Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель" Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга.
Предмет, класс Литература, 8 класс
Программа Литература: 5-9кл.: Программа по литературе для образовательных организаций–Данилова И.Н., Король Г.Н. – 3-е изд., доп. И испр.. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», Донецк: Истоки, 2017-179с.
Тип урока Урок - обобщение и углубление знаний
Технология Личностно – ориентированного обучения.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, презентации к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.
Методы, используемые на уроке
• объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; ответы на вопросы, работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)
• частично - поисковый (прием «двойной дневник»; самостоятельная работа; ответы на вопросы викторины и т.д.)
Цель: организовать деятельность по систематизации и обобщению сведений по произведению Н.В.Гоголя, выявить его основные сюжетно-композиционные и жанровые особенности.
Задачи:
- обучающие (предметные результаты): работать над овладением всеми видами речевой деятельности через текст;
-развивающие (метапредметные результаты): способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока и извлекать информацию из различных источников (книги, Интернет- ресурсы); развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в разной форме; развивать умение понимать авторский замысел, речь, память, мышление, читательский вкус;
-воспитательные (личностные результаты): содействовать воспитанию доброты, милосердия, высоких моральных качеств у учащихся.
Сценарий урока
1. Организационный момент.
2. Формулировка цели урока.
- Мало есть в литературе произведений, таящих в себе загадку. «Шинель»- одно из них. Это объясняется и спецификой жанровой формы, и пафосом произведения. Сегодня на уроке мы обобщаем и заканчиваем работу над повестью Н.В.Гоголя.
3.Обобщение и систематизация знаний.
1)Викторина
1. Унизительное положение Акакия Акакиевича начинается прямо с имени. Как герой повести получил это имя?
2. Какое особенное искусство имел Акакий Акакиевич, ходя по улице?
3. Назовите самое любимое занятие Акакия Акакиевича?
4. Какова зарплата Акакия Акакиевича?
5. Какое странное устройство имела его старая шинель?
6. Что представляла собой лестница, ведшая к Петровичу?
7. Какие части речи преобладали в речи Акакия Акакиевича?
8. При каких словах Петровича у Акакия Акакиевича ёкнуло сердце?
9. От какого слова, произнесённого Петровичем, у Акакия Акакиевича «затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться»?
10. Когда впервые в жизни вскрикнул Акакий Акакиевич?
11. Откуда у Акакия Акакиевича взялась первая половина суммы на новую шинель?
12. Как он собирался найти вторую половину?
13. Как долго Акакий Акакиевич экономил вторую половину суммы?
14. Из меха какого животного был изготовлен воротник?
15. Назовите самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича?
16. Во что была завёрнута шинель?
17. С какой стати Акакий Акакиевич стал уверять сослуживцев, что это старая шинель?
18. Почему Акакий Акакиевич согласился прийти на вечер?
19. При каких обстоятельствах «старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукой рубашку?»
20. Назовите приёмы и обычаи значительного лица, к которому решился обратиться за помощью Акакий Акакиевич?
21.Сколько лет было Акакию Акакиевичу?
22. При каких обстоятельствах Акакий Акакиевич так и обмер, затрясся всем телом и никак не мог стоять»?
23.Какой болезнью заболел Акакий Акакиевич, возвращаясь от значительного лица?
24. Почему после смерти Акакия Акакиевича не стали опечатывать комнату?
25. Назовите наследство Акакия Акакиевича?
26. Каким образом узнали в департаменте о его смерти?
27. Кем становится после смерти Акакий Акакиевич?
2) Элемент драматической постановки:
К нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.
Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…
А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…
- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?
-Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека».
-Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек.
-Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется мечта, которая становится смыслом жизни - новая шинель.
3)- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?
(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом» Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).
-Что такое мечта? Мечта́ — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье[1]. Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность
Презентация «Мечта и реальность»
4). Выявление личностного отношения к изучаемому материалу при помощи приема «двойной дневник» и ответов на вопросы учителя.
Заполните таблицу (на партах у учащихся). Что положительного и что отрицательного принесла шинель герою?
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, выражая личностное отношение к вопросу (примерные ответы):
+ -
1.Стал ближе к обществу 1.Забросил работу
2.Стал заметнее (о нем заговорили) 2.Стал делать ошибки
3.Стал увереннее 3.Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом 4.Умер
Учитель: Итак, главный герой повести «Шинель» умирает.
-Почему герой умер?
- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю) После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух». Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание.
ФИЗМИНУТКА
Видеоролик о Петербурге
Существует исторический анекдот о том, как Петр Первый спросил у своего любимого придворного шута Балакирева, что говорят в народе о Петербурге. Пётр ожидал, видимо, услышать нечто для города и для себя лестное. Шут же ответил царю так:
С одной стороны - море,
С другой горе,
С третьей мох,
А с четвертой ох.
-Оправдал ли шут надежды Петра?
-Нет, не оправдал, сказал ему своё мнение и мнение народа, которое не понравилось царю.
-Говорили, что Петербург – суровый, жестокий город.
-В Петербурге было много горя, боли, неприятного испуга.
-Это большой город на берегу моря, он мощный, влиятельный.
Учитель:
- Надеюсь, вы согласны, что, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы знаем, что многие писатели показывали в своих произведениях другой Петербург. Он изображался как противоречивый город, в котором произошло много трагических событий. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Петербург в творчестве Гоголя»
За великолепием и пышностью выступает другой Петербург — город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола, что такой жертвой является и Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
5.Психологический тренинг:
Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).
Элемент драматической постановки:
Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.
Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!
- Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?
6.Целостное осмысление полученной информации: обобщение, выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»
Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения. В то же время мы видим, как сам Петербург становится самостоятельным персонажем.
Тема «маленького человека» родилась именно в петербургском климате, который ускорил смерть чиновника. Гоголь показал и жизнь высшего сословия, которого не трогает жизнь простого человека. О людях здесь судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!!
Становится ясно, что Петербург – город контрастов и противостояния.
Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербургский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. Гоголь показывает, что Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.
Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.
7. Диспут.– Предлагаю разделиться на два лагеря и поспорить. Тему сегодняшнего диспута сформулируем так: «Нужны ли обществу «башмачкины»?
III. Вывод
– Если человек живет в обществе, не нарушает законов, добросовестно и в меру своих способностей выполняет свою работу, он обладает всеми правами и свободами демократического общества. Он заслуживает уважительного к себе отношения. Этот принцип называется принципом гуманизма. Гуманизм – это любовь к человеку, человеколюбие. Ведь еще в Библии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя».
Заключительное слово учителя:
И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие, убил город Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”,
-В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель. Потеря шинели привела героя к смерти.
“Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.
ІV ДЗ
Составить синквейн на любой образ по повести «Шинель» (1 сущ., 2 прил., 3 глагола, предложение, слово-вывод)