1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Добрый день, ребята! Меня зовут Сегодня я проведу для вас урок математики. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должен быть учебник, поднимите его, чтобы я увидела. Теперь поднимите тетрадь, затем рабочую тетрадь. А теперь ручку, карандашик и ластик. -У кого все необходимое есть, красиво садятся. Спинка прямая, ручки на парте. -Ребята, скажите, пожалуйста, а какие равенства вы уже знаете? -А почему мы называем математические записи равенствами? -Хорошо. А какие выражения вы знаете? -Что значит решить числовое выражение? -А что значит решить буквенное выражение? -Молодцы. И помните, что знание этого материала поможет вам в изучении нового. | Приветствуют учителя, садятся на места. Проверяют готовность к уроку. Поднимают руки с учебником, чтобы показать наличие учителю, поднимают руки с печатными рабочими тетрадями, поднимают руки с рабочими тетрадями в клетку, показывают наличие канцелярских принадлежностей. Красиво садятся, с прямой спинкой, ручки кладут на парту. Мы знаем числовые равенства Потому что мы сравниваем левую и правую части, которые между собой должны быть равны, ставим знак равенства Мы знаем числовые и буквенные выражения Значит поработать с числами, вычислить и найти значение выражения Для этого нужно знать значение конкретной переменной | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии | -Ребята, сейчас я раздам для вас карточки с заданиями. -Все получили карточки? -Обратите внимание на первое задание. 1 задание: 15-9 207+27 39-15 48+20 100+36 -Что дано в первом задании? -А как называются эти выражения? -Почему числовые? -Давайте прочитаем эти выражения по цепочке разными способами. -Спрашиваю только по красиво поднятой руке. -Молодцы, ребята. -А сейчас давайте найдем значение этих выражений. -Молодцы. -Какие арифметические действия мы сейчас выполняли? -Давайте посмотрим второе задание. 2 задание: Реши буквенное выражение K+15, если k=5, k=10. -Что дано в этом задании? -Как называется это выражение? -Почему оно называется буквенным? -Что нам нужно сделать с буквенным выражением? -Что значит решить буквенное выражение? -Выполним это задание письменно. -В тетради отступите 2 клетки вниз и 10 клеток влево. По середине запишите 16 октября и ниже по середине классная работа. -Все записали? -Кто хочет пойти к доске, чтобы найти значение данного выражения. -Выходи, Таня. Остальные выполняют задание в тетрадях. -Сначала перепишите буквенное выражение в тетрадь, а Таня запишет его на доску. -Итак, что мы делаем сначала? -Какое первое значение k? -Какое выражение получилось? -Какое значение выражения? -Отступите клетку вниз и запишите в тетради. -Что дальше делаем? -Какое второе значение k? -Какое выражение получилось? -Какое значение выражения? -Отступите клетку вниз и запишите в тетради. -Молодцы. -Обратите внимание, я раздала вам напечатанные картинки. -Давайте рассмотрим их, что изображено? -А как вы думаете, что это за помещение? -А что написано на доске? -А что нам нужно сделать для того, чтобы узнать, верно ли это равенство? -Давайте посмотрим, какие числа нам предлагают на картинке? -Какое равенство получится, если подставим 6? -А будет ли это равенство верным? -Почему? -Какое равенство получится, если вставим 7? -А будет ли это равенство верным? -Почему? -Какое равенство получится, если вставим 8? -А будет ли это равенство верным? -Почему? -Ребята, что такое равенство? -Молодцы. -А что мы можем подставить в равенства кроме чисел, чтобы проверить верно ли оно? -А вы знаете, что такое уравнение? -Что значит решить уравнение? -Где у вас возникло затруднение? -Что нужно сделать, когда возникло затруднение? -Почему оно возникло? -С помощью слов я не смог/ла попробуйте объяснить причину своего затруднения. -Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? | Хорошо Да, все получили Находят первое задание на карточках Выражения Числовые выражения Потому что в записи этих выражениях только числа Хорошо Хорошо Читают выражения по цепочке разными способами: Из 15 вычесть 9 Сумма чисел 207 и 27 Уменьшаемое 39 вычитаемое 15 Первое слагаемое 48, второе слагаемое 20 100+ 36 Если из 15 вычесть 9, получится 6 Сумма чисел 207 и 27 равна 234 Уменьшаемое 39, вычитаемое 15, разность 24 Первое слагаемое 48, второе слагаемое 20, сумма 68 100+36=136 Выполняли сложение