СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уральский Экономический Район

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели.

Содержательная (предметные результаты): определить национальный состав населения УЭР, природно -  ресурсный потенциал и роль в экономике России. 

Развивающая. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, продолжить развитие навыков работы с географической картой, текстами, диаграммами, умение работать с разными источниками информации.

Воспитательная. Воспитывать у учащихся географическую культуру и эстетическое восприятие.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-развитие навыков самостоятельного получения знаний и умений делать умозаключения и выводы;

-развитие проектировочных способностей;

- повышение интереса учащихся к изучению географии;

- воспитание ответственности за выполняемую на уроке работу.

Личностные УУД:

- формировать географическое и экологического мышление: умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.

Познавательные УУД:

- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

- формирование умения анализировать, сравнивать, применять

теоретические знания на практике. Формировать умение работать с географической картой и другими источниками информации.

- формирование навыков проектной работы.

Коммуникативные УУД.

 -формировать умения работать в группах.

- формирование толерантности к возможностям одноклассников.

 -развитие умений оценивать свою работу и работу товарища.

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-формирование умения в диалоге с учителем делать цель урока личностно значимой для ученика.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, частично поисковый,  с применением ИКТ.

Оборудование: экономическая карта УЭР, атласы,  учебник, мультимедийный проектор, индивидуальные  тесты, листы самооценки,  географический диктант презентация.

 

Просмотр содержимого документа
«Уральский Экономический Район»

Дата проведения ____________


Цели.

Содержательная (предметные результаты): определить национальный состав населения УЭР, природно - ресурсный потенциал и роль в экономике России.

Развивающая. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, продолжить развитие навыков работы с географической картой, текстами, диаграммами, умение работать с разными источниками информации.

Воспитательная. Воспитывать у учащихся географическую культуру и эстетическое восприятие.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-развитие навыков самостоятельного получения знаний и умений делать умозаключения и выводы;

-развитие проектировочных способностей;

- повышение интереса учащихся к изучению географии;

- воспитание ответственности за выполняемую на уроке работу.

Личностные УУД:

- формировать географическое и экологического мышление: умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.

Познавательные УУД:

- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

- формирование умения анализировать, сравнивать, применять

теоретические знания на практике. Формировать умение работать с географической картой и другими источниками информации.

- формирование навыков проектной работы.

Коммуникативные УУД.

-формировать умения работать в группах.

- формирование толерантности к возможностям одноклассников.

-развитие умений оценивать свою работу и работу товарища.

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

-формирование умения в диалоге с учителем делать цель урока личностно значимой для ученика.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, частично поисковый, с применением ИКТ.

Оборудование: экономическая карта УЭР, атласы, учебник, мультимедийный проектор, индивидуальные тесты, листы самооценки, географический диктант презентация.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Урок направлен на изучение населения, природных ресурсов, оказывающих влияние на формирование Уральского экономического района и специализацию.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой. Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Предварительная подготовка: деление класса на 5 групп (по 6 человек в каждой)  

Подготовка презентации учащимися и учителем по теме: « Население и хозяйство УЭР», наглядного материала листов самооценки , тестов и геодиктанта.

I.Организационная часть проходит на фоне музыки « Уральская рябинушка»


Лишь гудки певучие смолкнут над водой,
Я иду к рябинушке тропкою крутой.
Треплет под кудрявою ветер без конца,
Справа кудри токаря, слева – кузнеца.

Определяется готовность учащихся к уроку, создается ситуация успеха.

Учитель. Добрый день, ребята! Давайте встанем и поприветствуем, друг друга, а также поприветствуем наших гостей. Садитесь! Предлагаю всем настроиться на полезную интересную деятельность на уроке, так как тема сегодняшнего урока, я думаю, будет интересна и полезна каждому из вас. Ребята, проверьте вашу готовность к уроку: атласы, тетради, учебники. Мы на уроке постараемся как можно больше получить информации об Уральском экономическом районе. Сегодня на уроке каждый сам оценит свою работу. Для этого на столах у вас лежат листы самооценки, тесты и геодиктант.

У вас всё получится. Успехов вам и удач! 

II.  Прием педагогической техники "Тест".

Выполнение проверочного теста. Охвачены все учащиеся. (Приложение1)

Прием «Взаимопроверка».

Проверочные тесты по теме: «Урал. Общие сведения» время выполнения 5 минут. Затем взаимопроверка, вы обмениваетесь работами, записываете на них ФИ проверяющего и оцениваете их по ключам, которые вам после работы даст учитель. Проверочная работа по карточкам в 3 варианта. Один правильный ответ - один балл. Максимум за домашнее задание 5 баллов.

2.Учащийся на компьютере офлайн решает тест и показывает всем свои баллы на мониторе, учитель объявляет оценку.

III. «Открытия» нового знания

Учитель. Сегодня название «Урал» знакомо каждому жителю России. И это не удивительно - вот уже много столетий он играет выдающуюся роль в судьбах страны. Говоря об Урале, одни представят себе эпоху Петра I и династию Демидовых, у других он ассоциируется с крестьянской войной Емельяна Пугачёва и «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, ну а кто-то, может быть, вспомнит строки из поэмы А. Твардовского «Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец,….

Ориентировочно-мотивационный этап.

Учитель. Определение темы урока. Сегодня мы продолжаем формировать образ УЭР, послушайте стихотворение и вспомните, на какой проблемный вопрос мы должны ответить в конце урока.

Выход на проблему урока. Учитель зачитывает стихотворение по теме урока.

Эпиграф на доске:

Урал! Завет веков и вместе –

Предвестье будущих времен

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он –

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Твардовский Александр Трифонович.

Какой мы поставили проблемный вопрос на прошлом уроке?

Ответ учащихся

-Почему Урал опорный край державы? Чем славен Урал?

Учитель. К концу урока мы попытаемся ответить на этот проблемный вопрос: почему Урал – опорный край державы?

Открыли тетради, запись даты, темы урока.

Объявление темы и целей урока.

На прошлом уроке мы начали изучать Уральский экономический район, чтобы образ УЭР был полным, что нужно еще рассмотреть?

Ответы учащихся.

ЭГП , население, природные ресурсы и специализацию хозяйства.

Так и называется тема урока: «ЭГП,население, природные ресурсы и специализация хозяйства УЭР»

Давайте определим цели и задачи урока.

Как вы думаете, ребята, какова цель сегодняшнего урока?

Учащиеся называют цели и задачи урока:

1.Познакомиться с ЭГП и населением УЭР;

2. Оценить природно- ресурсный потенциал района;

3. Определить экономическое «лицо» Урала, его роль в хозяйстве России.

Что означает слово «опорный»?  (Такой, на котором базируется деятельность других)

Каких целей мы должны достигнуть?

Нам нужно доказать, что «Урал – опорный край державы»

Наша задача: определить экономическое «лицо» Урала, его роль в хозяйстве

Прием «Исследовательская работа в группах»

Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Будете работать в группах по 6 человек. Каждая группа проводит мин и- исследование своего задания, используя географический атлас и текст учебника, у каждой группы есть необходимый материал для исследования. В результате группа представит проект, защищать который будет спикер от группы.

Каждая группа занимается поиском информации и готовит выполнение проекта. У вас на столах инструктивные карточки, атласы и учебники. Ваша задача ответить на вопросы задания. По выполненному заданию составить письменный проект. На работу в группах вам дается 10 минут. Спикеры у доски защищают свой проект, а остальные группы слушают и записывают основное , ведь в конце урока вас ждет не большая проверочная работа, что вы запомнили с сегодняшнего урока. На отчёт дается не больше 3 мин.

Проверочная работа будет оценена и отметки поставлены в журнал. Так что работайте активно и получайте на сегодняшнем уроке хорошие оценки. А теперь можете приступать к работе.

Самостоятельно учиться – не простое занятие.

Это целое искусство, которым может и должен овладеть каждый учащийся.

Задача обозначена в инструктивных карточках групп.

На выполнение проекта даётся 10 минут.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай мне действовать самому – и я научусь!»

Китайская мудрость


Мы работаем в группах исследователей:

1 группа «Географы» Провести мини - исследование темы.

- дать характеристику ЭГП Урала, показать положительные и отрицательные черты и их влияние на развитие Урала.

Провести мини - исследование темы спикер - Булацева София

2 группа «Демографы» - дать характеристику населения, установить специфические черты, провести мини - исследование темы , спикер- Кретова Анна ?.

3 группа – «Ресурсоведы » - оценить природные ресурсы УЭР для развития хозяйства региона, доказать, что экономической основой района являются его минеральные богатства, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

провести мини - исследование темы спикер -Токаева Сабина

4 группа – «Экономисты ». Определить отрасли специализации УЭР, провести мини - исследование темы спикер - Александр Мулукаев

5 группа – «Экологи». Сформулировать экологические проблемы УЭР и выявить пути их решения , спикер - Плиев Давид.


Учитель: время закончилось. Представители групп начинают выступать, а все

внимательно слушают, и делают короткие записи в тетрадь.

Защита проектов.

Группа «Географы»- дать характеристику ЭГП Урала, спикер Булацева София


Площадь Уральского района составляет 824 тыс.кв. км -4,8% территории РФ. В его состав входят две республики: Башкортостан и Удмуртия, а также Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская области и Пермский край.

Столицей Урала является город Екатеринбург. Уральский экономический район занимает выгодное экономико-географическое положение: располагаясь на стыке двух главных районов (района производства и потребления готовой продукции, с одной стороны, и района с основными сырьевыми и топливно-энергетическими базами, с другой). на стыке европейской части России с Сибирью, Казахстаном и странами Средней Азии. Его соседство с крупнейшими топливно-энергетическими базами СНГ исключительно удачное, Западно-Сибирским топливно-энергетическим комплексом, Кузбассом, Карагандой, Экибастузом и др.

Через его территорию проходит четыре важнейшие железные магистрали, соединяющие западную и восточную части России. Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети .Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию транспортной сети, в которой преоб­ладают широтные направления. Транспорт района отличается высокой грузонапряженностью, осуществляя перевозки массо­вых грузов внутри района и транзитные потоки. Через Урал транзитом проходят важнейшие железные дороги, автодороги ,нефте - и газопроводы России.

В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда -относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, и к рынкам сбыта готовой продукции.

Группа «Демографы» - дать характеристику населения, установить специфические черты, провести мини - исследование темы спикер - Кретова Анна

Не только природные ресурсы Урала определяют его рыночную специализацию и размещение производства. Большое значение имеют также население и трудовые ресурсы. Численность населения Уральского района – 16,4 млн. человек (второе место после Центрального района). Сред­няя плот­ность на­се­ле­ния – 25 чел/км2, но на­се­ле­ние раз­ме­ще­но нерав­но­мер­но. Урал – один из высокоурбанизированных экономических районов страны. Около 3/4 его населения проживают в городах и посёлках городского типа. Особенно велика доля горожан в Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае. Система городского расселения включает 150 городов и 256 посёлков городского типа. Города-миллионеры Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь. (Показать на карте)

Вокруг них возникли городские агломерации, занимающие 10% его территории. 70% современных городов основывались сразу как городские поселения в эпоху Петра. Они сразу строились как городские поселения. При этом  на Урале возник новый тип города – город – завод. В районе наблюдается естественная убыль населения. В целом по району рост численности населения носит нестабильный характер и обусловлен в основном миграционными процессами. Высок уровень смертности, особенно в трудоспособном возрасте. В промышленных регионах продолжительность жизни ниже, чем в регионах с более высокой долей сельского населения. Трудовые ресурсы Урала отличаются высокой квалификацией, особенно промышленные кадры.

Урал - многонациональный район Российской Федерации Русские составляют самую многонациональную группу населения и проживают во всех областях. Татары - вторая по численности группа. На северо-западе проживают коми, коми-пермяки, удмурты, на юго-западе - башкиры.

Мелконян Лусине

20 век. Великая Отечественная война принесла беду всем народам страны.

У Урала была особая роль. С раннего утра и до позднего вечера трудились они, чтобы накормить, одеть, вооружить огромную армию защитников Родины.

Из всех эвакуированных полутора тысяч заводов Урал принял 667, на них работали 10 млн. чел. Каждый второй снаряд был произведен именно на Урале.

« Тогда, бывало, поголовно

Весь фронт огромный повторял

Со вздохом нежности сыновней

Два слова:

- Батюшка Урал…»

На Урале ковалась победа над врагом. Металлурги и машиностроители, работающие в ВПК ковали победу. Черты характера уральского населения: патриотизм, стойкость, доброжелательность, организованность.

