Тема урока: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
Задачи:
совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи;
развивать внимание и логическое мышление;
формировать ключевые компетенции.
Цели урока: дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить корень уравнения подбором; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
Метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности
Тип урока – формирование новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах .
Ход урока
Организационный этап
Здравствуйте ребята. Присядьте на свои места. Давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, прикоснитесь к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте ему успеха.
Я желаю всем удачи и хорошего настроения!
2.Актуализация знаний
Ребята, какое сейчас время года? (зима)
В какие игры можно играть в это время года? (ответы детей)
Какой праздник у нас приближается? (Новый год).
(Стук в дверь, занесли письмо.)
Нам пришло письмо от Снеговика. Я его сейчас прочитаю, а Вы внимательно послушайте.
Добрый день, дорогие ребята. Я очень спешил к Вам на урок, но случилась беда. В моей сказочной стране очень плохие погодные условия, в результате которых я разрушился. Помогите мне добраться к Вам на урок.
Ребята мы поможем снеговику? (да)
Для этого мы должны выполнить задания.
Выполняя задания, мы сможем собрать снеговика.
Первое задание «Устный счёт». Слайд 1.
1.Назовите лишнее число (3)
15, 12, 3, 20, 45, 37, 18
Почему? (Это число однозначное, остальные двузначные)
Есть такой ответ на доске? (да) перевернуть карточку
Слайд 2.
2.Выполни действия
43+7=50 30-6=24 89+4=93 71-3=68
(После каждого примера спросить есть такой ответ на доске и перевернуть карточку)
Слайд 3.
Что записано на слайде? (буквенное выражение)
Можем мы решить буквенное выражение, если известно значение к ? (да)
к=3
k+10 к+36 к+14
(Проверяем каждый ответ на доске и перевернуть карточки)
Слайд 4.
Какая геометрическая фигура изображена? (прямоугольник)
Чему равны длины сторон? (4 см и 3 см)
Можем найти периметр фигуры? (да)
Как? (сложить длины всех сторон стороны)
Чему равен периметр? (14 см)
(Есть ли такой ответ на доске, перевернуть карточку)
Выключить проектор!!!
Какая картина получилась? (у нас получилась ёлка)
Мы справились с заданием и помогли снеговику. (1 часть снеговика крепить на доску)
Найдите у вас на столе лежит оценочный лист, в котором вы будете оценивать свою работы на уроке. Первый столбик это задание, а второй ваша оценка. Оценивать работу в оценочном листе будете с помощью стикера, который будете приклеивать около каждого задания. Зеленый стикер - всё выполнили правильно, желтый – были допущены 1-2 ошибки, розовый - 3-4 ошибки. Оцените своё первое задание.
Повесить на доску критерии
3.Постановка проблемы
У каждого из вас на столе есть карточка для индивидуальной работы. Возьмите её. Рассмотрите внимательно записи.
17+□ =25 k-5 □ -7= 20 16+с х+4=12
Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти записи? (буквенные выражения и примеры с окошками)
Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему? (последняя запись)
На что похожа запись х+4=12 (на буквенное выражение)
Что нам говорит знак «равно» ? (это равенство)
Все числа нам известны? (есть неизвестное число)
Что не известно? (первое число)
Как оно обозначено? (буквой х)
Если оно не известно, перед нами какая задача встаёт? (найти)
Кто знает, как называются такие записи в математике? (уравнения)
Если дети не называют, назвать самой. На доску тему уроку повесить.
Подумайте, что мы должны узнать на уроке? (что такое уравнение)
Чему мы должны научиться? (уметь находить уравнение среди других выражений, решать уравнение)
Давайте еще раз посмотрим на уравнение. Найдите неизвестное число, чтобы равенство стало верным? (методом подбора, какое число нужно прибавить к числу 4, чтобы получилось 12= 8)
На доске перевернуть лист 8+4=12
Ребята, вы сейчас решили уравнение. Давайте попробуем сделать вывод, что такое уравнение.
(показываю знак =)
показываю на х
Что содержит? (неизвестное число)
Что нужно сделать с неизвестным числом? (найти это число)
Как обозначается это число? (с помощью буквы латинского алфавита)
Кто может сказать, что такое уравнение? (ответы детей)
Решение уравнения надо доказать. Для этого мы должны выполнить проверку, прировнять 1 и 2 часть уравнения (Давайте проверим левую часть уравнения считаем, и сравниваем с правой частью).
Молодцы! Мы справились с заданием и помогли снеговику (2 часть прикрепить на доску)
4.Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
5.Работа по теме урока
Сейчас мы проверим себя, прочитав на стр. 80 правило. Откройте учебник.
Прочитайте определение уравнения? (ребенок читает)
Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да).
Так, что же такое уравнение? Давайте скажем хором.(Уравнение- это равенство, содержащие неизвестное число, которое надо найти.)
Теперь каждый расскажет это правило своему соседу.(дети работают в паре)
Ребята, неизвестное число обозначается маленькими латинскими буквами.
Что значит решить уравнение? (прочитать в учебнике)
Так, что же такое уравнение? (ответ детей)
Посмотрите на нашу елочку. Она похожа на новогоднюю? Чего не хватает? (игрушек)
Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столе игрушки, но они не простые, а с заданиями. Среди предложенных игрушек найдите уравнения. Когда будете готовы, сделайте замочек (обязательно проверить!!!)
Повесьте игрушку с уравнением на ёлку (дети выходят к доске и вешают игрушки на ёлку).
Возьмите оценочные листы и оцените свою работу (повесить часть 3 снеговика)
Откройте тетради. Запишите число классная работа.
Номер 1.
Прочитайте задание (ученик читает)
Для каждого уравнения мы должны подобрать такое значение х, при котором получится верное равенство.
1-2 столбик ученик у доски решает
3-4 столбик дети самостоятельно в тетрадях
Поменяйтесь с соседом по парте тетрадью, я называю правильное уравнение, вы карандашом рядом с каждым ставите + если верно выполнено, - если не верно.
Поменяйтесь обратно тетрадями.
Оцените свою работу в оценочном листе. Мы помогли нашему снеговику, (прикрепить след. часть)
9+5=14
7-5=2
3+7=10
5-1=4
1-1=0
15-5=5
1+5=6
1+3=4
Пока дети выполняют сам-но, повесить на доску карточки для номера 2.
Номер 2.
Задание будем выполнять устно. Посмотрите на доску, наша задача составить верные равенства, используя выражения (к доске вызывать детей
18+2=34-14
18+2=70-50
56-50=13-7
34-14=70-50
Оцените свою работу в оценочном листе.
Мы справились с заданием и помогли снеговику (прикрепить часть)
Номер 3.
Что нужно сделать в этом номере? (Найти разность)
Как найти разность? (из уменьшаемого вычесть вычитаемое)
Оцените свою работу в оценочном листе (5 часть снеговика)
Включить проектор с пустым слайдом!!!
Номер 6.
Прочитайте задачу (один ученик читает вслух)
Какой вопрос мы можем поставить? (Сколько лет папе?)
Можем мы ответить на главный вопрос задачи? (нет, не можем)
Почему не можем? (мы не знаем сколько лет маме)
Что известно? (Тане 5 лет, мама на 19 лет старше Тани, папе столько лет, сколько маме и Тане вместе)
Что мы узнаем первым действием? (сколько лет маме)
Каким действием? (сложением)
Почему сложением? (сказано, что на 19 лет СТАРШЕ)
Что сказано про папу? (ему столько лет, сколько Тане и маме вместе)
Можем мы узнать, сколько лет папе, зная, сколько маме? (да)
Каким действием? (сложением)
Почему? (Потому что сказано вместе)
Запишите решение задачи в тетрадь самостоятельно. По готовности поднять руку. (посмотреть решение на оценку)
Слайд
Проверьте решение задаче по эталону.
Оцените свою работу в оценочном листе. След. часть снеговика
Посмотрите, какой красивый у нас получился снеговик.
6. Итог урока
Давайте ещё раз скажем снеговику, с чем познакомились на уроке? (с уравнением)
Что такое уравнение? (это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти)
Что значит решить уравнение? (найти значение х, неизвестного числа)
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока (узнать, что такое уравнение, научиться его решать)
Достигли мы этой цели? (да)
У вас на столе лежат снежинки, оцените свою работу на уроке
Слайд
Белая снежинка - все получилось
Голубая снежинка - есть сомнения
Фиолетовая снежинка - нужна помощь
(К доске дети выходят по рядам и приклеивают снежинки)
Ребята в оценочном листе оцените свою работу на уроке, напротив «Твоя оценка» вы должны поставить соответствующий стикер. Повесить лист с критериями
Зеленый -все задания выполнены правильно, жёлты й - 1-2 другого цвета, розовый-3-4 другого цвета. В конце урока сдайте свои оценочные листы, я выставлю оценки.
Домашнее задание. Найдите на странице 81 номер 5.
Прочитайте задание.
Что нужно сделать? (выписать только те выражения, значение которых равно 13)
Посмотрите задание на полях.
Что нужно сделать? (продолжить ряд чисел)
Всем понятно задание? (да)
На доску лист с дом. заданием повесить (записать в дневник)
Посмотрите, какая замечательная новогодняя картина у нас получилась.
Скажите, а вы верите в чудеса?
Давайте хлопнем в ладоши три раза? (пришел снеговик, поблагодарил за помощь, вручил подарки, поздравил с наст. праздником и попрощался)
Спасибо большое за активное работу на уроке.
Я Вам желаю побеждать себя каждый день, открывать новые знания, идти только вперед! Слайд Урок окончен.
7