и вычитание Находят второе задание на карточках Выражение Буквенное выражение Потому что в записи выражения есть буква Найти его значение Значит подставить конкретное значение буквы Хорошо Открывают тетради, отступают 2 клетки вниз и 10 влево. Записывают число, классную работу Да, мы записали Желающие тянут руки Таня выходит к доске. Все остальные будут выполнять задание в тетрадях Таня записывает буквенное выражение на доске, а все остальные в тетради Сначала нам нужно подставить первое значение k K=5 Получилось 5+15 Значение выражения 20 Записывают в тетради. Подставляем второе значение K K=10 Получилось 10+15 Значение выражения 25 Записывают в тетради Смотрят на картинки Изображена доска, и персонажи Это школьный класс На доске записано равенство Чтобы узнать верно ли это равенство, нам нужно подставить конкретное число Нам предлагают числа 6, 7 и 8 Получится равенство 6+4=12 Нет, это равенство не верное Потому что левая и правая части не совпадают Получится равенство 7+4=12 Нет, это равенство тоже неверное Потому что левая и правая части не совпадают Получится равенство 8+4=12 Это равенство будет верным Потому что левая и правая части совпадают Сравниваем левую и правую часть, которые между собой должны быть равны, ставим знак равно. Мы можем подставить маленькие латинские буквы Затрудняются ответить на вопросы учителя Мы не знаем, что такое уравнение и что значит решить его Остановиться и подумать Потому что мы этого еще не проходили Я не смог/ла объяснить, что такое уравнение и что значит решить уравнение, потому что я этого еще не знаю Надо узнать, что такое уравнение и как его решать. | Коммуникативные- включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные- осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанно и произвольно строят речевые высказывания |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Ребята, откройте свои учебники на странице 80. Найдите тему сегодняшнего урока и поставьте на нее пальчик. -Прочитайте тему урока про себя. -Что сегодня за тема? -Давайте жужжащим чтением прочитаем цель урока, которую нам предлагает автор. -А как мы читаем жужжащим чтением? -Какова цель урока в учебнике? -Найдите правило в учебнике. -В чем нам поможет правило? -Прочитайте правило жужжащим чтением. -Ребята, уравнение-значит уравнять левую и правую части. -А теперь повернитесь к соседу по парте и в пол голоса расскажите ему, что такое уравнение. -А теперь расскажите своего соседу, что значит решить уравнение. -Молодцы. -Сейчас поиграем в игру. У меня в руках мячик. Я буду кидать его вам, задавать вопрос, а вам нужно будет мячик поймать и ответить на мой вопрос, после чего кинуть его обратно мне. -Готовы поиграть? Кидаю мячик. -Что такое уравнение? -Молодец. Кидаю мячик. -Что значит решить уравнение? -Молодец. Кидаю мячик -Какими буквами заменяем неизвестное число в уравнении? -Молодец. Кидаю мячик -Что значит решить уравнение? -Молодец. Кидаю мячик -Чем заменяем неизвестное число в уравнении? -Молодец. Кидаю мячик -Что такое уравнение? -Молодцы, ребята. -А сейчас посмотрите на доску. X+4=12 -Что записано на доске? -А как вы это поняли? -Сейчас я его прочитаю, а вам в пол голоса нужно повторить за мной. Икс плюс 4 равно 12 -А сейчас отступите 2 клетки вниз и 2 клетки влево, запишите уравнение к себе в тетрадь, пользуясь учебником или доской. -Каждый символ прописываем в своей клеточке. -Посмотрите, какое действие выполняется? -А что нам неизвестно в уравнении? -А как нам найти первое слагаемое? -Отступаем клетку вниз и 2 влево, записываем: x=8. -Что мы с вами сейчас сделали? -Ребята, после того, как мы нашли неизвестное число, чтобы проверить верное равенство получилось или нет, пишется слово ПРОВЕРКА. -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите ПРО ВЕР КА. Затем ставим двоеточие и подставляем то значение, которое мы получили. -Что у нас получается? -Левая часть равна правой? -А что это значит? -А значит уравнение решено верно. | Открывают учебники на странице 80 Находят тему и ставят пальчик Читают тему урока про себя УРАВНЕНИЕ Хорошо Находят цель в учебнике Мы закрываем ушки и читаем в пол голоса Читают цель жужжащим чтением Узнаем, что называют уравнением, и будем учиться решать уравнения Находят правило Оно поможет нам разобраться в теме урока Читают правило жужжащим чтением Хорошо Поворачиваются