СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 "Введение. Истоки славянской письменности. Основные этапы развития литературы. Литература Древней Руси"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Введение. Истоки славянской письменности. Становление литературы. Основные этапы развития русской литературы. Литературный процесс. Литература Древней Руси" 

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 "Введение. Истоки славянской письменности. Основные этапы развития литературы. Литература Древней Руси"»


Урок 1

Тема: Введение. Истоки славянской письменности. Становление литературы. Основные этапы развития русской литературы. Литературный процесс. Литература Древней Руси

Цель:

  1. Познакомить учащихся с исто­ками славянской письменности, обосновать историческое значе­ние деятельности Кирилла и Мефодия. Сформировать начальное понятие о литературном процес­се, разных подходах к его перио­дизации. Показать основные эта­пы развития русской литературы и своеобразие литературы Древ­ней Руси как одного из этапов литературного процесса;

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся

— Что вы знаете об истоках славянской письменности? Почему Кирилл и Мефодий причислены православной церковью к лику святых? Сформулируйте свои вопросы по этой теме. На какие вопросы вы хотели бы узнать ответ? Запишите их в тетрадь.

  1. Объяснение нового материала

Письменность у славянских народов возникла в эпоху борьбы Византии и Рима за влияние на славянские земли. В западно-христианских христианских церквях богослужение велось на латыни. Восточная церковь поддерживала развитие национальной культуры, языка и письменности у народов, обращенных в христианство.

В 863 г. византийский император отправил в славянские земли с просветительской миссией монахов Константина (монашеское имя Кирилл) и Мефодия. Братья были уроженцами греческого города Солуни (Салоники), в котором издавна жили славяне. Константин с помощью брата составил общеславянский алфавит и перевёл на славянский язык основные церковные книги.

В ту пору все славянские языки были очень близки, поэтому письменный язык, созданный Кириллом и Мефодием, получил распространение в славянских государствах в качестве языка церкви и литературы.

Дошедшие до нас древнейшие славянские памятники написа­ны двумя разновидностями алфавита — глаголицей и кириллицей. Алфавиты отличаются формой букв. Буквы кириллицы просты, удобны для письма, буквы глаголицы очень замысловаты.

Число дошедших до нас памятников старославянского (церков­нославянского) языка невелико. Все они созданы в X—XI вв.

Принятие христианства способствовало распространению гра­мотности, развитию письменности, просвещения. О широком раз­витии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: гончары подписывали глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Най­дено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные доку­менты, письма, завещания.

В процессе развития и укрепления Киевского государства воз­никла потребность в образованных людях.

При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обуча­лось более 300-детей. Получила образование его дочь Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

В Киеве, Новгороде, Полоцке и других городах с конца X века стали открываться училища. Евфросиния Полоцкая, внучка полоц­кого князя Всеслава Чародея, строила церкви, монастыри, а при них открывала школы, сама собирала и переписывала книги. К книгам и образованию на Руси относились с глубоким уважением.

Книжных памятников киевского периода сохранилось немного: основная их масса погибла во время вражеских нашествий, в по­жарах городов и монастырей, из-за небрежного хранения. Но уце­левшие книги говорят о богатстве и художественном совершенстве древнерусской литературы. (По статье С. И. Каратай «Литера­тура Древней Руси» в учебнике—хрестоматии для 9 кл.: Мн.: НМЦентр, 1999.)

От XI—XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них — «Остромирово евангелие», она была переписана в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально вы­деланной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки. Книги украшали рисунками — миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя до­сками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству.

По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет» (1068), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати» (1051), «Поучение Владимира Мономаха» (1096) и «Слово о полку Игореве» (1185-1188). Эти произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с русским.


Становление литературы. Основные этапы развития русской литературы (ученики записывают в тетради)

В истории русской литературы выделяется несколько этапов:

  • литература Древней Руси (XI—XVII вв.);

  • литература XVIII в.;

  • литература первой половины XIX в.;

  • литература второй половины XIX в.;

  • литература рубежа XIX— XX вв.;

  • литература советского периода (1917—1986);

  • новейшая литература (конец XX — начало XXI вв.).


ЛИТЕРАТУРА Древней Руси. Принятие православия способствовало распространению письменности. За короткий срок в Киевской Руси была создана богатая литература, включавшая произведения разнообразных жанров: жития святых, наставления и поучения, хроники, исторические и бытовые повести, записки путешественников (хождения), сборники изречений, летописи — исторические повествования о текущих событиях.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. Эту эпоху называют «русским просвещением». Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА — «золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гению Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и многих других великих писателей.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК — непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появление множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве, связанное с именами Блока, Брюсова, Ахматовой, Гумилева, Цветаевой, Северянина, Маяковского, Горького, Андреева, Бунина, Куприна и других литераторов начала XX века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1917— 1986) — время раздробленного существования русской литерату­ры, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской вла­сти, и литературы потаенной, создававшейся вопреки законам эпо­хи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

НОВЕЙШАЯ ЛИТЕРАТУРА (конец XX — начало XXI вв.)


