СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 10 по биологии "Клеточная теория. Клеточная мембрана"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 10 по биологии "Клеточная теория. Клеточная мембрана"

Просмотр содержимого документа
«Тест.Клетка как биологическая система»


Клетка как биологическая система

А1. Сходство химического состава клеток организмов всех царств живой природы позволяет сделать вывод о:

  1. клетке как генетической единице живого;

  2. клетке как структурной единице живого;

  3. единстве органического мира;

  4. единстве живой и неживой природе;

А2. Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

  1. оплодотворение- это процесс слияния мужской и женской гамет;

  2. онтогенез повторяет историю развития своего вида;

  3. дочерние клетки образуются в результате деления материнской;

  4. половые клетки образуются в процессе мейоза

А3. Эукариоты произошли от общего предка, и поэтому их клетки:

  1. размножаются делением

  2. имеют сходное строение

  3. способны к фотосинтезу

  4. образуются путем мейоза

А4. Наследственная информация хранится в молекулах ДНК клетки, поэтому ее считают:

  1. единицей строения живого

  2. функциональной единицей живого

  3. генетической единицей живого

  4. единицей размножения живого

А5. Соединение двух нитей в молекуле ДНК происходит благодаря:

  1. комплементарности азотистых оснований

  2. многофункциональности нитей

  3. образованию между ними пептидных связей

  4. свойству денатурации

А6. Транспортную функцию в клетке выполняют молекулы:

  1. глюкозы

  2. жиров

  3. белков

  4. дезоксирибонуклеиновая кислота

А7. Богатые энергией связи в молекуле АТФ называют:

  1. ковалентными

  2. пептидными

  3. гидрофобными

  4. макроэргическими

А8. В состав гемоглобина входит изображенная на рисунке молекула:

  1. белка

  2. ДНК

  3. РНК

  4. углевода


А9. В молекуле ДНК нуклеотиды с аденином составляют 7% от общего числа нуклеотидов. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержится в этой молекуле? 1) 45% 2) 43% 3) 25% 4) 19%

А10. Вторичной структурой белка называют:

  1. полипептидную цепочку, закрученную в спираль за счет образования водородных связей

  2. последовательность различных аминокислот в полипептидной цепочке

  3. пространственную укладку закрученной в спираль полипептидной цепочки за счет связей между радикалами

  4. последовательность триплетов аминокислот в полипептидной цепочке

А11. Найдите на рисунке органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды:

1) 2)




3) 4)





А12. Какая структура изображена на рисунке:

  1. хромосома

  2. эндоплазматическая сеть

  3. комплекс Гольджи

  4. микротрубочка

А13. Изображенный на рисунке органоид клетки, в котором накапливаются синтезированные в ней продукты, представляет собой:

  1. рибосому

  2. комплекс Гольджи

  3. митохондрию

  4. плазматическую мембрану

А15. Внутреннюю полужидкую среду клетки, пронизанную мельчайшими белковыми нитями и трубочками, называют:

1) цитоплазмой 2) вакуолью 3) ядром 4) эндоплазматической сетью

А18. В гранах хлоропластов расположены молекулы хлорофилла, основная функция которых:

  1. ускорение световых и темновых реакций фотосинтеза;

  2. использование световой энергии для синтеза органических веществ;

  3. расщепление органических веществ до неорганических;

  4. участие в реакциях синтеза белка на рибосомах;




А20. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется:

  1. плазматической мембраной 3) ядерной оболочкой

  2. эндоплазматической сетью 4) цитоплазмой

А21. Запись информации о последовательности аминокислот в структуре молекул белков с помощью триплетов ДНК называют:

1) геном 2) генотипом 3) генофондом 4) генетическим кодом

А22. Растительная клетка синтезирует молекулы АТФ не только в процессе фотосинтеза, но и в ходе:

1) хемосинтеза 3) пластического обмена

2) синтеза липидов 4) энергетического обмена

А27. Соматические клетки, в отличие от половых, имеют:

1) двойной набор хромосом 3) цитоплазму

2) одинарный набор хромосом 4) плазматическую мембрану


Задания части В

Выбрать три правильных ответа

В1. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов?

  1. запасающую

  2. строительную

  3. информационную

  4. каталитическую

  5. гормональную

  6. энергетическую

В2. Молекула АТФ включает:

  1. три остатка фосфорной кислоты

  2. один остаток фосфорной кислоты

  3. дезоксирибоза

  4. аденин

  5. рибозу

  6. Тимин

В5. Каковы особенности строения и функции эндоплазматической сети?

  1. осуществляет синтез углеводов и липидов

  2. на ней синтезируются молекулы ДНК и РНК

  3. обеспечивает накопление веществ

  4. осуществляет перемещение веществ

  5. образует систему канальцев с рибосомами или без них

  6. образует систему канальцев с лизосомами или без них

В6. Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?

  1. придает клетке жесткую форму

  2. ограничивает цитоплазму от окружающей среды

  3. служит матрицей для синтеза иРНК

  4. обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул через поры

  5. обеспечивает передвижение веществ в клетке

  6. участвует в поглощении веществ клеткой

В7. Укажите неверные утверждения:

  1. Цитоплазма обеспечивает связь между органоидами

  2. В цитоплазме располагаются органоиды клетки

  3. В лизосомах происходит биосинтез белка

  4. В рибосомах расположены молекулы ДНК

  5. Цитоплазма пронизана мельчайшими трубочками и нитями

  6. Молекулы хлорофилла располагаются непосредственно в оболочке клетки

В11. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?

1) азотистое основание: А, Т, Г, Ц 4) углевод дезоксирибоза

2) разнообразие аминокислот 5) азотная кислота

3) липопротеины 6) фосфорная кислота

В12. Клетка одноклеточной зеленой водоросли имеет :

1) вещество хитин в оболочке

2) клеточную стенку, содержащую клетчатку

3) оформленное ядро

4) ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме

5) хлоропласты с хлорофиллом

6) ДНК, замкнутую в виде кольца

В14. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ и его видом:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) окисляются органические вещества 1) пластический

Б) образуются более сложные органические 2) энергетический

вещества из менее сложных

В) используется энергия АТФ

Г) накапливается энергия в молекулах АТФ

В15. Установите соответствие между функциями и органоидом растительной клетки:

ФУНКЦИИ ОРГАНОИДА ОРГАНОИД

А) накапливает воду 1) вакуоль

Б) синтезирует хлорофилл 2) хлоропласт

В) обеспечивает синтез органических веществ

Г) накапливает органические кислоты

Д) накапливает продукты распада

Е) синтезирует молекулы АТФ

В16. Установите правильную последовательность процесса энергетического обмена:

А) образование пировиноградной кислоты

Б) ферментативное окисление глюкозы

В) участие кислорода в энергетическом обмене

Г) гидролиз высокомолекулярных органических веществ

Д) образование углекислого газа и воды

В17. Установите правильную последовательность процессов энергетического обмена:

А) синтез 36 молекул АТФ

Б) расщепление полисахаридов до моносахаридов

В) кислородное окисление пировиноградной кислоты

Г) бескислородное расщепление глюкозы

Д) синтез двух молекул АТФ


























ОТВЕТЫ

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

3

2

3

1

3

4

1

2

1

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

2

1

2

4

1

3

2

2

2

1

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

4

4

1

4

1

2

1

2

3

2


Часть В

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

126

145

135

246

145

246

346

124

236

134

В11

В12

В13

В14

В15

В16

В17

В18

В19

В20

146

235

12211

2112

122112

ГБАВД

БГДВА

ДБАГВ

БВДАГ

ВБГАД


Часть С

С1. 1) строительная – входит в состав мембран;

2) транспортная – переносит молекулы и ионы через мембрану;

3) ферментативная – располагаются на мембране и ускоряют реакции обмена веществ;

4) сигнальная – обеспечивают раздражимость клетки


С2. 1) молекулы липидов образуют двойной слой;

2)молекулы белка пронизывают толщину мембраны или располагаются на ее внешней или внутренней поверхности;

  1. снаружи к белкам и липидам могут присоединяться углеводы, образуя гликокаликс;


С3. 1) молекулы хлорофилла поглощают солнечную энергию, которая приводит электроны в возбужденное состояние;

2) энергия возбужденных электронов расходуется на синтез АТФ;

3) под действием энергии солнечного света происходит фотолиз воды;

4) протоны водорода соединяются с переносчиком НАДФ+ за счет энергии Солнца.