к соседу и рассказывают, что такое уравнение: Уравнение-это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Поворачиваются к соседу и рассказывают, что значит решить уравнение: Решить уравнение- значит найти все значения х, при которых равенство будет верным Хорошо Внимательно слушают указания учителя Да, мы готовы Ученик ловит мячик Уравнение-это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Ученик ловит мячик Решить уравнение- значит найти все значения х, при которых равенство будет верным Ученик ловит мячик Маленькими латинскими буквами Ученик ловит мячик Решить уравнение- значит найти все значения х, при которых равенство будет верным Ученик ловит мячик Маленькими латинскими буквами Ученик ловит мячик Уравнение-это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Смотрят на доску На доске записано уравнение Потому что есть неизвестное число Хорошо Повторяют в пол голоса: Икс плюс 4 равно 12 Отступают 2 клетки вниз и 2 влево, записывают уравнение в тетрадь Каждый символ прописывают в отдельной клетке Сложение Первое слагаемое Нам нужно из суммы вычесть второе слагаемое Отступают клетку вниз и 2 влево, записывают х=8 Мы нашли неизвестное слагаемое Внимательно слушают учителя Отступают клетку вниз и 2 влево, записывают слово проверка. Ставят двоеточие и подставляют значение, которое мы получили Получается 8+4=12 Да Это значит, что левая и права части совпадают | Познавательные- проводили сравнение и осуществляли анализ объектов. Регулятивные- планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Личностные- способности к самооценке на основе критериев |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, на странице 80 найдите номер 1. -Прочитайте задание про себя. -Что нам нужно сделать? -Кто хочет попробовать выполнить это задание у доски. -Выходи, Алёна. Остальные выполняют задание в тетради. Отступите 2 клетки вниз и 10 влево, запишите №1. -Что нам нужно сделать? -Давайте запишем первое уравнение. -Записываем и проговариваем: девять плюс икс равно 14. -Каждый символ пишем в своей клетке. -Какой компонент нам неизвестен? -Как нам найти неизвестное слагаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите х=5. -Что дальше делаем? -Части уравнились? -А это значит? -Мололцы. -Кто хочет решить следующее уравнение? -Выходи, Макс. Остальные решают в тетради. -Запишем второе уравнение проговаривая в пол голоса: Икс плюс семь равно 10. -Каждый символ пишем в своей клеточке. -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное слагаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите х=3. -Что далее делаем? -Части уравнились? -А что это значит? -Кто хочет решить следующее уравнение? -Выходи, Оля. Остальные решают в тетради. -Записываем уравнение, проговаривая в пол голоса: Семь минус икс равно 2. -Каждый символ в своей клеточке. -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное вычитаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите х=5 -Что далее делаем? -Части уравнились? -Это значит…? -Молодцы. -Кто хочет выйти, чтобы решить следующее уравнение? -Выходи, Аня. Остальные решают в тетради. -Запишем следующее уравнение, проговаривая в пол голоса: Пять минус икс равно 4. -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное вычитаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите: х=1. -Что далее делаем? -Части уравнились? -Уравнение решено верно? -Молодцы. -Кто хочет решить следующее уравнение у доски? -Выходи, Маша. Остальные решают у доски. -Записываем уравнение, проговаривая в пол голоса: Икс минус один равно ноль -Каждый символ в своей клеточке. -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное вычитаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите: х=1 -Что делаем далее? -Части уравнились? -Решили уравнение верно? -Кто хочет решить следующее уравнение? -Выходи, Коля. Остальные решают в тетрадях. -Записываем уравнение, проговаривая в пол голоса: Десять минус икс равно пять. -Каждый символ в своей клеточке. -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное вычитаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите: х=5 -Что делаем далее? -Части уравнились? -Решили уравнение верно7 -Кто хочет решить следующее уравнение у доски? -Выходи, Матвей. Остальные решают в тетради. -Записываем уравнение, проговаривая в пол голоса: Икс плюс пять равно 6 -Каждый символ в