Общие тенденции в современной литературе:

  • антитоталитарный, антиутопический пафос (ведущий эмоцио­нальной тон произведения);

  • приоритет общечеловеческих ценностей;

  • внимание к экологической проблематике;

  • интерес к исторической теме;

  • усиление лирическо-субъективного, исповедального начала;

  • развитие мемуарно-автобиографической прозы;

  • активизация приемов художественной условности (гротеск, фантастика, мифологизация и др.);

  • взаимодействие с массовой, развлекательной литературой.


  1. Сообщение по теме «Богатство и своеобразие культуры Древней Руси» (примерное направление повествования)

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохрани­лось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодче­ства. Постройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была церковь в честь Богородицы в Киеве, возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Яросла­ве Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Зо­лотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI — нач. XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Отличия в архитектуре в основ­ном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так, в Новгороде широко использовался из­вестняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются со­боры монастырей Юрьева и Антоньева. В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характер­ные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Зо­лотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля. Внутри храмов сте­ны были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярос­лава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т. п.

Мозаика — изображение, выполненное из кусочков камня, мра­мора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (спе­циальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением храмов были иконы. Так же, как фрески и мозаи­ки, первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами.

Самой почитаемой на Руси была икона «Владимирской богоматери», выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI— XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени яв­лялись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др.

Икона — это своеобразный психологический показатель ду­ховной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконо­писи XV—XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освобо­дились от греческого давления, и лики святых стали русскими.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет осо­бый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения свя­тых по отношению друг к другу. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, от­личавшиеся манерой исполнения.

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые свет­ские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушен­ные вследствие раздробленности связи и контакты между масте­рами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри — традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Но уже в конце XIII века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней со­хранились отстроенные в XIV веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угрозы вооруженно­го натиска Орды (с востока) и крестоносцев (с запада) правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В XIV веке были сооружены кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не пер­венствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30 — 40-е годы XIV века в Москву начали стекаться зод­чие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. XIV век в истории москов­ского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего вре­мени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельско­го соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы.

Во 2-й половине XV века по мере возвышения Москвы строитель­ство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству горо­да иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руко­водством итальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор, Архангельский собор, Гранови­тая палата, величественная Колокольня Ивана Великого, ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм москов­ских великих князей и царей — Благовещенский собор. Благодаря новым, кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремль стал одной из наи­более мощных крепостей Восточной Европы.

Таким образом, IX—XIII века стали периодом формирования русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с ко­чевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феода­лами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей Северо-Западной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени наше­ствие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возроди­лась в лице Московского княжества, ставшего центром объедине­ния русских земель, и не превратилась в Российскую империю.


V. Сообщение об иконе «Троица» А. Рублева.

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого един­ства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний до­полняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского насто­ятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен жи­вописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев. Рабо­та заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчислен­ных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утрачен­ными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходив­шей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаме­нательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и на­чала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведе­ние — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середи­не XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский «поста­вил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композици­онным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества име­ла значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «ча­ша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе тра­гизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».

Восприятие «Троицы» Андрея Рублева просто и доступно каждо­му, но ее содержание безгранично и многогранно. Поэтическая об­разность и символика «Троицы» идут из глубокой древности. Такие символы, как трапеза, чаша, древо, гора, круг, крылатые существа и т. д., известны с близкими значениями почти во всех древних куль­турах Востока и Запада.

Созерцание «Троицы» дает человеку радость обретения душев­ного равновесия, тишины и умиротворенности. Обычно о ней го­ворят: ее цвет звучен, линии певучи и ритмичны, она гармонична и т. д. К этому можно добавить, что она, как музыка, способна затрагивать чувства, невыразимые словами. Как поэзия в искус­стве слова приближается к музыке, так и живопись «Троицы» му­зыкальна и поэтична. Рублев был, бесспорно, величайшим поэтом в живописи.

Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головою жертвенного тельца. Она означает любовь, готовую жерт­вовать собой. Вокруг престола с чашей группируются три задумчи­вых ангела. Они образуют как бы замкнутый круг — символ света, вечности и любви. Трапеза ангелов символична. Древнейшим симво­лом пищи духовной в истории человечества является трапеза, пир. В «Троице» ангелы — «мысленные творения». У Рублева они дела­ются символами человечности. Изображая человека, он мыслит его как «земного ангела», а изображая ангела, видит в нем «небесного человека».

С тихой грустью, любовно склоняет средний ангел голову к ангелу, сидящему от него справа. Он как бы вопрошает и убеж­дает. Опустив руку на престол, он жестом благословения как бы указывает на чашу — символ жертвенной любви. Поза ангела, к которому он обращается, несколько напряженна, он сидит пря­мо, на его лике тень скорби. В задумчивой сосредоточенности он поднял руку и благословляет чашу, как бы изъявляя согласие на ее приятие. Покорно склоняется в сторону среднего погруженный в тихое раздумье третий ангел. Легкая гора над ним ритмически вторит его движению. Жест его правой руки, покоящейся на пре­столе, направлен тоже в сторону чаши. Всем этим завершается полное единство действия.

Жест благословления в древней Греции был ораторским же­стом. В «Троице» изображена беседа трех ангелов. Она означает ниспослание богом-отцом своего сына на выполнение им земной миссии страдания и смерти для спасения человечества и согла­сие последнего с волей отца. Третий ангел — дух — «утешитель» в страданиях, его вдохновением свершается жертва любви.

Общение ангелов безмолвно, оно только мысленное. Склонение и самоуглубленный взгляд среднего ангела как бы внушает право­му мысль о необходимости жертвы.

Едва приметное в ответ движение глаз вверх дает понять, что тот воспринял повеление и размышляет о нем. Покорно и задум­чиво склонение третьего ангела в сторону среднего. В его облике отражены мир, тишина и согласие, завершающие все действие.

Необыкновенная душевная чуткость Андрея Рублева в «Трои­це» обрела поразительное по своей тонкости художественное во­площение.

У современных исследователей нет единства по вопросу о том, какое лицо троицы обозначает каждый из ангелов рублевской «Троицы». Многие полагают, что средний ангел является не пер­вым, а вторым лицом, т. е. богом-сыном, Христом. Они основыва­ются на том, что часто нимб среднего ангела имеет перекрестие и обычные буквы «о» «w» «у» («сый», т. е. сущий) и, кроме того, на его хитоне есть полоса, называемая клавом, которой украшается одежда Христа. Тем не менее встречаются изображения троицы, на которых нимбы всех трех ангелов имеют перекрестия и обычные буквы Христа. Кроме того, в руках всех трех ангелов бывают свит­ки, символы учительства, обычные у Христа. В виде трех ангелов даны три его ипостаси (сущности) — отца, сына и духа — которые «в троице нераздельны». (По статье Деминой Н. А. «Троица Ан­дрея Рублева».)


VI. Актуализация знаний учащихся

— Когда и как начиналась русская литература?

— Читали ли вы, слышали ли летопись? Послушайте отрывок из «Повести временных лет». Предание о посещении русской земли апо­столом Андреем. «И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани дере­вянные и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обо­льются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись».

  • Интересны ли они (отрывки из летописи) сегодня?

  • Объясните заглавие и жанр «Повести временных лет» (по­чему «Повесть»? «временных»? «летопись»?)

  • Можно ли считать летописи художественными произведе­ниями?

  • Кто создавал летописи? Какими вы представляете их твор­цов? Вот один из них, монах Пимен в трагедии Пушкина «Борис Годунов».

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (1603 года)

Пимен (пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает —

Еще одно, последнее сказанье.

— Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашим представле­нием об авторах летописи? Что изумило вас в пушкинском Пимене? Как написал Пушкин монолог Пимена? В чем секрет его заворажи­вающей убедительности? (Пимен осознает божественное предна­значение своего труда и его бессмертия в потомстве; он уважает минувшее, стремится уберечь от «невозвратной погибели». Пуш­кин дает простые и проникновенные определения: трудолюбивый, усердный, безымянный монах-летописец. Пимен скромен, свое тво­рение намеренно считает «внеавторским», «безымянным»).


VII. Лекция учителя

Литература Древней Руси

На протяжении семи веков — с XI по XVII — складывались традиции древнерусской литературы. В ее истории выделяются три периода: литература Киевской Руси (XI—XII вв.), литература времен феодальной раздробленности (XIII—XIV вв.), литература Московского государства (XV—XVII вв.).

Возникшая в условиях принятия христианства древнерусская литература от столетия к столетию постоянно совершенствовалась, обогащалась все новыми и новыми темами, проблемами, художе­ственными стилями и жанрами. Они зарождались и развивались на богатой почве устного народного творчества.

Ценное наследие культуры Киевской Руси — устные народные сказания, песни, былины. До появления письменности в них со­хранялась память об основании городов, о военных походах, о хра­брых и сильных героях.