С4. 1) поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ . 2Н;

2) использование в реакциях энергии АТФ, синтезированных в световой фазе;

3) синтез глюкозы и крахмала;


С5. 1) энергия молекул АТФ, синтезируемых в процессе энергетического обмена, используется в процессе биосинтеза белка;

2) белки распадаются до аминокислот, которые используются в биосинтезе новых белков;

3) в процессе биосинтеза образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена;


С6. 1) содержит гаплоидный набор хромосом ( по одной из каждой гомологичной пары);

2) клетки не подвижные, содержать все органоиды и запас питательных веществ;

3) обеспечивает передачу наследственной информации от материнского организма потомству;

4) обеспечивают питательными веществами развивающийся зародыш;


С7. 1) последовательность на ДНК: ГАТГТТЦЦГАТА;

2) антикодоны четырех молекул т-РНК: ГАУ,ГУУ, ЦЦГ, АУА;

3) аминокислотная последовательность: лей-глн-гли-тир;


С8. 1) последовательность на и-РНК: ЦАЦГГЦАГУУУУ;

2) антикодоны т-РНК: ГУГ, ЦЦГ, УЦА, ААА;

3) аминокислотная последовательность: гис-гли-сер-фен;


С9. 1) код ДНК триплетен, поэтому ген, кодирующий полипептид из 20 аминокислот, содержит 20 х 3 = 60 нуклеотидов;

2) и-РНК содержит 20 кодонов;

3) для биосинтеза данного полипептида понадобится 20 молекул т-РНК.


С10. 1) антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК, а последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна одной из цепей ДНК;

2) участок одной цепи ДНК: ТТА-ГГЦ-ЦГЦ-АТТ-ЦГТ,

а состав второй цепи ДНК: ААТ-ЦЦГ-ГЦГ-ТАА-ГЦА;

3) число нуклеотидов: А- 7, Т- 7, Г- 8, Ц- 8;

Просмотр содержимого документа
«Карточка №2.1Клеточная теория»

Тест по теме: «Клеточная теория» Карточка №2.1


Часть А. Выберите правильные ответы.

1.Самая маленькая структурная единица организма, наделённая всеми основными признаками живого – это: а) клетка; б) ткань; в) орган; г) система органов.

2. Наука о строении, химическом составе и функции клеток, их размножении, развитии и взаимодействии в многоклеточном организме – это:

а) экология; б) гистология; в) эмбриология; г) цитология.

3. Впервые применил термин «клетка»: а) А.Ван Левенгук; б) Р. Гук; в) Р. Броун; г) М. Шлейден.

4. Сформулировали клеточную теорию в 1838-1839 гг.:

а) Т. Шванн и М. Шлейден б) К. Бэр и Р. Вирхов; в) Р.Гук и А.Левенгук г) С.Г. Навашин.

5. Впервые обнаружил ядра в растительных клетках: а) А.Ван Левенгук; б) Р. Гук; в) Р. Броун. 6.Доказал, что развитие млекопитающих начинается с оплодотворённой яйцеклетки:

а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) Р. Вирхов; г) М. Шлейден.

7. Доказал, что новые клетки образуются из исходных, материнских клеток:

а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) Р. Вирхов; г) М. Шлейден.

8. Открыл процесс фагоцитоз: а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) И.И. Мечников; г) С.Г. Навашин.

9. Открыл двойное оплодотворение у цветковых растений:

а) Т. Шванн; б) К. Бэр; в) И.И. Мечников; г) С.Г. Навашин.

10. Сущность клеточной теории состоит в том, что: а) растительные организмы состоят из клеток; б) животные организмы состоят из клеток; в) все, как высшие, так и низшие организмы состоят из клеток; г) клетки всех организмов одинаковы по своему строению.

11. Роль клеточной теории в науке заключается в том, что она: а) обобщила все имеющиеся к 19 веку знания о строении организмов; б) выявила элементарную структуру жизни; в) выявила основную функциональную единицу жизни; г) создала базу для развития цитологии и генетики;

д) все ответы верны

12.Какое из названных свойств принадлежит любой клетке: а) способность к образованию гамет

б) способность проводить нервный импульс в) способность сокращаться г) способность к обмену веществ

13. Клеточное строение всех организмов свидетельствует: а) о единстве всех живых существ, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоящих из клеток. б) о единстве химического состава клеток в) о сложности строения живых систем.

14.Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:

а) Р.Гук и А.Левенгук б)Р.Броун в) М.Шлейден и Т.Шванн г) Р.Вирхов и К.Бэр

15.Сходство химического состава клеток организмов всех царств живой природы позволяет сделать вывод о: а)клетке как генетической единице живого; б)клетке как структурной единице живого; в)единстве органического мира; г) единстве живой и неживой природе.



Часть Б. Выбрать три правильных ответа.

Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?

  1. придает клетке жесткую форму

  2. ограничивает цитоплазму от окружающей среды

  3. служит матрицей для синтеза иРНК

  4. обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул через поры

  5. обеспечивает передвижение веществ в клетке

  6. участвует в поглощении веществ клеткой.


Просмотр содержимого документа
«Урок №10-1.Клеточная мембрана.»

Урок №10-1.Тема: «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана».



Цель:

продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки; объяснить сущность принципа построения клеточной мембраны, ее функций; раскрыть основные понятия фагоцитоз и пиноцитоз, отличие.

Задачи урока.

Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

Оборудование: презентация к уроку, таблицы.

Основные понятия: Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

1) Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение тканей растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». (Р. Гук.)

2) Назовите  ученого,  который,  обобщив  знания  о  строении  клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию. (Т. Шванн.)

3) Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты. (А. Левенгук.)

4) «Сходство строения и химического состава» – это одно из положений теории? (Клеточной.)

5)О чём говорит сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы  (Единстве органического мира.)

6) Какая наука занимается изучением строения и функций клетки. (Цитология.)

7) Клетка является структурной и функциональной единицей живого, так как ?? (Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.)

8)Перечислите царства живых организмов, клетки которых имеют ядро.

(Ответ: Царство Грибы, Царство Растений, Царство Животные).

9).Трудами каких ученых была создана клеточная теория

(Ответ: Клеточная теория была создана Матиасом Шлейденом, Теодором Шванном, Рудольфом Вирховым.)


3.Новый материал.

Общие сведения о клетках.


1. Чем различаются оболочки животной и растительной клеток?
2. Чем покрыта клетка гриба?


Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Они содержат структуры для потребления питательных веществ и энергии, выделения ненужных продуктов обмена, размножения. Все эти стороны жизнедеятельности клетки должны быть тесно увязаны друг с другом.

Исследования, проводившиеся в течение многих десятилетий и не прекращающиеся до сих пор, позволяют нарисовать достаточно полную картину строения клетки. Мы можем связать отдельные функции клетки с множеством различных мельчайших образований, обнаруженных в ней.

Внутреннее полужидкое содержимое клетки получило название цитоплазмы. В цитоплазме большинства клеток находится ядро, координирующее жизнедеятельность клетки, и многочисленные органоиды, выполняющие разнообразные функции.

Чтобы клетка представляла собой единую систему, необходимо, чтобы все ее части — цитоплазма, ядро, органоиды — удерживались вместе. Для этого в процессе эволюции развилась клеточная мембрана, которая, окружая каждую клетку, отделяет ее от внешней среды.

Функция мембраны.

Наружная мембрана защищает внутреннее содержимое клетки — цитоплазму и ядро — от повреждений, поддерживает постоянную форму клетки, обеспечивает связь клеток между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит из клетки продукты обмена.


Цитоплазматическая мембрана выполняет следующие основные функции:

- ограничивает и защищает клетку от воздействий окружающей среды;

- регулирует обмен веществ и энергии между клеткой и внешней средой;

- обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточного организма;

- выполняет рецепторную функцию.

- избирательно проводит в клетку питательные вещества и выводит из клетки

продукты обмена.

- Поддерживает форму клетки (органоидов).

