СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уравнения химических реакций. Реакции обмена.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обучающие: объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.
  • Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.
  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах "Ученик - ученик", "учитель - ученик", воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Просмотр содержимого документа
«Уравнения химических реакций. Реакции обмена.»

Тема урока:

Уравнения химических реакций. Реакции обмена.

Класс: 8

Цели

  • Обучающие: объяснить сущность реакций обмена; научить учащихся писать уравнения реакций обмена.

  • Развивающие: развить умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, оформлять результаты учебного эксперимента; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю.

  • Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах "Ученик - ученик", "учитель - ученик", воспитывать такие качества личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Оборудование и реактивы

: мультимедийная установка, карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки со схемами реакций обмена, растворы хлорида бария, сульфата магния, сульфата железа (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, фенолфталеина, лабораторный штатив с пробирками.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организация учащихся на усвоение новых знаний, умений и навыков.

2. Актуализация знаний

СЛАЙД 17, 18.

Проверка домашнего задания: два ученика пишут на доске, затем с помощью экрана проверяем, в это время беседа со всем классом.

Фронтальная беседа

  • Мы изучаем главу "Изменения, происходящие с веществами". Такие изменения могут быть физическими и химическими. В чем отличие химического явления от физического?

  • По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

  • Что называется химическим уравнением?

  • Какие типы реакций вы знаете?

  • Дайте определение реакции соединения и приведите пример такой реакции.

  • Какая реакция называется реакцией разложения? Приведите пример реакции разложения.

  • Какая реакция называется реакцией замещения? Приведите пример такой реакции.

Самостоятельная работа. СЛАЙД 19.

Проверка самостоятельной работы: СЛАЙД 20 (1 вариант),

СЛАЙД 21 (2 вариант)

Подводя итог самостоятельной работы, можно сказать, вам известны три типа химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения. Перед нами стоит задача изучить еще один тип химических реакций.

3. Изучение нового материала.

Для того, чтобы познакомиться с новым типом реакций, проведем ряд опытов.

Лабораторная работа

(инструкция по проведению работы на столах, повторение правил ТБ).

Результаты работы записываются в таблицу.

СЛАЙД 22

Опыт № 1.

Схема реакции: Хлорид бария + сульфат магния - хлорид магния + сульфат бария

Подставьте в эту схему формулы веществ: BaCl2 + MgSO4 - MgCl2 + BaSO4

Как определить, какой из продуктов реакции выпал в осадок? Определите с помощью таблицы растворимости, что является в данной реакции осадком. Запишите вывод.

Проанализируем, что произошло в данной реакции. Какие вещества вступили в реакцию, что произошло? Взаимодействуют два сложных вещества, при этом они обмениваются своими составными частями.

Опыт № 2.

Схема данной реакции: Сульфат железа (II) + гидроксид натрия -

Подставьте в схему формулы: FeSO4 + NaOH -

И попробуйте самостоятельно, глядя на предыдущее уравнение, записать продукты этой реакции. Снова взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями

FeSO4 + NaOH - Fe(OH)2 + Na2SO4

Расставьте коэффициенты: FeSO4 + 2NaOH - Fe(OH)2 + Na2SO4

Какое вещество выпало в осадок? Запишите вывод.

Опыт № 3.

Запишем схему реакции: NaOH + HCl -

Попробуйте самостоятельно записать уравнение реакции. Взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются составными частями.

NaOH + HCl - NaCl + HOH

Зачем при проведении этого опыта мы использовали фенолфталеин? В результате реакции произошло изменение щелочной среды раствора на нейтральную. Увидеть это нам помог индикатор фенолфталеин.

СЛАЙД 23.

Рассмотрим цветную схему на экране, которая отображает механизм реакции.

Взаимодействуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями.

Нетрудно догадаться, как называется данный тип реакций.

Запись определения реакций обмена в тетрадь.

АВ + СД = СВ + ВД

В опыте № 3 мы рассмотрели реакцию обмена между кислотой и щелочью. Эту реакцию называют реакцией нейтрализации. Мы в дальнейшем познакомимся с ними поближе.

4. Закрепление материала.

Составление уравнений реакций обмена требует знание формул веществ, умение составлять формулы веществ, расставлять коэффициенты.

На карточках вам предложены схемы реакций обмена. Попробуйте написать уравнения реакций. Есть ли среди этих реакций реакции нейтрализации?

(Работа в парах, с последующей проверкой на экране.) СЛАЙД 24, 25

5. Заключительная часть

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание