы допустили ошибки
.
-Обратите внимание на наклон, высоту и ширину букв. Пропишите.
-Не забывайте о правилах посадки (СЛАЙД 3)
4) Словарная работа============================
Загадка (СЛАЙД 4)
Если день стоит погожий
Ты собрался в зоопарк
Уверяю, что не сможешь
Без меня войти никак.
билет ( СЛАЙД 5)
-Напишите слово под диктовку.
-Сколько слогов в слове?
-Какой слог ударный?
-Напишите ещё два раза слово билет?
-Где опасное место в слове? (СЛАЙД 6)
-Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.
-Придумайте предложение с этим словом.
-Запишите с комментированием. Подчеркните орфограмму в слове билет.
II. Актуализация знаний.
1) Блиц-опрос.(СЛАЙД 7)
-Что такое блиц-опрос? (Отвечать коротко и быстро)
-Что такое основа слова? (часть слова без окончания)
-Что такое корень? (главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов)
-Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
-Что такое суффикс? (значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
2) Предлагаю разминку на внимание.======================
-Посмотрите на экран (СЛАЙД 8)
- На какие две группы можно разделить сочетания букв: (предлоги и суффиксы)
в, ек, над, ик, с, ок, на, онок
-Назовите суффиксы.
(СЛАЙД 9) в, ек, над, ик, с, ок, на, онок
-Давайте с вами вспомним, как же найти суффикс в слове?
(СЛАЙД 10) АЛГОРИТМ (на экране и у каждого ученика на парте)
- Прочитай слово.
|
1. билет
|
- Измени форму слова.
|
2. билетик
|
3. Найди и обозначь окончание
|
3. билетик?
|
4. Подбери однокоренные(родственные) слова
|
4. билетик, билетный
|
5. Найди и обозначь корень.
|
5. билет?
|
6. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).
|
6. билетик?
|
III. Самоопределение к деятельности
(СЛАЙД 11) На доске слова: клюв - клювик
дуб - дубок
замок - замочек
медведь - медвежонок
-Чем различаются слова?
-Объясните лексическое значение слова, когда в нем появился суффикс?
-Сформулируйте тему урока. ("Упражнение в написании суффиксов")
-Запишите в тетрадь тему урока. (СЛАЙД 12)
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику с. 62, Упр.102
-Рассмотрите схему
-Как определить, какой суффикс надо писать в слове - -ик или -ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает -суффикс -ек)
-Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется - о? (Под ударением)
с.62, Упр. 103
-Прочитайте.
-Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса -ек)
-Почему в этом слове пишется суффикс -ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек - дружочка?)
-А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса -ок)
-Почему в суффиксе надо писать о?(Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением)
-Прочитайте материал рубрики "Обратите внимание!"
-Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?
-Выполните письменные задания к упражнению.
(Коллективная проверка)
V. Физкультминутка. (СЛАЙД 13)
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
VI. Закрепление изученного материала.
1) Работа с учебником. с.63, Упр.104
-Прочитайте. В какой значимой части пропущены орфограммы?
(Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы с комментированием)
-Спишете, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффикс.
-Написание каких суффиксов надо запомнить?
(Обмен тетрадями. Взаимопроверка)
2)Работа по группам (СЛАЙД 14)
Задание: Исправь ошибки, назовите суффикс
1 группа: котек, овражик, зайчёнок, тортек, собачёнок.
2 группа: мешочик, коврек, песочик, волчёнок, моржёнок.
3 группа: рисуночик, мячек, мышёнок, зайчек, лягушёнок.
VII. Рефлексия (СЛАЙД 15)
Тест (фронтальный опрос).(СЛАЙД)
1. Суффикс служит для:
а) связи слов в предложении;
б) изменения слов;
в) образования новых слов;
г) соединения корня и окончания.
2. Укажите слово с суффиксом -ик.
а) ключ..к;
б) кармаш..к;
в) замоч..к;
г) дружоч..к.
3. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
а) белка;
б) рыбка;
в) липка;
г) стопка.
-Многое мы повторили. У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Поставьте отметки на оценочной шкале.
1) Оцени насколько тебе понравился урок.
1 2 3 4 5
2) Насколько вы научились находить суффикс в словах и определять лексическое значение слов.
1 2 3 4 5
VIII. Итог урока.
- Правописание какой значимой части слова мы сегодня с вами повторили?
-Какое задание сегодня было самым интересным?
Д/з. с. 63, Упр. 105