В тетрадях сделать записи: численность населения Урала составляет около 16,4 млн. человек. Естественный прирост населения Урала отрицательный. Сред­няя плот­ность на­се­ле­ния – 25 чел/км2, но на­се­ле­ние раз­ме­ще­но нерав­но­мер­но. Система городского расселения включает 150 городов и 256 посёлков городского типа. Города-миллионеры Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь. Столица УЭР Екатеринбург. Спасибо

Продолжается защита проектов.

Группа «Ресурсоведы», спикер Токаева Сабина

Урал — это сокровищница разнообразных полезных ископаемых. Из 55 видов важнейших полезных ископаемых, которые разрабатываются в России, на Урале представлено 48. Рудные месторождения – основа богатств Урала. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.

По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. По запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит одно из самых первых мест в мире.

Есть железные руды ,бурые железняки , которыми сложены горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар.

Среди месторождений цветных металлов основными являются колчеданные медно-цинковые руды, марганцевые, хромовые, и никелевые руды. Есть и серебро и платина.

Урал славится своими «самоцветами» 

 Разнообразие самоцветов на Урале поражает воображение: алмаз, изумруд, александрит, топаз, малахит, родонит, гранат и другие.  

Родонит - этот камень считается русским. По ценности он уступает только малахиту. Все богатые залежи родонита в мире находятся на Урале. В переводе с греческого «родонит» означает «роза».

Алмаз – самый твердый из всех минералов. В 1829 году ребенок нашел алмаз на Урале во время промывания золота. Это был первый российский алмаз. Он был настолько ценен, что мальчик, бывший крепостным, получил вольную за свою находку

Александрит - один из редких драгоценных камней. Самоцвет назвали в честь Александра второго, так как обнаружили минерал накануне совершеннолетия царевича.

Прекрасные аметисты. Специалисты утверждают, что аметисты Урала не имеют достойных конкурентов на мировом рынке. Только уральские аметисты обладают насыщенностью, красочным тоном и безупречным блеском. Среди них очень много насыщенно-фиолетовых камней, которые ценятся выше всего.

Великолепный топаз.  Этот минерал имеет очень разнообразную цветовую палитру. Но самой большой гордостью Урала являются нежно-голубые топазы, которые встречаются очень редко.

Уральские изумруды. Первые изумруды нашли в 1830 году. А в 2013 году на Урале нашли уникальный изумруд, весом чуть больше килограмма. Это самая большая находка в мире. Они имеют очень насыщенный зеленый цвет.

Академик Ферсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства», «минералогическим раем». Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов. На Южном Урале расположен удивительный Ильменский хребет. Среди 200 найденных здесь различных минералов есть редкие и редчайшие, не обнаруженные больше нигде в мире. Для их охраны в 1920г. был создан минералогический заповедник В Ильменском заповеднике на площади 303 кв. км. сосредоточено 5% всех минералов Земли.

Посмотрите видеофильм- Ильменский минералогический заповедник.

Рекреационные ресурсы Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. Ландшафты. Древние горы, "седой Урал" - наиболее яркая природная особенность региона.  На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. Минеральные воды Урала отличаются наибольшим разнообразием из всех центров России. Здесь находятся интересные объекты природы:

Кунгурская ледяная пещера, состоящая из 58 ледяных гротов и огромного количества озер.

Капова пещера в Республика Башкирия, с древними настенными рисунками -река Чусовая – одна из красивейших рек России.

Богат Урал и реками, здесь их 69 тыс., но водными ресурсами регион обеспечен неравномерно. Озеро Тургояк – это одно из красивейших и чистейших озер Урала в Челябинской области. Озеро признано памятником природы.

40 % территории Урала покрыто лесом. Лес выполняет рекреационную и санитарную функцию.

Многие ресурсы Урала эксплуатируются уже более 300 лет, поэтому неудивительно, что они истощены. Однако говорить об оскудении Уральского экономического региона преждевременно.

Посмотрите видеофильм- 3 мин. «Кунгурская пещера».

