СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнение в написании суффиксов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Упражнение в написании суффиксов.

 

 

 

 

Цель урока: закреплять знания о роли суффиксов в словах, развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

 

 

 

Планируемые результаты: однокоренные слова, корень слова, суффикс.

Предметные результаты: знание, что нужно сделать, чтобы найти суффикс в слове.

Умение: выделять изученные части в слове.

Навык: Выделение изученных орфограмм.

 

 

 

Универсальные учебные действия: Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

 

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, участвуют в общей беседе и диалоге, совместной деятельности; приходят к общему решению.

 

 

Основное содержание темы, понятие и термины: Суффикс, как значимая часть слова, лексическое значение суффиксов, алгоритм нахождения суффикса в слове.

 

 

 

Образовательные ресурсы: Учебник "Русский язык" 4 кл., В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки "Алгоритм", карточки "Работа по группам",  карточки "Тест", карточки "Лист самооценки"; проектор, экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационный момент.

1)Приветствие гостей.---------------------------------------------------------------

 

      -Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

 

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

 

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают.

 

2) Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)

 

      -Садитесь, ребята. Я рада вас видеть, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами.

 

      -Итак, у нас урок русского языка. (СЛАЙД 1) И много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

 

3)Чистописание=========================================

 

      -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Минутка чистописания (СЛАЙД  2)

 

      -Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого буквы свои, в написании которых вы допустили ошибки

.

-Обратите внимание на наклон, высоту и ширину букв. Пропишите.

 

      -Не забывайте о правилах посадки (СЛАЙД 3)

 

4) Словарная работа============================

Загадка (СЛАЙД 4)

 

Если день стоит погожий Ты собрался в зоопарк Уверяю, что не сможешь Без меня войти никак.  

 

билет    ( СЛАЙД 5)

 

      -Напишите слово под диктовку.

-Сколько слогов в слове?

-Какой слог ударный?

-Напишите ещё два раза слово билет?

-Где опасное место в слове? (СЛАЙД 6)

-Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

-Придумайте предложение с этим словом.

-Запишите с комментированием. Подчеркните орфограмму в слове билет.

 

II. Актуализация знаний.

1) Блиц-опрос.(СЛАЙД 7)

 

-Что такое блиц-опрос? (Отвечать коротко и быстро)

 

-Что такое основа слова? (часть слова без окончания)

 

-Что такое корень? (главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов)

 

-Что такое приставка? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

 

-Что такое суффикс? (значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

 

2) Предлагаю разминку на внимание.======================

 

-Посмотрите на экран (СЛАЙД 8)

- На какие две группы можно разделить сочетания букв: (предлоги и суффиксы)

 

в, ек, над, ик, с, ок, на, онок

-Назовите суффиксы.

 

(СЛАЙД 9) в, ек, над, ик, с, ок, на, онок

-Давайте с вами вспомним, как же найти суффикс в слове?

 

(СЛАЙД 10) АЛГОРИТМ (на экране и у каждого ученика на парте)

  1. Прочитай слово. 

 

1. билет

  1. Измени форму слова.

 

2. билетик

3. Найди и обозначь окончание

3. билетик?

    4. Подбери однокоренные(родственные) слова

4. билетик, билетный

5. Найди и обозначь корень.

 

 

5. билет?

6. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

 

 

 

6. билетик?

 

III. Самоопределение к деятельности

 

(СЛАЙД 11) На доске слова:     клюв - клювик

                                                          дуб - дубок

                                                          замок - замочек

                                                          медведь - медвежонок

 

-Чем различаются слова?

 

 

-Объясните лексическое значение слова, когда в нем появился суффикс?

 

-Сформулируйте тему урока. ("Упражнение в написании суффиксов")

 

-Запишите  в тетрадь тему урока. (СЛАЙД 12)

 

IV. Работа по теме урока.

 

Работа по учебнику с. 62, Упр.102

-Рассмотрите схему

 

-Как определить, какой суффикс надо писать в слове - -ик или -ек?  (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает -суффикс -ек)

 

-Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется - о? (Под ударением)

 

с.62, Упр. 103

-Прочитайте.

-Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса -ек)

-Почему в этом слове пишется суффикс -ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек - дружочка?)

 

-А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса -ок)

 

-Почему в суффиксе надо писать о?(Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением)

 

-Прочитайте материал рубрики "Обратите внимание!"

 

-Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

 

-Выполните письменные задания к упражнению.

(Коллективная проверка)

 

V. Физкультминутка. (СЛАЙД 13)

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

 

VI. Закрепление изученного материала.

 

1) Работа с учебником.  с.63, Упр.104

-Прочитайте. В какой значимой части пропущены орфограммы?

(Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы с комментированием)

 

-Спишете, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффикс.

-Написание каких суффиксов надо запомнить?

(Обмен тетрадями. Взаимопроверка)

 

2)Работа по группам (СЛАЙД 14)

 

Задание:  Исправь ошибки, назовите суффикс

 

1 группа: котек, овражик, зайчёнок, тортек, собачёнок.

2 группа: мешочик, коврек, песочик, волчёнок, моржёнок.

3 группа: рисуночик, мячек, мышёнок, зайчек, лягушёнок.

 

VII. Рефлексия (СЛАЙД 15)

 

Тест (фронтальный опрос).(СЛАЙД)

 

1. Суффикс служит для:

            а) связи слов в предложении;

            б) изменения слов;

            в) образования новых слов;

            г) соединения корня и окончания.

2. Укажите слово с суффиксом -ик.

            а) ключ..к;

            б) кармаш..к;

            в) замоч..к;

            г) дружоч..к.

3. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.

            а) белка;

            б) рыбка;

            в) липка;

            г) стопка.

 

-Многое мы повторили. У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Поставьте отметки на оценочной шкале.

            1) Оцени насколько тебе понравился урок.

                        1   2   3   4   5

            2) Насколько вы научились находить суффикс в словах и определять лексическое значение слов.

                        1   2   3   4   5

 

VIII. Итог урока.

- Правописание какой значимой части слова мы сегодня с вами повторили?

-Какое задание сегодня было самым интересным?

 

Д/з. с. 63, Упр. 105

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!