Открытый урок в 6 классе
Неурочное занятие -творческая мастерская « Этот удивительный глагол»
Образовательные цели:
повторить изученное в 5 классе по теме «Глагол», дать внепрограммные знания о глаголе.
Воспитательные:
воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи инновационного обучения:
оптимизация учебно-воспитательного процесса;
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
Начало урока
Позвольте мне начать урок с таких слов: спинки, тетради и ручки, улыбку.
– Вы меня поняли? (Нет).
– Я продолжу: выпрямили, приготовили, подарите.
– А теперь вы меня поняли? (Да).
– Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами).
Загадка
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
Что это?
Вы догадались, о какой части речи мы на занятии будем вести речь?
Постановка проблемного вопроса. Мы должны решить,
– почему глаголы называют необыкновенной частью речи?
Слово учителя.
Глаголы обозначают действие, которые сопровождают имена существительные. Без глаголов невозможно передать события, представить будущее.
В старину школьный учитель оценивал правильный ответ учеников фразой: “Верно глаголешь!”– Как вы её понимаете?
– Устаревшее слово “глаголить” – говорить родственно какому слову? (глагол). – Глагол по – старославянски обозначает “слово”. В старославянской азбуке “глаголь” название буквы “Г”. Разглагольствовать – синоним к слову говорить.
На удивительную силу глагола обращали внимание многие поэты и писатели.
А.С.Пушкин:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А.Н.Толстой: “Движение и его выражение – глагол являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.
Учитель: Русский язык богат глаголами. Глагол самый богатый среди других частей речи: имеет лицо, время, вид, спряжение. Глагол – самая живая часть речи. Весь мир находится в движении: развивается, изменяется. Это вечное движение выражается посредством глаголов.
В 5 классе мы знакомились с этой частью речи и узнали много интересного. Сегодня у нас первое, начальное занятие по теме «Глагол»
Давайте вспомним, что же мы знаем о глаголе.
Но мы сегодня не просто класс, а творческая лингвистическая мастерская, и ответы ваши будут необычные, творческие.
сВы разделились на 4 группы по вашему желанию, и каждая выполняла своё домашнее задание.
1группа-художественно-теоретическая-создала портрет глагола (кластер на мультимедийной доске, портрет в рисунке, цвете)
2-поисковая-наши любознательные искали интересные сведения о глаголе
3-поэтическая-составляла синквейны
4-сказочная-составила лингвистическую сказку
Отчёты групп.
1 группа-(рисуют вместе на мультимедийной доске), показыват портреты глагола
что сделать? что делать?-Глагол-часть речи-сов. в., несов.в.-наст. в. прош. в.. буд. в.-лицо и число(наст., буд.вр.). род(ед. ч), число(прош. вр.)- сказ. И т. д. 2-3 рисунка-в цвете, в рамке и т. д.
Учитель.
Вавулин Илья подготовил статистические данные о глаголе.
По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официальном стиле - примерно 6% глаголов, в научном - около 10%. Самыми частыми являются глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие. В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста - глаголы.
2гр- Что мы знаем о глаголе? Что такое глагол?
Как уже сказал Илья, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле. Мы отыскали вот такой интересный рассказ. Послушайте и ответьте:
«Что придает рассказу юмористический характер?» (ученики читают рассказ):
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:
Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.
Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю - вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю:
Что придает рассказу юмористический характер?(текст состоит из одних глаголов, очень коротко, непривычно, но понятно. Весь день какого-то торопящегося, неуспевающего везде человека)
3гр-синквейны (Алгоритм написания синквейна – на столе)
С помощью синквейна выразили свои мысли о глаголе.
Глагол
Совершенный, несовершенный
Путает, усложняет, учит
Обозначает действие разных предметов
Правила
Глагол
Прошедший, непонятный
Действует, спрягается, изменяется
Оживляет предметы, украшает их
Правописаниие
Глагол
Разный, важный
Действует, обозначает, спрягается.
Устами младенца глаголет истина.
Грамотность.
Вопрос классу:
-Составьте свой синквейн о глаголе.
4гр.-лингвистическая сказка
Лингвистическая сказка.
«Враждующие соседи».
Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!».
Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» – мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.
Так и идёт всё из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму – Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием Не пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. И никак не можем мы их помирить!!
-Ребята, о каком правиле идет речь в сказке?
Вывод учителя.-Оказывается, как можно интересно рассказать о глаголе!
Слово учителя. Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?
- В русском языке ещё много тайн, которые вам предстоит открыть. Хочется вам этого? Тогда вперёд!
Эксперимент.
Итак, мы научные сотрудники, а класс наш - лаборатория.
Ребята, давайте попробуем провести эксперимент. В ходе этого эксперимента мы должны быть очень внимательными.
А что такое эксперимент?
Экспериме́нт (лат. experimentum — проба, опыт), — метод исследования явления в управляемых условиях.
Цель – доказать, что глаголы могут иметь краткую форму..
Задание по группам. Работа с текстом.
1-Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку. (А.С. Пушкин)
2- Мартышка, в зеркале, увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. (И. А. Крылов)
3- «Левей, левей!» И с возом бух в канаву…( И А. Крылов)
4- Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода. (И А Крылов)
Порядок проведения эксперимента (заполнение таблицы)
1.Найдите необычное слово в своём тексте.
2. Задайте к нему вопрос. На какую часть речи похоже это слово? (На наречие? Прилагательное? Существительное? Глагол?)
3. Задайте вопрос от него. Какой частью речи управляет это слово в данном предложении?
( Но наречие не управляет существительным.)
4. А какая часть речи чаще всего управляет существительным? ((Хлоп (чем?) дверью. Значит, хлоп особая форма глагола хлопнуть.)) -глагол. Запишите слово, от которого образовано ваше необычное слово. Выделите суффикс.
5. Какое значение времени у этого глагола? –( прошедшее, настоящее, будущее)
6. Какое значение вида? –( совершенный вид, несовершенный вид)
7. Чем отличается эта форма от глагола прошедшего времени? (Изменяется по родам и числам; не изменяется ни по родам, ни по числам. )
8.Вывод. Это краткая форма глагола.
Учитель. - Как вы думаете, от всех ли глаголов можно образовать краткую форму?
(Нет, краткая форма образуется только от глаголов совершенного вида, которые обозначают резкие мгновенные действия.)-стукнуть+, стучать-
-Какую морфемную особенность вы заметили у глаголов, от которых можно образовать краткую форму?(Суф. -ну- )
- В каких произведениях мы встречаем чаще всего краткие глаголы?
- С какой целью писатели употребляют краткие формы глаголов?
(Вывод по эксперименту делает ученик: краткая форма глагола также используется для выразительности речи (резкости, эмоциональности, красочности действия, быстроты, его экспрессивности))
А теперь- продолжить сказку(задание классу)
Жили-были в стране Морфология глаголы толстые-претолстые. Им трудно было ходить, дышать, говорить. И вот однажды они пошли в лес погулять. Была прекрасная погода. Один из друзей от радости хлопнул в ладоши, и у него отвалился один суффикс, затем - другой.
-Ой, кажется, я похудел!- закричал радостно,- и хлоп себя по лбу.
-Не хочу, не хочу,- заплакал другой - и прыг в сторону.
-А мне тяжело ходить даже по лесу - и бух в зеленую траву.
Время пролетело быстро, и друзья собрались идти домой.
-Как стало нам легко, друзья, кажется, мы похудели. Все надо делать мгновенно, быстро, тогда и не будешь толстым. Так и появились стройные глаголы хлоп, бух, прыг и другие.
Но … (Каждая группа создаёт свою сказку-одну)
-Итак, какое необычное свойство могут иметь глаголы совершенного вида?
Подведение итогов.
– Итак, мы с вами узнали, почему глагол называют необыкновенной частью речи?
(2-е место по частоте употребления в речи. Провели эксперимент и узнали, что бывают краткие глаголы.)
Разноуровневое домашнее задание.
1. Написать сочинение- миниатюру «Наступление весны», стараясь использовать как можно больше глаголов или составить свою лингвистическую сказку на тему: «Жил-был Глагол»
2. Составить кроссворд по теме «Глагол»
3. Упр. 457 п. 80 правило
Рефлексия.
На занятии я повторил
На занятии я узнал новое
Мне понравилось
Я не совсем понял
Слово учителя.
Мы узнали сегодня не все секреты глагола. Нам предстоит ещё многое узнать о нём. Разноспрягаемые, переходные, непереходные, возвратные,безличные- всё это мы узнаем скоро на уроках. А на следующем неурочном занятии мы узнаем ещё один секрет глагола-двувидовые глаголы, те. что такое грамматические омонимы.
Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок – залог тесной дружбы с глаголом!