УРОК 10. ЛР №2 "Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними".
Инструктаж проведен и прослушан___________________Дата_______________
Инструктаж по технике безопасности:
Подготовьте свое рабочее место. Ничего лишнего на рабочем столе не должно быть.
Внимательно выслушайте задания и объяснения учителя.
Лабораторную работу выполняйте четко по инструкции, предложенной в ходе работы.
Категорически запрещается пробовать на вкус любые вещества.
По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место: соберите книги, вытрите насухо инструмент и лабораторный стол.
Цель работы: ознакомиться со строением микроскопа, сформировать навыки работы с увеличительным прибором, способствовать развитию мотивации и логического мышления
Тип урока: лабораторная работа
Средства обучения: компьютерная презентация, учебные фильмы, мультимедиа проектор, световые микроскопы, штативная и ручная лупа
Межпредметные связи: биология, история
Самостоятельная работа: отчет о лабораторной работе
ХОД РАБОТЫ:
1
. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
Ручная лупа состоит из ручки и увеличительного стекла в оправе.
Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон, через которое рассматривают предмет.
2. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Подпишите основные части. Выясните, какое значение имеет каждая часть.
Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа. _________________
Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
х10 | х8 | 80 |
х15 | Х20 | 300 |
3 . Вставьте пропущенные слова.
Чем отличается микроскоп от лупы? В отличие от близкого по назначению инструмента – лупы, состоящей, как правило, из одной-двух линз, и дающей увеличение в пределах 2-20 крат, микроскоп имеет более сложную конструкцию, за счет которой формирует более правильное и четкое изображение, позволяет добиться гораздо большего увеличения
Какие главные части у лупы и микроскопа? линзы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/
4. Соотнести понятие и определение
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят
Служит для крепления всех частей микроскопа
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса
Зрительная трубка
Помогает направить свет
Служит для размещения на нем объекта исследования
Поднимает и опускает зрительную трубку
Окуляр
Объектив
Тубус
Предметный столик
Зеркальце
Винт
Штатив
А | В | С | D | E | F | G |
1 | 3 | 4 | 6 | 5 | 7 | 2 |
Правила работы с микроскопом.
Порядок работы с микроскопом
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Отработано____________________(подпись учителя)
Вывод: В ходе работы я ознакомилась со строением микроскопа, лупы сформировала навыки работы с увеличительными прибором. главные составные части лупы и микроскопа-линзы. микроскоп имеет более сложную конструкцию, чем лупа.
.
Приложение 2
Правила техники безопасности в микробиологической лаборатории
Работа в микробиологических лабораториях должна осуществляться в условиях стерильности, что является основным правилом техники безопасности. Выполнение микробиологических работ в условиях стерильности должно обеспечить предупреждение как загрязнения внешней среды и работающего персонала микробами из исследуемого материала, так и самих выделяемых чистых культур посторонними микроорганизмами из окружающей среды.
При работе в микробиологической лаборатории следует соблюдать следующие правила:
а) находиться в помещении лаборатории и работать в ней обязательно в халате;
б) пользоваться постоянным рабочим местом;
в) следить за порядком на рабочем месте, не держать на нем никаких посторонних предметов;
г) пинцеты, шпатели, микробиологические петли и иглы, пипетки после работы с микроорганизмами прожигать в пламени спиртовки или погружать в сосуд с дезинфицирующим раствором (хлорамин, карболовая кислота);
д) все использованные материалы с микроорганизмами - отработанные препараты из живых культур, временные препараты и др. - вначале обезвредить стерилизацией или дезинфекцией и только после этого мыть;
е) по окончании занятий привести в порядок рабочее место, снять халаты, и после этого обязательно вымыть руки.
В лаборатории запрещается:
а) находиться в головных уборах и верхней одежде;
б) работать без халатов;
в) принимать пищу, пить воду, курить;
г) класть на столы посторонние предметы;
д) касаться немытыми руками лица;
Следует избегать лишнего хождения, резких движений, сквозняков, способствующих загрязнению исследуемого материала посторонней микрофлорой.
Приложение 3
Правила оформления лабораторной работы.
Укажите название темы работы, ее цель;
Укажите название выполняемого этапа, опишите последовательность действий;
Вычислите увеличение микроскопа;
Сделайте рисунок, иллюстрирующий объект деятельности;
Требования к рисункам.
Рисунок должен быть крупным, детали – хорошо различимыми;
Контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать не нужно;
Рисунок выполнять только простым карандашом;
Отдельные части рисунка обозначать стрелками и цифрами, соответствующие им надписи сделайте сбоку или внизу.