СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 10. Черты нравственного идеала автора в образе Марьи Болконской.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 10. Черты нравственного идеала автора в образе Марьи Болконской.»

Литература.10 класс

Урок №111.

Тема урока: Черты нравственного идеала автора в образе Марьи Болконской.

Княжна (графиня) Марья ещё более неподвижна по отношению к потоку жизни и не менее натуральна (по христианской природе своей), нежели Наташа. Христианская натуральность её подчёркивается символически поразительною особенностью облика княжны: лучистыми глазами, как бы источающими свет её миропонимания: «...глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Духовная красота здесь ощутимо вознесена над физическою.

О княжне можно сказать: она не умна, но мудра в осмыслении жизни.

Том I, часть I, главы ХХIII, ХХV – Лысые Горы, отъезд Андрея Болконского в действующую армию

Её наставление брату, князю Андрею, отличается мудростью же, которая может быть вполне представляемою в устах опытного старца:

«Андрей, если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана».

Том I, часть III, глава III-V – сватовство Анатоля

Том II, часть I, глава IX – смерть маленькой княгини

Том II, часть II, глава XIII – жизнь княгини Марьи при маленьком племяннике в Богучарово

Поразительно отношение княжны к отцу, в известный период постоянно ранящему её своим отношением:

«Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец её, который (она всё-таки знала это) любил её, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человече­ства сосредоточивались для неё в одном простом и ясном законе — в законе любви и само­отвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда Сам Он — Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

Христианская основа всех переживаний княжны — несомненна, слишком очевидна.

Поразительно и её самоощущение собственной греховности: «...потихоньку плакала и чувствовала, что она грешница: любила отца и племянника больше, чем Бога». Она ясно восприняла слова из Евангелия: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10,37).

Но важно, что вывод свой о большей любви к близким она сделала, когда ради отца и племянника оставила мысль о богомольном странничестве.

Том II, часть IV, глава II – жизнь Марьи с отцом в Москве

Том II, часть V, глава VII - первая встреча княжны Марьи и Наташи Ростовой

Дочь решила везти отца в Богучарово, и потянулись дни, когда старый князь лежал в беспамятстве, а французы шли и шли по России, но княжна Марья не знала об этом, потому что день и ночь думала об отце, только об отце.

Толстой всегда беспощаден к тем своим героям, кого любит, и беспощаднее всех он к княжне Марье. Но чем больше читаешь о постыдных мыслях, владевших княжной Марьей, тем больше любишь ее.

«Не лучше ли бы было конец, совсем конец!» - иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти признаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу».

Можно было бы обмануть себя, сказать себе, что эти мысли рождаются жалостью к страданиям больного. Но княжна Марья не обманывает себя: «что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца... в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды... Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь».

Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, и мучается, и стыдится, и не может перебороть себя. Что же, она не любит отца? Любит — больше, чем когда-ни­будь, и это самое мучительное: «никогда ей так жалко не было, так страшно не было по­терять его».

Накануне смерти старому князю стало лучше. Такое последнее утешение смерть дарует умирающему и его близким: княжна Марья поддалась утешению. «Душа болит», -невнятно сказал ей отец. «Все мысли! об тебе... мысли... Я тебя звал всю ночь...»

Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.

— Душенька... — или — дружок... - Княжна Марья не могла разобрать; но наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. - Зачем не пришла?

«А я желала, желала его смерти!» -думала княжна Марья. Он помолчал.

— Спасибо тебе... дочь, дружок... за все, за все... прости... спасибо... прости... спасибо!.. - И слезы текли из его глаз. - Позовите Андрюшу, - вдруг сказал он, и что-то детски-робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе».

Том III, часть II, глава VIII, XIII-XIV – встречи Марьи Болконской и Николая Ростова во время фран­цузского нашествия

Смерть отца освободила княжну Марью — как ни горько, но это так. В ту минуту, когда мадмуазель Бурьен стоит перед ней с воззванием французского генерала, княжна Марья, конечно, не думает о своей свободе — она вся во власти возмущения; она оскорблена — и эти чувства, как это было у ее отца, выливаются в быструю, решительную деятельность. Ехать, немедленно ехать — лишь бы не остаться у французов!

Но ехать нельзя — «дикие» богучаровские мужики не дают подвод. Попытка княж­ны Марьи договориться с ними приводит к обратным результатам: теперь мужики не только не дают подвод, но и княжну не хотят выпустить из Богучарова.

Вот тут и появляется Николай Ростов — романтический герой, каким видит его княжна Марья, но вовсе не романтический в глазах Толстого. В Богучарово он попал в по­исках сена для лошадей, а с бунтующими мужиками объяснился самым прозаическим образом: при помощи кулаков.

Ростов явился как спаситель в трудный час ее жизни, совершил подвиг (иначе княжна Марья не может и не хочет назвать его поступок) и вошел в ее судьбу навсегда.

Ничего этого не было бы, будь старый князь жив и здоров. Никогда крестьяне не осмелились бы спорить с ним, не было бы ни бунта, ни спасения. Ростов купил бы у Алпатыча сено и уехал, даже не увидев княжну Марью, да вдобавок старый князь, скорее всего, встретил бы Николая надменно и презрительно, как брата той, которая оскорбила князя Андрея.

Теперь все произошло иначе — и получается, что смерть старого князя на самом деле освободила княжну Марью. В том-то и сложность наших отношений с родителями, что они действительно, хотя и невольно, своей заботой мешают нам быть самостоя­тельными. И чем ближе мы к своим родителям, чем больше любим и уважаем их, чем сильнее их душевная власть над нами, — тем больше они затрудняют нам жизнь, вовсе того не желая.

Кто в этом виноват? Да нет здесь виноватых; разве любовь может быть виной! И выхода из этого положения нет, потому что молодость, естественно, рвется к самостоя­тельности, к полноте ответственности за свою судьбу, а старые люди столь же естественно держатся за свое место в жизни и не хотят отдать его молодым. Выхода нет, и. остается только все равно любить, все равно жалеть своих стариков, потому что хуже всего стано­вится, когда они уходят навсегда и уже некому мешать нам и властвовать над нами.

Том IV, часть I, глава XIV – XV- Марья Болконская, Наташа Ростова и умирающий князь Андрей

Том IV, часть IV, глава XV- XVII - Марья Болконская, Наташа Ростова и Пьер Безухов

Эпилог, глава VII – семейное счастье Марьи Болконской

Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Николая Ростова. Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом «лучистых глаз», своей духовной красотой, высокой нравственностью. «Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Домашнее задание: выписать из учебника литературы определение «мысли народной» романа Л.Н.Толстого (стр.171-176)

Читать следующие главы:

1. Смоленск и его жители (том III, часть II, глава IV)

2. Поведение крестьян в Богучарово, где во время отступления оказалась княжна Марья с умирающим отцом (том III, часть II, главыXIII и XIV)

3.Чем характеризуется толпа в сценах встречи царя в Москве, расправы с Верещагиным (том III, часть I, глава XXI; том III, часть III, глава XXV)?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!