Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
1 | 2 | 3 | 4 |
Развитие связной речи |
Умение последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы | 1. Беседа по вопросам | Вопросы: – 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок. – Кто вас собирал в школу? – Кто провожал? – Волновались ли вы и почему? – Как встречали и провожали прохожие? – Расскажите о своем первом учебном дне | 3 балла – отвечает на вопросы, аргументируя ответ, последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла – охотно отвечает на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл – не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы |
2. Сочинение рассказа и загадки | Задание: рассмотри иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Составь рассказ. Придумай загадку про ученика | 3 балла – самостоятельно и легко сочиняет рассказ, загадку; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется такой формой речи, как рассуждение. 2 балла – с помощью взрослого придумывает рассказ; затрудняется в различении близких жанров: рассказа и сказки; с помощью взрослогоаргументирует суждения и пользуется такой формой речи, как доказательство. 1 балл – не может сочинить рассказ, не различает жанры; не пользуется речью-доказательством |
Развитие лексики |
Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия | 1. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку». Оборудование: картинка с изображением сюжета из сказки («Гуси-лебеди», «По щучьему велению») | Вопросы: – Назови сказки, из которых взяты иллюстрации. – Оживи сюжет, составь рассказ по иллюстрации | 3 балла – легко восстанавливает сюжет сказки по иллюстрации, имеет хороший словарный запас. 2 балла – с помощью взрослого составляет сюжет иллюстрации. 1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картинок с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился | Задания: 1) Составь рассказ по сюжетной картине. 2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: – Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения? – Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | 3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден |
Сформированность грамматической стороны речи |
I. Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | 1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему». Материал: картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе | Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение): – Сосулька тает, потому что… – Девочка идет под зонтиком, потому что… | 3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения. 2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным. 1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение |
2. Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2) Наступила весна, и (прилетели птицы). 3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4) Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И т. д. | 3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов. 2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя |
II. Знание о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». | Задания: 1) Из предложенных слов составь предложение. | 3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. |
| Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука | Слова: цветы, дети, поливают. – Составь схему этого предложения. 2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.) | 2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок |