-Урок изучения нового материала в 10 классе
«Уравнение касательной к графику функции»
УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы
(базовый уровень) 2017 год
Предмет: математика.
Авторы учебника: А.Г. Мордкович.
Класс: 10
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Уравнение касательной к графику функции
Цель: вывести формулу уравнения касательной к графику функции в заданной точке, составить алгоритм нахождения уравнения касательной, научиться составлять уравнение касательной.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
способствовать развитию внимания;
способствовать развитию навыков устного счета;
способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;
способствовать развитию и пониманию у учащихся меж предметных связей;
Воспитательные:
развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);
создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;
осознавать большую практическую и историческую значимость производной.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, программа «Живая математика», чертежи графиков функций в программе «Живая математика».
Структура и план урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3.Постановка учебной задачи.
4.Открытие нового знания.
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельная работа.
7.Рефлексия деятельности (итог урока).
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прошу садиться! Тема сегодняшнего урока. «Уравнение касательной к графику функции». Слайд 1
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (5-7 мин). Повторяем формулы производных и правила вычисления производных.
Слайд 4
3.Постановка учебной задачи.
4.Открытие нового знания.
Задача 5 слайда презентации: Согласны ли вы с утверждением: «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»? Посмотрим на графики. (слайд 6)
Чего мы еще не знаем? (1-2 мин) Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Уточним цели и задачи урока. (слайд 7)
4.Открытие нового знания.
Слайд 8. Вернемся к известному графику. На графике проведена касательная, её уравнение задано формулой y= 2x-1. Давайте вспомним общий вид уравнения прямой. (y=kx+b). Так как касательная является прямой, то её уравнение будет иметь такой же вид. Но мы знаем, что касательная связана с производной в точке к функции, поэтому попытаемся связать коэффициенты уравнения k и b с функцией f(x) и её производной. k=tgµ=f`(a).Точка с координатами (a; f(a)) принадлежит графику функции и касательной, то есть её координаты удовлетворяют уравнению функции и уравнению касательной. Подставим их в уравнение касательной и найдём значение b. f(a)= f`(a)*a+b; b=f(a)- f`(a)*a; y= f`(a)x+ f(a)- f`(a)*a;
y=f(a)+ f`(a)(x-a) – уравнение касательной к графику функции.(слайды 9,10,11)
Алгоритм составления уравнения касательной к графику функции
y=f(x).
Обозначить абсциссу точки касания буквой а.
Вычислить f(a).
3.Найти f`(х) и вычислить f`(a).
4. Подставить найденные числа а, f(a), f`(a)в формулу уравнения
y=f(a)+ f`(a)(x-a) (слайд 12)
Пример: у=
, в точке а=1
Самостоятельная работа по группам (слайд 13 и 14)
5.Первичное закрепление.
Составить уравнение касательной к графику функции f(x)=
в точке с абсциссой a= -1(у доски).
Слайды 15, 16, 17.
6.Самостоятельная работа (слайд 19)
ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ будут номера 29.12, 29.5, отработать составление уравнения касательной, используя алгоритм.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Вопросы:
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Где можно применить новые знания?
И, наконец, после «всяких умных вещей» немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения.
слайд 21
Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее вам близок. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? По этим графикам можно судить о скорости приращения ваших знаний в ходе урока. График 1 – мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока.
Спасибо за урок!
Литература
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1,2. Учебник и задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2015.
Живая математика: сборник методических материалов. – М.: ИНТ. 176 с.
В. М. Чернявский Работа с программой «Живая математика».
Различные Интернет-ресурсы для поиска детьми дополнительной информации по теме «Производная».
1