Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Учитель | Красникова Наталья Николаевна |
Тема урока: | Упрощение выражений |
Цель урока: | продолжить работу по формированию умений решать уравнения с использованием распределительного свойства умножения относительно сложения и вычитания; продолжить работу над задачами, решаемыми способом составления уравнения |
Тип урока: | урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений упрощать выражения.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
| Образовательные (формирование познавательных УУД): отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений; формировать умение решать задачи способом составления уравнения; проверить уровень усвоения изученной темы; Развивающие (формирование регулятивных УУД) развивать логическое мышление учащихся; развивать навыки математической речи; развивать навыки самостоятельной работы; развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную). Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания; развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность. Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки урока, мел, доска. |
Планируемый результат | Личностные: Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. Воспитание культуры личности. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях. Познавательные: Закреплять навыки и умения применять правила упрощений выражений при решении задач на умножение натуральных чисел и применение свойств умножения, Систематизировать знания, обобщают и углубляют знания , выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров. Предметные: Уметь в процессе реальной ситуации применять понятие упрощение выражений. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Способствовать приобретению учащимися навыков общения при совместной работе; Делать выводы на основе обобщения знаний. Умение придерживаться правил Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней; Планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления. Коммуникативные: Регулировать собственную деятельность посредством речевых действий; Уметь слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи; Уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. |
Технологии | Технология проблемного обучения, игровые технологии, ИКТ |
Форма работы | индивидуальная, фронтальная работа, самостоятельная работа |
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
1 этап: Организационный момент (1 мин) |
Проверить готовность к уроку. Создать ситуацию успеха. | Приветствую учеников. -Здравствуйте! -Проверьте готовность к уроку. Сегодня вы работаете с листом рефлексии и листом самооценки. Оцените свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие необходимого к уроку
|
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. | Самооценка готовности к уроку. | Готовность к уроку. Контроль, самоконтроль, настрой на работу. |
2 этап: Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5мин) |
Систематизировать изученный материал. Стимулировать активность ученика на восприятие нового учебного материала. Подвести к формулированию цели урока и самостоятельному поиску нужной информации. | На предыдущих уроках мы познакомились с обыкновенными дробями. Какие действия вы можете выполнить над дробями?Запишите в листе рефлексии, что вы знаете о дробях.
Вспомните правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями Задание 1.
Задание 2. Задание 3. Проверьте правильность решения следующих примеров Все задания выполнены правильно? Почему вы не можете проверить четвертый пример?
А теперь, догадайтесь, какой может быть цель нашего урока. Итак, цель нашего урока сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении упражнений. В листе рефлексии заполните пункт, что вы хотите сегодня на уроке узнать и чему хотите научиться. |
Приводить к одному знаменателю, сокращать,складывать дроби, если их знаменатели равны.
Рассказывают правило
Решают устно
Вычисляют первые 3 примера.
Высказывают предположения, что не знают как выполнить сложение, так как знаменатели разные Формулируют цель | Коммуникативные : Слушать, понимать речь других Познавательные УУД: -уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные УУД. -уметь оформлять свои мысли в устной форме, Регулятивные УУД: -применять установленные правила в планировании способа действия. | Выступление. Самостоятельная работа с коллективным обсуждением. | Уметь находить уже известное. Готовность к восприятию нового. |
3 этап: Актуализация знаний 3 мин |
| Прием «Генераторы-критики» -Общий вопрос: Как сложить две дроби с разными знаменателями? Противоречие: Знаем, как сложить дроби, если у них одинаковые знаменатели. Необходимо сложить дроби, у которых знаменатели разные.
Класс разделен на 2 группы: генераторы –ваша задача придумать, как сложить 2 дроби с разными знаменателями и критики- ваша задача -выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие.
-Как же мы сможем сложить дроби с разными знаменателями? | Одни высказывают предположения – другие анализируют, выбирают подходящий вариант. (Возможные варианты: 1.использовать автоматическое счетное устройство –дорого, не всегда под рукой. 2. Попросить посчитать взрослых- неудобно 3. Применить известное правило сложения дробей с равными знаменателями –как это сделать, ведь у нас знаменатели разные.)
Обобщают правило сложения | Учебно-познавательные
Учебно-познавательные, коммуникативные |
Самооценка с помощью баллов | Составляется правило |
IV этап: Первичное усвоение новых знаний. 5 мин |
| На странице 185 учебника прочитайте правило и сравните с тем, что сформулировали вы.
Прочитайте его еще раз и расскажите соседу по парте. | Читают про себя правило. Сравнивают правило с тем, что сформулировали сами.
Читают, рассказывают друг другу. | Учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые | | Озвучивается правило.
Включение в диалог. |
V этап: Первичная проверка понимания 10 мин |
| Выполнить №833 учебника и выполните взаимопроверку, сравнив ответы с ключом на доске.
Оцените свою работу по 2 пунктам: решил правильно и проверил правильно | Выполняют задание. Выполняют взаимопроверку.