своей клеточке. -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное слагаемое? -Отступите клетку вниз и 2 влево, запишите: х=1 -Что дальше делаем? -Части уравнились? -Верно решили уравнение? -И кто хочет решить последнее уравнение у доски? -Выходи, Дима. Остальные решают уравнение у тетради. -Записываем уравнение, проговаривая в пол голоса: Икс плюс 3 равно 4 -Какой компонент неизвестен? -Как найти неизвестное слагаемое? -Отступите клетку вниз 2 клетки влево, запишите: х=1. -Что дальше делаем? -Части уравнились? -Мы решили уравнение верно? -Молодцы. -Что мы сейчас делали? -А что значит решить уравнение? | Находят на странице 80 №1 Читают задание про себя Нам нужно из чисел 7, 5, 1, 3 подобрать для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство. 9+х=14 Х+7=10 7-х=2 5-х=4 Х-1=0 10-х=5 Х+5=6 Х+3=4 Желающие тянут руки Алена выходит. Остальные будут решать в тетради Отступают 2 клетки вниз и 10 влево, записывают №1 Подобрать значение х, при котором получается верное равенство Записывают первое уравнение, проговаривая: Девять плюс икс равно 14. Каждый символ пишут в своей клетке Неизвестно слагаемое Нам нужно из суммы вычесть известное слагаемое, получим х=5 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=5 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 9+5=14. Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Макс выходит. Остальные решают в тетради Записывают второе уравнение, проговаривая в пол голоса Икс плюс семь равно 10. Каждый символ пишут в своей клетке Неизвестно слагаемое Нужно из суммы вычесть известное слагаемое, получим х=3 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=3 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 3+7=10 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Оля выходит. Остальные решают в тетради Записывают уравнение, проговаривая в пол голоса: Семь минус икс равно 2. Хорошо Неизвестно вычитаемое Нужно из уменьшаемого вычесть разность, получим х=5 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут: х=5 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 7-5=2 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Аня выходит. Остальные решают в тетради Записывают уравнение, проговаривая в пол голоса: Пять минус икс равно 4. Вычитаемое Нужно из уменьшаемого вычесть разность, получим х=1 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=1 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 5-1=4 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Маша выходит. Остальные решают в тетради Записывают уравнение, проговаривая в пол голоса: Икс минус один равно ноль Каждый символ пишут в своей клетке Вычитаемое Нужно из уменьшаемого вычесть разность, получим х=1 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=1 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 1-1=0 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Коля выходит. Остальные решают в тетради Записывают уравнение, проговаривая в пол голоса: Десять минус икс равно пять. Каждый символ пишут в своей клетке Вычитаемое Нужно из уменьшаемого вычесть разность, получим х=5 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=5 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 10-5=5 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Матвей выходит. Остальные решают в тетради Записывают уравнение, проговаривая в пол голоса: Икс плюс пять равно 6 Каждый символ пишут в своей клетке Слагаемое Нужно из суммы вычесть известное слагаемое, получим х=1 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=1 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 1+5=6 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Желающие тянут руки Дима выходит. Остальные решают в тетради Записывают уравнение, проговаривая в пол голоса: Икс плюс 3 равно 4 Каждый символ пишут в своей клетке Слагаемое Нужно из суммы вычесть известное слагаемое, получим х=1 Отступают клетку вниз и 2 влево, пишут х=1 Теперь мы ниже пишем слово ПРОВЕРКА и ставим двоеточие. Подставляем то значение х, которое мы получили. У нас получается 1+3=4 Да, левая часть равна правой Это значит, что мы решили уравнение верно Решали уравнения Значит найти все значения х, при которых равенство будет верным. | Коммуникативные- включаться в диалог, проявлять инициативу и активность. Личностные- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |