Предмет: Русский язык Дата : 23.11
Тема урока : Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель урока:
образовательная: обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
развивающая: развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты:
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение, открывая новые знания.
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из текста, схем,
2) представлять информацию в виде схемы;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) обобщать и классифицировать по признакам;
5) ориентироваться на развороте учебника;
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем положительное эмоциональное отношение к школе. мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Проверьте свое рабочее место. Все принадлежности : учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.
- Сегодня не простой урок. Ребята к нам пришли гости ! Давайте поприветствуем гостей. ( ученики поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют гостей).
- Присаживаемся
2.Актуализация знаний
2.1. Фронтальный опрос.
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными ?
- Что такое ударение ?
- Алфавит- это …?
- Какие бывают буквы?
- Что такое проверяемое слово?
- А проверочное?
- Что такое орфограмма ?
2.2.Определение темы и задач урока
- Вот ребята , наш друг Незнайка опять обращается к нам за помощью. Он запутался и не знает, как написать правильно слова.
- трАва или трОва?
( ответы детей : трава так , как проверочное слово – трАвы)
- лОпата или лАпата?
( лОпата , так как в русском языке есть слова, к написание буквы мы не можем проверить ударением и эти слова нужно запоминать, это словарные слова).
- Как раз на уроках мы над этим и работаем.
- Назовите тему урока?( ученик , хорошо читающий, читает тему урока
Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме).
- Цель(, хорошо читающий, читает цель урока Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова ; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы)
- Наша задача на уроке?( видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с проверяемым и непроверяемым гласным звуком).
2.3. Орфографическая минутка
- Откройте тетради. Запишите число , классная работа
23 ноября.
Классная работа.
- Прочитайте буквы записаны . ( слайд )
- Назовите гласные буквы.
- Согласные.
- Вам необходимо записать только гласные буквы.
А У Е И Я .
3.Работа по теме урока
3.1. Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.108, упр.172.
-Прочитайте слова, рассмотрите картинки.
- Перед вами орфографическая задача. В чем она заключается ?
( в выборе нужной буквы).
- Сорока или сарока? ( сорока- не проверяемое слово, словарное).
- А какую скороговорку мы знаем про сорок? ( СОРОК СОРОК- СОРОК МОРОК).
- Пчела или пчила? ( пчела- проверочное слово пчелы).
- Заяц или заиц? ( словарное слово).
Звезда или звизда? ( звезда – звезды)
- А что мы помним про букву ё? ( если в слове есть буква ё – она всегда ударная)
- Яблоко или яблако? ( яблоко- словарное слово)
- Малина или молина ? ( малина – словарное слово).
- Петух или питух? ( петух- не проверяется ударение , нужно запомнить слово)
- Лягушка или лигушка? ( лягушка- словарное слово).
- Дрозды или дразды ? ( дрозды – дрозд).
( слайд на котором все непроверяемые слова- картинки)
- Давайте с несколькими словами составим предложения и запишем их.
Заяц быстро скачет по лесу .
Спелое яблоко лежит на столе.
Сорока летит к деткам.
Наша малина растет в огороде.
Петух поет громко.
Лягушка сидит на листе.
- Подчеркните основу в предложениях.
- Что такое основа предложения?
Стр.109, упр.173.( коллективная работа; у доски одно слово- один ученик)
- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?
(фронтальный опрос один ученик – одно слово).
- Запишите слова первого столбика , обозначьте ударение, подчеркните орфограмму.
- ВоробЕй, молокО, молотОк, дереЕнька.
- Устно составьте предложение с одним словом.
3.2 Физминутка
( видео « Смешарики»)
4. Закрепление материала
4.1.Самостоятельная работа
( на отдельных листочках)
- Ваша задача вставить безударную гласную , и написать проверочное слово.
( коллективная проверка)
( приложение 1)
4.2. Работа в парах
- Ваша задача поставить ударения в словах и вместе с соседом разобраться в значении каждого слова.
( Приложение 2)
5. Подведение итогов. Рефлексия .
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?
- Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему состоянию.
6.Оценивание .
7. Домашнее задание
Стр . 109, упр.173 ( 3,4)
- Урок окончен.