«УРАВНЕНИЕ»
Цели: дать понятие уравнения; научить правильно читать и решать уравнения методом подбора; закреплять письменные приемы сложения и вычитания; вспомнить сравнение единиц длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Найдите и исправьте ошибки:
6 + 7 – 9 = 4 17 – 8 + 11 = 20
7 + 8 – 6 = 9 13 – 8 + 7 = 12
4 + 9 – 7 = 6 11 – 7 + 9 = 13
2. Арифметические ребусы – вставьте пропущенные цифры:
3. Решение простых задач на сложение и вычитание. Четыре-пять задач различных видов предлагаем в форме арифметического диктанта (учитель читает задачу, а дети записывают ее решение или только ответ).
В автобусе ехало 17 человек. 5 человек вышли. Сколько человек осталось?
Во дворе стояло 20 машин. Из них 8 легковых, а остальные грузовые. Сколько грузовых машин стояло во дворе?
Вике 18 лет, а Карине 10 лет. На сколько лет Карина младше Вики?
У Кости 13 красных шаров и столько же зеленых. Сколько всего шаров у Кости?
Когда Дима подарил 5 календариков, у него осталось 18. Сколько календариков было у Димы?
III. Работа над новым материалом.
С целью подготовки введения нового материала решить с учащимися устно несколько примеров:
Учитель (поясняет). Неизвестные числа, которые надо найти, принято обозначать латинскими буквами; познакомимся еще с одной из них – буквой х.
Далее учащиеся с учителем читают вводный текст в учебнике (с. 10).
Учитель также знакомит детей с правильным чтением уравнения:
х + 4 = 12 можно прочитать так: к неизвестному числу прибавить 4, получится 12. К какому числу надо прибавить 4, чтобы получилось 12?
Дети. 8.
Учитель. Первое слагаемое неизвестно, второе – 4, сумма равна 12.
Решать уравнения на данном этапе следует устно методом подбора.
Для закрепления выполнить задание № 1.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре –
Хорошо мы потрудились.
(3 раза.)
(И. П. – стойка: ноги врозь; 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – И. П.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – И. П.)
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Выполняя работу по сравнению единиц длины (задание № 3), надо добиться от учащихся не только постановки знака, но и объяснения, почему такой знак поставлен.
Ученик. 1 см 6 мм … 16 мм
В 1 см содержится 10 мм. Значит, в левой части 1 см = 10 мм да ещё 6 мм. Всего получается 16 мм. А в правой части тоже 16 мм. Значит, ставим знак =. 1 см 6 мм = 16 мм.
Аналогично рассуждают дети и при решении других примеров.
2. Для самостоятельной работы можно использовать примеры задания № 2.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Над чем работали?
Дети. Сегодня на уроке мы познакомились с уравнениями, учились читать, записывать их и решать способом подбора. На уроке также решали задачи, арифметические ребусы, сравнивали единицы длины.
Домашнее задание: с. 10, № 2.