Ильменские горы одна из самых крупных минералогических провинций мира. Более 200 лет учёные старатели исследуют их. Учёные говорят, Урал ещё не изучен до конца. А туристы с изумлением рассказывают про странную зелёную ящерицу, появляющуюся словно ниоткуда. Правда это или вымысел – но Уральские горы не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка, из сказок Бажова, всё ещё охраняет свои владения.

В тетрадь: Урал - «кладовая» минералов, «минералогический рай» страны, здесь найдено около 1000 разновидностей минералов и учтено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых, более 5 тысяч минералов.

Учитель

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

(В. Степанов)

Спасибо

V. IV. Физкультминутка. Здоровье – это самое большое богатство человека и его нужно беречь. Видео – релаксация , для снятия усталости и напряжения.

А теперь давайте продолжим слушать проекты, которые подготовили наши юные исследователи.

Защита проектов. Группа «Экономисты», спикер Мулукаев Александр.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.

Большая часть отраслей создавалась здесь на базе собственных ресурсов. Славу важнейшего промышленного района России Урал завоевал еще в XVII в., когда вышел на первое место в мире по выплавке металла и обеспечению им Европы. Еще в Англии


в 80-е гг. XVIII в. 2/3 потребляемого металла было уральским. После Октябрьской революции 1917 г. один за другим ставали в строй первенцы отечественной индустрии: Магнитогорский металлургический комбинат, завод «Уралмаш», Челябинский тракторный завод, Уральский вагоностроительный завод, Нижнетагильский металлургический комбинат.  Старейшая отрасль Урала – черная металлургия, поэтому Урал стал металлургической базой России.

В XX веке были построены заводы-гиганты: Нижний Тагил, Челябинский.Магнитогорский ,Новотроицкий металлургические комбинаты .

Цветная металлургия представлена добычей руд, обогащением и плавкой различных цветных металлов.

Медеплавильные заводы - г. Красноуральск, г. Кыштым, г. Медногорск;

плавка никеля - г. Орск,

плавка титана и магния - г. Краснотурьинск;

плавка цинка - Челябинск;

плавка алюминия - г. Североуральск, г. Каменск-Уральский.)

В послевоенные годы на Урале появились «закрытые города» с производством ракет и ядерного оружия. Урал – один из ведущих промышленных районов страны. Здесь производится 15% всей продукции страны (3-е место). Современное хозяйство сформировалось благодаря огромным запасам разнообразного минерального сырья. В этом главная причина того, что Урал был и остается преимущественно промышленным районом. Насыщенность промышленностью здесь в 3 раза больше среднероссийской

Урал – это многоотраслевой промышленный регион, который занимается производством черных и цветных металлов, машиностроением, химической промышленностью, добычей минерального сырья, заготовкой и переработкой древесины.

В настоящее время на Урале производятся практически все виды современного вооружения. Так называемые «закрытые города» (Новоуральск, Снежинск, Звездный) имеют ракетно-ядерную специализацию. В Нижнем Тагиле выпускают танки, в Ижевске – стрелковое оружие.(показ городов по карте)  Промышленность Урала - это айсберг. С его меньшей, надводной, частью мы познакомились. На Урале имеется и «невидимая» часть экономики - это производство оборонное - ВПК: в Удмуртии 90% производимой продукции - это продукция ВПК.  

Отраслями специализации этого района являются отрасли: металлургия (чёрная и цветная), машиностроение, военно-промышленный комплекс.

Сегодняшний Урал — это не только славная история и мрачная романтика демидовских заводов; это сильный, перспективный, динамично развивающийся регион, который сам строит свое будущее.

Продолжается защита проектов.

 Группа 5- « Экологи», спикер-Плиев Давид.

Имея в недрах такое огромное количество полезных ископаемых, конечно, человек стремился использовать их для развития хозяйства страны с 17 века, т.е. 300 лет назад человек стал использовать их в хозяйстве. К чему это привело? - Состояние природы в промышленной части Урала А это Средний и Южный вызывает тревогу и нуждается в принятии срочных мер для её улучшения. Крупные промышленные города -Челябинск и Нижний Тагил – лидируют в списке неблагоприятных для жизни городов России. Итак, сейчас мы совершим путешествие в самый неблагополучный для жизни и природы город Урала. Мы живём во Владикавказе, летим на самолёте в Нижний Тагил. Выйдя из самолёта, мы чувствуем, что дышать нам тяжело. Воздух задымлён. Гид говорит нам, что такой задымлённый воздух стоит над всем городом. Итак, мы на территории Металлургического завода. Все корпуса в чёрном дыму, а из труб идёт жёлтый дым, который называется «лисьи хвосты». Они образуются при переработке серы. Это все отходы от производства черных металлов. А кроме металлургического комбината на территории города есть ещё машиностроительный завод, который выпускает сельскохозяйственные машины, авиационно – космическое оборудование. Есть ещё деревообрабатывающий комбинат Заводы металлоконструкций. Инструментальный завод. Развито производство шлака и щебня. Механический завод и др. - Это не весь перечень предприятий. И вы представляете, сколько отходов от работы этих предприятий попадает в воздух, воду, землю. И какой приносят они вред! Болеют люди, гибнут растения, загрязняются водоёмы, гибнет рыба.



Для городов Урала характерна высокая задымленность воздуха, накопление тяжёлых металлов в почве, загрязнение рек и озёр. Вокруг крупных городов почти уничтожены животные и растения, нет рыб в озёрах и реках.

Особая боль Урала – радиоактивное загрязнение. В 200 могильниках хранится 500 тыс. тонн твердых вредных отходов. Породы Урала легко растворимые. В процессе их размыва радиоактивные вещества могут попасть в Каспийское море и даже в Северный -Ледовитый океан. Ртуть, хлор, фтористые соединения – все это выбрасывается в окружающую среду. Из-за сброса неочищенных вод треть уральских рек лишена биологической жизни.

Здесь добыча руды интенсивно ведется,
После которой, огромный карьер остается.
Вредных веществ атмосфера полна.
Стонет и плачет Земля,

- Как защитить окружающий мир от гибели? Как можно решить экологические проблемы Урала?

Наша группа предлагает : лесоразведение, совершенствование технологий при использовании природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках , создание заповедников и заказников.

О, человек!

Прислушайся к планете!

Послушай пульс и сердце у Земли.

Она больна и стонет, словно ветер,

И просит нас: "Спаси и сохрани!".

Тяжёлая экологическая ситуация на слайде

2/5 (50%) выбросов ртути в стране;

40% выбросов хлора;

30% выбросов фтористых соединений;

Образование техногенных пустынь;

1,5 млрд. м³ - отвалы горных пород, загрязняющих воду и воздух;

  1. н. т. выбросов ядовитых и радиоактивных отходов:

-концентрация достигает 3000т/км² в Свердловской области

-700 т в Челябинской и Оренбургской;б-500 т – критический уровень!

Учитель.

Урал давно осваивается человеком. Это крупный промышленный район. Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение рек ухудшают качество ландшафтов Урала.

Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

«Не уж-то внуки по Красной книге

Узнают, как богаты были мы».

Учитель. Спасибо всем группам. Отлично поработали.







VI.Закрепление. Диагностика качества освоения темы на базовом уровне.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшой геодиктант:

У каждого из вас на столах лежат листочки с геодиктантом . Листочки обязательно подпишите. На работу вам дается 3 мин.

1. Географический диктант:

1. В состав Уральского района входят 2 республики – это … (Удмуртия и Башкирия).

2. Самые крупные города Урала – это города-миллионники … (Екатерин­бург, Пермь, Челябинск, Уфа).

3. Уровень урбанизации на Урале … (высокий).

4.Национальный состав пестрый, но преобладают (80%) … (русские). ).

5. Первые начали добывать в XVII веке, это были … (железные руды) .

6.Основные отрасли специализации (Машиностроение , металлургия, химическая пр-ть) .

Старейшей отраслью промышленности Урала является (Металлургия )

7. Крупнейший металлургический комбинат полного цикла (Нижнетагильский)

И так вы выполнили данное задание, а теперь обменяетесь листочками друг с другом. Проверить выполненное задание и поставите оценки, сдайте спикеры работы по группам.

2. Конкурс:лучший синквейн по теме «Урал»

Одно слово, заголовок, в который выносится ключевое слово


Урал.


Два прилагательных

Славный, опорный



Три глагола

Живёт, трудится, преуспевает


Предложение из 3-х слов, фраза, несущая определенный смысл.



Здесь мы родились



Резюме, вывод, одно слово, существительное


Родина


3. Мозговой штурм. Вернёмся к проблеме.

Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец….

Какие цели ставили? Мы их достигли?

Что означает слово «опорный»? Почему УЭР так называют «Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?»


Группа географы

1.В силу его внутреннего ГП , богатого природного потенциала Урал обладает богатством недр. Из них черпали и продолжают добывать самое разнообразное сырье. С ХVII века русские переселенцы стали добывать железную руду и выплавлять железо. Промышленность Урала фундамент хозяйства страны в период индустриализации

2.В силу экономической мощи. Урал во время войны являлся опорным пунктом страны, и именно на Урале производилась вся продукция, предназначенная для фронта. Урал был глубоким тылом, где очень интенсивно шло наращивание оборонного потенциала

3.За период войны Урал стал новейшей индустриальной державой и сельскохозяйственной опорой, благодаря которой была выиграна война.

Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития.

4.И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой. Сегодняшний Урал — это не только славная история и мрачная романтика демидовских заводов; это сильный, перспективный, динамично развивающийся регион, который строит будущее России.

5. Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где были бы так могучи силы недр, грандиозны перспективы. Фраза из кинофильма «Демидовы » «Силища-то какая» и сейчас актуальна.

VII. Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Подведение итогов урока, определение соответствия полученного результата поставленным в начале занятия целям

Учитель. Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался, оцените свою работу, насколько активно каждый из вас участвовал в работе. Молодцы, справились с заданиями. Это и хорошо: знание бесконечно. Но каждый из вас, хоть на короткий срок, стал исследователем, творцом. Вы ощутили радость открытий, собственную значимость, проявили уважительное отношение к знаниям другого и жажду знаний. Спасибо вам. Устал «Седой» Урал!
Низкий поклон тебе Урал!

Отметить учеников, которые активно работали на уроке. Оценки за урок.

Мне было интересно и легко с вами работать!

Урок окончен, вы можете собраться и до свидания.

VIII. Информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 уровень для всех §45 – уметь отвечать на вопросы в конце параграфа

2 уровень по желанию – Презентация «Минералы и поделочные камни Урала»

3 уровень по желанию - Буклет «Туристический маршрут по Уралу»

Приложение 1

1.Проверочные тесты по теме: «Урал. Общие сведения» время выполнения 5 минут. Затем взаимопроверка. вы обмениваетесь работами , записываете на них ФИ проверяющего и под диктовку учителя отмечаете , что правильно, что нет и оцениваете их. Проверочная работа по карточкам (3 варианта).

Индивидуальные проверочные тесты по географии по теме: «Урал».

Вариант№1. Тест «Урал»


1. В состав Урала входят:

а) Свердловская обл., б) Тюменская обл.,

в) Башкортостан , г) Курганская обл..
2. Полезные ископаемые Урала:

а) медь б) нефть в) уголь

г) вольфрам д) мрамор е) молибден ж) цинк

3.Группа регионов, входящих в состав Уральско­го района:

а) Пермская, Свердловская и Кировская области,

б) республики Удмуртия, Башкортостан и Коми,

в) Коми-Пермяцкий, Ненецкий и Ханты-Мансий­ский автономные округа,

г) Курганская, Челябинская и Оренбургская об­ласти.

4.Города-миллионеры Уральского района:

а) Екатеринбург и Челябинск,

б) Челябинск и Оренбург,

в) Оренбург и Самара,

г) Самара и Екатеринбург.

5.Найдите ошибку в перечне экономических районов России, с которыми граничит Уральский район:

а) Северный,

б) Восточно-Сибирский,

в) Поволжский,

г) Волго-Вятский.

Ответы: правильный ответ 1 балл.

Вариант№2 Тест «Урал»

1. Какая республика входит в состав Уральского района?

1) Удмуртия; 3) Марий; 2)Татарстан; 4) Мордовия.

2. Укажите верное утверждение об ЭГП района:

1)Осью Урала является река;

2)Осью Урала являются горы;

3)Урал удален от государственной границы;

4)Урал и Европейский Север соединяет Печорская железная дорога.

3. Какой город района является самым крупным?

1)Пермь; 2) Екатеринбург; 3) Челябинск; 4) Уфа.

4. Какой народ относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи?

1)Татары; 2)башкиры; 3) удмурты; 4) русские.

5. Отметь города-миллионеры Урала:

1) Екатеринбург; 2) Оренбург; 3) Уфа; 4) Качканар.

Вариант №3 Тест «Урал». Вариант №3

1. Какая республика входит в состав Уральского района?

1)Татарстан; 2)Коми; 3) Башкортостан; 4) Чувашия.

2. Укажите государство, с которым граничит район:

Монголия; 2)Китай; 3)Казахстан; 4)Узбекистан.

3. Какой город расположен на крупной судоходной реке Каме?

1) Екатеринбург; 2) Оренбург; 3) Пермь; 4) Челябинск.

4. 1)Удмурты; 2)башкиры; 3) коми-пермяки; 4) коми.

5. Отметь города-миллионеры:

1)Челябинск; 2) Серов; 3) Пермь; 4) Первоуральск.

Проверка: учащиеся обмениваются листочками, записывают на них, кто проверяет

2.1 ученик на компьютере офлайн решает тест и показывает всем свои баллы на мониторе, учитель объявляет оценку.

Ответы по вариантам

Ответы 1варианта: 1.а,г; 2.а,б,г,е,ж; 3.г; 4.а; 5.б.

Ответы 2 варианта: 1.1; 2.2; 3.2; 4.3; 5.1,3.

Ответы 3 варианта: 1.3; 2.3; 3.3; 4.2; 5.1,3.


Приложение 2.


Лист самооценка успешности работы ученика

Фамилия _____________

Имя _____________

Класс _____________

Подчеркнуть объективно

1. На уроке я работал


активно

пассивно

2. Своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я

устал

не устал

5. Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным





Приложение 3

Инструктивная карточка группы «Географы»

Изучить экономико-географическое положение (ЭГП) Урала, оценить его ЭГП в рамках значения региона для экономики страны показать его границы при разных видах районирования, пользуясь : атлас стр.4-5, 26,39, учебник рис129 стр.265, текст стр.268.

План оценки ЭГП:

  1. Положение относительно государственных границ России

  2. Расположение района на территории России

  3. Соседние государства

  4. Наличие выхода к морю.

  5. Транспортное положение.


Инструктивная карточка – задание для группы «Экономисты». Самостоятельно учиться – не простое занятие.

Это целое искусство, которым может и должен овладеть каждый учащийся.

Работа по экономической карте Урала атласы стр.38 и учебник стр. 272-274.

Докажите, что старейшая отрасль Урала – черная металлургия, поэтому Урал стал металлургической базой России. Определите центры черной и цветной металлургии и покажите их на настенной карте Урала. Определить факторы их размещения и используемое сырье.

Инструктивная карточка – задание для группы «Демографы»

Самостоятельно учиться – не простое занятие.

Это целое искусство, которым может и должен овладеть каждый учащийся.


Демографы- изучают особенности населения Урала .

Работа по картам Урала в атласе стр.4-9 и текст учебника стр.270-271.

Задания проекта.

Численность населения. Охарактеризуйте национальный и религиозный состав населения.

Естественный прирост населения.

По карте «Плотность населения» определите показатели плотности населения в различных субъектах.

Почему на Урале много городов?

Чем объясняется высокий уровень урбанизации Урала?

Назвать и показать города – миллионеры.

Инструктивная карточка – задание для группы «Экологи».

Самостоятельно учиться – не простое занятие.

Это целое искусство, которым может и должен овладеть каждый учащийся.

Основываясь на знаниях об особенностях хозяйства Урала, оцените экологическую ситуацию в регионе.

Работа по картам Урала в атласе стр.29 и учебнику стр.272-273

  Инструктивная карточка- задание группы «Ресурсоведов»

1 .Охарактеризуйте природные условия и ресурсы по плану.

Особенности рельефа.

Полезные ископаемые.

Климат.

Почвы.

Водные ресурсы.

2.В каких частях Урала природные условия благоприятны.

3.Какие отрасли хозяйства могут развиваться в данной природно-ресурсной базе?

Атлас стр.4,38

Учебник стр.271-272


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!