Оценивают свои достижения.
Выполняют упражнения | Учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые |
Самооценка с помощью баллов | Работа в парах.
В листе сомооценки, |
VI этап: Первичное закрепление 14 мин |
Организация самостоятельного выполнения учащимися заданий на новый способ действий. Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого ученика. | Класс делиться на группы учителем: 1 группа Выполняет задания на закрепление изученного правила при работе № 835 (1-2 столбики) 2 группа Решает №839 по образцу выполнить сложение, предварительно сократив дроби. 3 группа(сильные) Решает задачу по карточке Решите задачу: Мама покупала конфеты для новогодних подарков. На покупку шоколадных конфет она израсходовала всех денег. Затем она купила 2 кг карамели по 120 рублей за килограмм. Сколько у неё осталось денег? Хватит ли оставшихся денег на покупку 2 шоколадок по 45 р. за штуку, если у мамы было 700 р.? |
Выполняют задание по группам После выполнения оценивают свою работу по критериям.
| Учебно-познавательная (переработка, использование информации для решения учебной задачи), коммуникативная (устная, письменная) |
Самооценка с помощью баллов | Решение в тетради. Работа в группах.
В листе самооценки |
VII этап: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3 мин |
| В дневниках записываем домашнее задание: прочитать п. 4.6 учебника, выучить правила, выполнить №836, 838(а, в, е) | | Коммуникативные | | |
VIII этап. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). 1-2 мин. |
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений | Подведем итоги нашего урока.
Поставьте себе итоговую оценку за урок. Посмотрите на лист Знаю-Хочу узнать –узнал и заполните последний столбик- что вы узнали на уроке.
Как вы думаете, все ли вы узнали о дробях? Подумайте дома, как можно выполнить вычитание дробей – это тема нашего следующего урока. | Оценивают достижение поставленных целей.
Заполняют лист рефлексии Сдают оценки учителю.
Нет | Коммуникативные |
Оценка и самооценка работы учащихся на уроке |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность Нацеливание на следующий урок.
|
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникатив-ные | личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Организационный этап | Создать благопри-ятный психологический настрой на работу | Создает усло- вия для фор- мирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Учащиеся готовы к началу работы. Отвечают на вопросы учителя | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности, целеполага-ние. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение выделять нравственный аспект поведения |
Актуализация знаний. | Актуализация опорных знаний и способов действий | .Новые знания нам будет очень трудно усваивать без умения быстро и верно считать, поэтому как всегда, начнем урок с устного счета: | Учащиеся решают устно задания, участвуют в работе по повторению. Слайд 3 | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Самоопре-деление. |
Постанов-ка целей, задач урока, мотиваци-онная деятель-ность учащихся | Обеспече-ние мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Проведение фронтального опроса на знание свойств умножения. Формулирование задания для учащихся Чем мы занимались на прошлом уроке? Зачем нам надо уметь упрощать числовые и буквенные выражения? Решать уравнения? (Вместе с учениками определяет цель урока)Выполняют графический диктант.(ответить верно или нет) | Выполняют работу (слайд4-10, ответы 11) Определяют цель урока | Самостоятель-ное выделение-формулирова-ние познавательной цели, логическое формулирование проблемы. | Целеполага-ние | Постановка вопросов Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Самоопределение |
Первичное усвоение новых знаний | Обеспече-ние восприя-тия, осмысле-ния и первич-ного запомина-ния детьми изученной темы | Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. Сегодня мы будем решать уравнения и составлять уравнения по условию задач. Находить значения числовых выражений и упрощать буквенные. | (слайд 4,5) (делают вывод о правилах упрощения выражений и решении уравнений) | Умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера | Самоопределение |
Физкультминутка | | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | | | | |
Первичная проверка понима-ния | Установ-ление правиль-ности и осознан-ности изучения темы | Направляет работу учащихся | № №573,570,576,577;606 Самостоятельно выполняют задания, с последующей проверкой. Дополнительное задание (Тест) | Выделение и формулиро-вание познавательной цели. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем. | Ориента-ция в межлич-ностных отноше-ниях |
Рефлексия деятель-ности | Инициировать рефлексию детей | Кто работал на уроке лучше других? Кому надо стараться? С каким настроением вы уйдёте с урока? | Оценивают свою работу и работу одноклассников. | Рефлексия | Оценка своей деятель- ности и деятельности других людей. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Смысло-образова-ние |
Подведе-ние итогов урока | Самооцен-ка результа-тов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе | Отвечают на поставленные вопросы. | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результат, саморегуля-ция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. | Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся. |
Информа-ция о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию | Обеспеч-ение понимания детьми цели, содержа-ния и способов выполне-ния домашнего задания | № 601, 617. Творческое задание для желающих (срок – 10 дней) – подготовить сообщения: «За страницами учебника», «Горизонты познания», «Хочу все знать!», «Знания добываются». | Записывают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения темы урока | | Оценка промежуточ-ных результатов и саморегуля-ция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка | Нравственно-этическая ориентация |