Древнерусская литература возникла в Киевской Руси как общее достояние развившихся впоследствии русского, украинского и бе­лорусского народов. Она была богата и разнообразна по жан­рам: повести, сказания, жития, героические песни, притчи, поучения.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в лите­ратуре была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междоусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти пол­ны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и др. летописи.

Летопись — изложение событий по годам. Особую известность получила «Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля») — летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. В осно­ву «Повести» легли летописные своды XI в., русско-византийские до­говоры X в., византийские хроники, предания о восточнославянских племенах, о первых русских князьях и др.

Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник. Она содержит много поэтических ле­генд и преданий: рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусоб­ные распри князей, утверждает права старшего в роде князя, призы­вает князей к единению в борьбе с внешними врагами.

Не менее интересен и другой жанр древнерусской литературы — жития святых. Жития — это биографии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличавшихся особым благо­честием, смирением. «Сказание о Борисе и Глебе», созданное в конце XI или начале XII в., — одно из первых оригинальных агиографических произведений. В нем нет последовательного из­ложения жизни святых, а рассказан только один эпизод — убий­ство Святополком братьев Бориса и Глеба из-за политического со­перничества. По существу, «Сказание» — историческая повесть с точным названием лиц, имен, фактов, с указанием на конкретные места, где развертывались события. Основная идея «Сказания* — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуж­дение княжеских междоусобиц. Однако, в отличие от исторической повести, «Сказание» — произведение лирическое, содержащее мо­литвы, плачи, монологи-размышления, ведущиеся от лица автора или Бориса и Глеба (можно прослушать сообщение о «Житии Сер­гия Радонежского»).

— Жанр «жития святых» «излюбленное чтение наших предков» (Г. Федотов). Почему? Какими вы представляете читателей X—XI веков по их пристрастиям к «житиям» святых?

А теперь — страницы Древней Руси: «Царь Баты окааный нача воевати Резанскую землю, а поидоша ко граду к Резани...» С этой фразы начинается «Повесть о разорении Рязани Батыем» (прочитать отрывок из хрестоматии по древнерусской литературе. Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова— 3 изд. — М.: Высш. Шк., 1985. С. 68).

— Есть ли существенные различия летописей и «Повести о разо­рении Рязани Батыем»? (Ее отличие от летописи; экспрессия пове­ствования, психологизм образа, героическое и ироническое в ней).

Лаврентьевский список «Повести временных лет» под 1096 г. включает «Поучение» выдающегося государственного деятеля Ки­евской Руси Владимира Мономаха (1053—1125), обладающего не­заурядным литературным талантом. «Поучение» было написано, по-видимому, в 1117 г.

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих только религиозно-дидактический характер, «Поучение» Мономаха содер­жит конкретно-исторические черты. Мономах создает идеал госу­дарственного и общественного деятеля, борющегося за единство родной земли, против княжеских междоусобиц.

Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бес­конечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности.

«Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лу­кавых, вера в торжество добра и в бессмысленность, обреченность зла. Из «Поучения»:

«Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу;

Все, что мы имеем, дано нам на малое время.

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте все­общий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».

Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

— Каковы особенности произведения, получившего имя «Слово»? (Например, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона — образец высокого ораторского искусства древней Руси. «Слову» Серапиона Владимирского, проповеди, свойственны сердечность и назидательность, соединение «домашней» и ораторской речи (обращение ко многим, высокая, религиозная лексика, риторический синтаксис). В «Слове о полку Игореве», ввиду его многожанровой природы (здесь и «слово», и «воинская повесть», и «поэма» и мн. др.), несколько затемнена его монологическая основа — его «слово».


VIII. Обобщение

  • Что особенно поразило в литературе Древней Руси? Оправ­дана ли наша гордость ею?

  • Можно ли упрекнуть наших предков в однообразии и утоми­тельности их произведений? В чем сказались многообразие литера­туры русской старины, ее полифонизм?

Задание. Найдите наиболее характерные синтаксические кон­струкции, по которым узнаете тот или иной жанр. В тетрадь запи­шем примеры разных жанров, необходимо напротив указать жанр.


  1. В лето… И заповеда Олег дань даяти на 2000 корабль по 12 гривенна на человек…

Летопись

  1. Богоблаженный правдив, щедр, тих, кротов, смирен… В тоске и печали…

Житие

  1. В лето… опустевший, разорены, пожжены, убиты; мертвые восстали и вскричали в горести души…

Воинская повесть

  1. Дети мои… Бог… Печаль…

Слово


IX. Домашнее задание

  1. Выполнить зада­ния 1 (с. 8), 2 (с. 12), одно из заданий (с. 8, 13) по выбору. Прочитать «Слово о полку Игореве»

  2. Закончить и выучить конспект.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс