Урок 1. Что изучает физика
Цели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления и тела, физические величины и их единицы, методы изучения физики.
Оборудование: портреты известных физиков, картинки, фотографии. Линейки из дерева, пластмассы, железа; термометр; секундомер; гиря на веревочке и т.п.
Ход урока
Общие рекомендации: первый урок физики в 7 классе нужно построить в виде лекции, где учитель не только рассказывает о физике, как науке, но и вовлекает учащихся в обсуждение вопросов, с которыми они косвенно знакомы.
Вводя учеников в мир физики, следует заметить, что роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям, и врачам и многим другим специалистам.
I. Изучение нового материала
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. В физике всякий предмет называется физическим телом. Следовательно, стол, стул, книга, карандаш - это физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами.
В природе с физическими телами происходят изменения. Например, зимой вода отвердевает и превращается в лед. Весной снег и лед плавятся и превращаются в воду. Вода кипит и превращается в пар. Пар охлаждается и превращается в воду.
Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца. Солнце и все небесные тела движутся в космическом пространстве. Все эти изменения называются физическими явлениями.
Физика - это наука о физических явлениях природы.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:
- Механические явления (например, движение машин, самолетов, небесных тел, течение жидкости).
- Электрические явления (например, электрический ток, нагревание проводников с током, электризация тел).
- Магнитные явления (например, действие магнитов на железо, влияние магнитного поля Земли на стрелку компаса).
- Оптические явления (например, отражение света от зеркал, излучение световых лучей от различных источников света).
- Тепловые явления (таяние льда, кипение воды, тепловое расширение тел).
- Атомные явления (например, работа атомных реакторов, распад ядер, процессы, происходящие внутри звезд).
- Акустические явления.
Физика — наука, которая изучает все эти явления.
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. На примере свободного падения стального шарика, можно установить законы падения для других тел разной формы и массы.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности — механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании, даже в цирке и других областях.
Итак, физика — это наука о наиболее общих свойствах тел и явлений. Иногда добавляют простых, но слово «простые не означает, что физика — наука простая. И простота эта совсем не та, как мы понимаем ее в житейском смысле. Как правило, «простые» общие свойства тел и явлений глубоко скрыты от непосредственного наблюдения, и докопаться до них очень трудно.
Упражнение 1
Вы знаете, как происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события:
- Если выпустить из рук тяжелый предмет, то ...,
- Если цветок не поливать, то ...,
- Если сверкнула молния, то....
Законы физики являются объективным отражением развития природных закономерностей. Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. Даже смена дня и ночи на планетах обусловлена вращением их вокруг своей оси.
Физика как наука очень тесно связана с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией.
Физика помогает более глубоко изучить процессы, на первый взгляд, не относящиеся к физике. Это — течение различных химических и биологических процессов, строение небесных тел и другие.
Любая наука использует свои специальные слова — научные термины. Физик, говоря о движении тел (машин, самолетов, мяча, планеты), обычно не считается с тем, что именно движется, т.к. для изучения механического движения это несущественно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет.
— Приведите примеры физических тел. (Мяч, стол, карандаш, ракета, Земля и другие).
Следует сказать, что все объекты, и в том числе физические тела являются материей. Все что нас окружает материально. Вода, воздух, звезды - любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Материя в нашем мире существует в виде вещества и поля. Любой материальный предмет (физическое тело) состоит из вещества, и мы можем его потрогать, увидеть. Сложнее с полем — мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть или потрогать, можем только зарегистрировать его наличие каким либо прибором, и то не всегда. Например, существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, и благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30км/сек, но измерить его мы не можем, пока. А вот электромагнитное поле человек не только может ощущать по последствиям его воздействия, но и измерять.
Наши мысли, сны нельзя считать материальными, т.к. это — продукт нашего сознания.
Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?
Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как, Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку. Очевидно, многие слышали имя Архимед, которому приписывают такие известные всем слова, как: «Дайте мне точку опоры, и я вам подыму весь мир»; «Эврика!»
Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона целиком из золота или же в нее подмешано серебро. Эта задача занимала Архимеда довольно долго, пока не помог случай. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. Он понял, что это явление даст ему ключ к разгадке задачи, в восторге выскочил он из ванны, восклицая: «Эврика!».
Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед применил следующий метод: он опустил в сосуд, наполненный водой, золотой слиток того же веса, что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем Архимед повторил такой же опыт со слитком серебра того же веса и нашел, что воды вылилось больше (потому что при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота). Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где-то посередине между результатами двух предыдущих опытов, откуда и заключил, что корона сделана не из чистого золота.
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванджелиста Торричелли, Христиан Гюйгенс, Блез Паскаль и многие, многие другие для постижения истины массово стали ставить опыты.
Магнетизм — единственный раздел физики чисто средневекового происхождения. Классическая античность знала о магнитах минимум возможного: кусок магнетита и кусок железа притягиваются друг к другу. И вот вдруг в тумане средневековья, в XI веке появляется магнитный прибор исключительной важности — морской компас.
Откуда он взялся? Вопрос этот до сих пор не решен.
В физике многие знания добываются путем проведения различных опытов и экспериментов. Ведь одних наблюдений бывает мало, чтобы установить законы, по которым меняется, например, скорость падения мяча.
Галилео Галилей изучал падение различных тел с Пизанской башни. Выполняя различные измерения, он определил общий закон падения тел в поле тяготения Земли.
Можно покатать шарики по наклонной плоскости, покачать шарик на веревочке, как маятник и т.п., что будет под рукой.
Как ученые изучают физические явления?
Очень часто изучение физического явления начинается с наблюдения.
Но наблюдения недостаточно, чтобы познать природу вещей. Очень часто наблюдения открывают только “явную”, очевидную сторону происходящих явлений. Вспомните, многие наблюдения убеждают человека в том, что Земля — плоская.
• Чтобы проникнуть в суть вещей необходимы эксперименты, (опыты).
Опыты проводятся ученым по заранее продуманному плану с определенной целью.
Во время опытов проводятся измерения с помощью специальных приборов физических величин. Примерами физических величин являются: расстояние, объем, скорость, температура.
Итак, источником физических знаний являются наблюдения и опыты.
Закрепление изученного
Упражнения и задания
- Определите, от каких существительных образованы данные прилагательные, физический, космический, тепловой, звуковой, световой, электрический, магнитный
- Подберите существительные к прилагательным.
- физический, электрический, космический
- тепловой, теплый, световой, светлый
- Подберите прилагательные к существительному явление.
- Поставьте вместо точек данные глаголы.
1. Вода ... и превращается в пар. 2. Лед ... и превращается в воду. 3. Вода ... и превращается в лед. 4. Пар ... и превращается в воду.
Отвердевать, кипеть, плавиться, охлаждаться
- Замените данные предложения синонимичными.
Образец: Физика — это наука о физических явлениях природы. Физика является наукой о физических явлениях природы.
1. Земля — это физическое тело. 2. Солнце и Луна-это физические тела. 3. Луна - это спутник Земли. 4. Венера и Марс — это планеты. 5. Планеты - это физические тела.
- Закончите предложения.
а) 1. Земля движется вокруг ... 2. Луна движется вокруг ... 3. Все планеты движутся вокруг ... 4. Спутник движется вокруг ... 5. Все небесные тела движутся в ...
б) 1. Лед плавится и превращается ... 2. Вода отвердевает и превращается ... 3. Вода кипит и превращается ... 4. Пар охлаждается и превращается...
в) 1. Физическими явлениями называются изменения, которые... 2. Физикой называется наука, которая ...
- Прочитайте, определите границы предложений и расставьте знаки препинания. Поставьте вопрос к каждому предложению.
Физика является наукой о физических явлениях природы “физика” по-гречески значит природа физическое тело — это любой предмет здание, автобус, трамвай являются физическими телами все тела в природе движутся физика изучает движение тел.
- Ответьте на вопросы.
- Что называется физическим телом?
- Что происходит с физическими телами в природе?
- Что называется физическими явлениями?
- Что такое физика?
- Что изучает физика?
- Подумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а) слушаем радио, б) включаем электрический свет, в) включаем телевизор.
Домашнее задание
§1-3; ответить на вопросы в конце параграфов учебника.