СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урало - Сибирская роспись

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы

Просмотр содержимого документа
«Урало - Сибирская роспись»

Непосредственная образовательная деятельность «Урало - Сибирская роспись».

Программное содержание:

- Познакомить с историей Уральской домовой росписи.

-Развивать образное восприятие детей.

-Воспитывать интерес к Уральской росписи , любовь к родному краю.

 -Научить писать элементы Уральской росписи: ягодки, прописки,

   цветы, листья.

 -Познакомить со смысловым значением элементов росписи их связью    с жизнью.

 - Научить расписывать изделие по готовому рисунку композиции.

                                               Ход занятия

В очень далёкие времена , правил царь Пётр 1.

Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду.

Для людей, переселившихся, на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи

Построив дома дереводелы уходили, а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?

Послушайте сказку о том, как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось.

                                                   СКАЗКА.

Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить , а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки да тараканы по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк, вдруг видит, стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей.

Я – домовой отвечает человек. Только не при деле стою, жду, может, кто к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?

Да дом, то  есть только негоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу, только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат, будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову .Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти, как и прыгают, уходить не хотят. Домовой не растерялся, расстегнул жилетку, а оттуда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать, по дому гонять. Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые Черти из дому то и побежали. Еремей стал домового то благодарить, а тот говорит, ему подожди, иди, ложись спать утро вечера мудренее.

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены, углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами.

С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.

Понравилась сказка?

Кто мешал Еремею в доме спокойно жить?

Кто помог эту нечисть прогнать?

Что же Еремей увидел в своей избе, когда проснулся утром?

В жизни почти так и было в след за дереводелами потянулись красильщики- мастера которые расписывали избы из нутрии такими узорами.

Такую роспись называли Уральской домовой.

Сегодня мы с вами научимся писать элементы росписи и распишем старинные игрушки.

3.Семантика росписи.

В зависимости от изображения этих элементов композиция обретала определённое значение.

Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение.

Птица являлась посредницей между небом и землёй. Связывала человека , была вестницей солнца и облаками дающими дождь.

Цветы на дереве –родители, бутоны и ягодки-дети.

Птицы имели другой смысл –пожелание счастья супругам, добро семье.

У подножия дерева изображались львы, они имели охранительную функцию.

Они оберегали от злого человека, от несчастий.

Особое значение уделялось потолку в доме –верхний ярус. Потолок это небо 

На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца.

Солнце имело большое значение для человека.

Как вы думаете какое?

Будет хорошая погода. Будет урожай. Средний ярус-мир человека.

Вся композиция описывалась голубым цветом. Изображение воды –так как вода вытекая из земли поднимается испарением в верх и вновь попадает на землю в виде дождей. Цвет стен имел тёплые оттенки, любовь к красному цвету шла издревле

Красный цвет-цвет огня как символ очага, жизни.

Нижний ярус – вода  

В росписи встречаются петушки и курочки, Павлины и павы  

Совушку и филина изображали у ног кровати, как вы думаете, что они охраняли? Они охраняли сон супругов. Единорога рисовали на сундуке с приданным девушки .Как выдумаете ,что он охранял?

Так же расписывали и посуду и мебель, был целый промысел прялок ,и коромысел.

Прялка представляла девушку, принесённая на посиделки. С изображением одной птички прялку дарил суженный своей невесте, птичка уподоблялась невесте, с изображением двух птиц дарил супруг своей жене.

Люди стали украшать не только стены , но и мебель и посуду.

В наше время роспись проявляется в основном при украшении матрёшек.

Физминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

Мастера расписывали, стены как вы думаете чем? Пальчиками.

Подготовка к практической части.

Рассмотрим элементы росписи листьев 

Роспись цветов и бутонов

В росписи мастера с начало рисовали подмалёвок пальцами, затем белилами применяли моделировку и третий этап росписи. Писали травку которая служила для связи элементов в композиции. Травка или приписки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью.

Берём правильно кисть: на последние фаланги немного раздвинутых пальцев указательный и средний и прижимаем большим пальцем.

Покатайте пальчиками кисть. Кисть смотрит в потолок.

Выполняем капельку.

IV.Итог.

С какой росписью познакомились?

Почему её назвали домовая роспись?

Что рисовали на стенах?

Что ещё украшали этой росписью?

Цвет в росписи?

Выставка и оценивание работ.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!