Строение клетки. (Заполнение таблицы)


Название органоида

Строение

Функции


Строение мембраны у всех клеток одинаково. Ее толщина составляет приблизительно 8 нм (1 нм = 10"9м), и поэтому увидеть мембрану в световой микроскоп невозможно. Данные, полученные при помощи электронного микроскопа, позволили заключить, что основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов (рис. 18), в котором расположены многочисленные молекулы белков. Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие — пронизывают оба слоя липидов насквозь. Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут. Молекулы пищевых веществ — белки, углеводы, липиды — попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза.



В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окруженная мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом (рис. 19, А). Внутрь образовавшееся пузырька проникают пищеварительные ферменты, возникает пищеварительная вакуоль. Путем фагоцитоза питаются простейшие. У многоклеточных организмов некоторые лейкоциты крови — довольно крупные амебовидные клетки, передвигаясь в крови и лимфе, так же способны активно захватывать и переваривать чужеродные бактерии. Их называют фагоцитами.

Так как клетки растений поверх наружной клеточной мембраны покрыты плотным слоем клетчатки, они не могут захватывать вещества при помощи фагоцитоза.

Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твердые частицы, а капельки жидкости с растворенными в ней веществами (рис. 19, Б). Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

Фагоцитоз – захват клеткой твердой пищевой частицы.

Пиноцитоззахват клеткой капли жидкости с растворенными в ней питательными веществами.

Главные химические компоненты, образующие цитоплазматическую мембрану, – белки и сложные липиды, которые обеспечивают избирательное проникновение веществ из внешней во внутреннюю среду и обратно.

Запомнить!!! У клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана покрыта клеточной стенкой. У животных клеток клеточной стенки нет.

Под мембраной находятся две важнейшие части клетки – цитоплазма и ядро. В цитоплазме находятся органоиды и включения.

Закрепление.
1.    Каковы функции наружной мембраны клетки?
2.    Какими способами различные вещества могут проникать внутрь клетки?
3.    Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза?
4.    Почему у растительных клеток нет фагоцитоза?

Домашнее задание: п. 2.2 выучить.



Просмотр содержимого документа
«Урок №10.Основные положения клеточной теории.»

Урок №10.Тема урока: «Основные положения клеточной теории».


Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи:

- рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории; доказать, что клетка - элементарная биологическая система;

- формировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы.


Ход урока.

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы.

- Итак,  уже на первых занятиях мы с вами познакомились с определением живого и выделили основные уровни его организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем, потому что без изучения клеточного уровня, без учета  биологического поведения клетки и её взаимодействия нельзя понять живое.

- Представление о том, что клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов, известное, как клеточная теория, сложилась постепенно в XIX веке. Но  на основании, каких данных  ученые утверждают, что клетка – своего рода общий знаменатель всех живых систем?

III. Изучение новой темы.

- Ответить на поставленный вопрос мы сможем, прослушав лекцию «Клеточная теория», в ходе которой нам предстоит заполнить таблицу  «Основные этапы развития клеточной теории»

Клетка — элементарная единица жизни на Земле.

Цитология - наука о клетке.

Почему клетку принято считать единицей всего живого?

Она обладает всеми признаками живого организма: растет, размножается, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители. Клетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга.

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными.


Развитие знаний о клетке.

Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15 000 км. Обычно клетки невелики; наименьшие диаметром 0,5 мкм (шаровидные бактерии микрококки). Средними по размеру можно считать клетки диаметром от 20 до 100 мкм. Но клетки могут быть и очень крупными. Например, длина отростка нервной клетки - аксона - может достигать одного метра. Многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы имеют длину до 10-12 см.

Год открытия

Ученый

Сущность открытия

1590 г.

Ханс Янсен

Этот голландец изобрел (оптический прибор) микроскоп.

1665 г.

Роберт Гук

Англичанин рассматривая, под микроскопом срез пробкового дуба, увидел что пробка состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, Гук думал, что клетки пусты, а живое вещество - это клеточные стенки.

1683 г.

Антони ван Левенгук

Этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после чего смог пронаблюдать и описать бактерии. Создание линз, давших увеличение в 100-300 раз, открыл мир одноклеточных форм, бактерий, клеток крови лягушек.

1827 г.

Карл Максимович Бэр

Доказал предположение Уильяма Гарвея, что все живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки.

1831-1833 г.

Роберт Броун

Обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую затем назвал ядром.

1838-1839

М.Шлейден

Т.Шван

Сформировали "клеточную теорию", утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.


1855 г

Рудольф Вирхов

Немецкий врач Р. Вирхов сформулировал важнейшее положение: каждая клетка может происходить только из другой клетки путем деления.


Создание клеточной теории.

Двое немецких ученых в 1838 - 1839 годах - ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали "клеточную теорию", утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.

Каковы же ее главные положения теории?
1. Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.

2. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.

3. Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р. Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории:

4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов

Спустя примерно 20 лет после провозглашения Шлейданом и Шванном клеточной теории немецкий ученый Рудольф Вирхов написал: "Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение - только от растения".

Основные положения клеточной теории

Вывод.

Клетка – это элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития прокариот и эукариот. Вне клетки жизни нет.

Новые клетки возникают только путем деления ранее существующих клеток.

Клетки всех организмов сходны по строению и химическому
составу.

Рост и развитие многоклеточного организма – следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.

!!! Клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое на Земле имеет единое происхождение.

Закрепление.

  • Кто первым ввёл понятие "клетка"?

  • Кто является создателем клеточной теории?

  • Какой вклад в создание клеточной теории внёс Рудольф Вирхов и Карл Бэр?

  • Какие методы изучения клетки существуют?

  • Для каких представителей органического мира понятие "клетка" и "организм" совпадают?

Домашнее задание. Параграф 2.1, стр.43 вопросы.































Дополнение.

Основные методы изучения клеток.

А) Использование светового микроскопа.

Б) Использование электронного микроскопа.

В) Использование центрифугирования.

Для биохимического изучения клеточных компонентов клетки необходимо разрушить - механически, химически или ультразвуком. Высвобожденные компоненты оказываются в жидкости во взвешенном состоянии и могут быть выделены и очищены с помощью центрифугирования.

Г) Хроматография.

Хроматография - метод основан на том, что в неподвижной среде, через которую протекает растворитель, каждый из компонентов смеси движется со своей собственной скоростью, независимо от других; смесь веществ при этом разделяется.

Д) Электрофорез.

Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот.

Е) Радиоавтография.

Радиоавтография - сравнительно новый метод, обязанный своим возникновением развитию ядерной физики, которое сделало возможным получение радиоактивных изотопов различных элементов. Один из способов обнаружения радиоактивности основан на ее способности действовать на фотопленку подобно свету. Радиоактивное излучение проникает сквозь черную бумагу, используемую для того, чтобы защитить фотопленку от света, и оказывает на пленку такое же действие, как свет.

Решение творческих задач.

Задача 1. Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания , но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до t -269 или -253 градуса, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Так же успешно размораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Ответ к задаче 1. Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.

Задача 2. В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что "животный хлорофилл" создан тоже растениями. Назовите это открытие.

Ответ к задаче 2..Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это "симбиоз".



Просмотр содержимого презентации
«Урок №10-1 Клеточная мембрана.»

Цель: продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки; объяснить сущность принципа построения клеточной мембраны, ее функций; раскрыть основные понятия  фагоцитоз и пиноцитоз, отличие. Задачи урока. обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.

Цель:

продолжить формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки; объяснить сущность принципа построения клеточной мембраны, ее функций; раскрыть основные понятия фагоцитоз и пиноцитоз, отличие.

Задачи урока.

обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.

Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение . Они содержат структуры (органоиды) для потребления питательных веществ и энергии, выделения ненужных продуктов обмена, размножения. Все эти стороны жизнедеятельности  клетки  должны быть тесно увязаны друг с другом. Клетки различаются по форме , размерам , функциям .

Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение . Они содержат структуры (органоиды) для потребления питательных веществ и энергии, выделения ненужных продуктов обмена, размножения. Все эти стороны жизнедеятельности  клетки  должны быть тесно увязаны друг с другом.

Клетки различаются по форме , размерам , функциям .

Самые маленькие клетки у бактерий. Некоторые кокки имеют размеры всего лишь 0,2 мкм. Клетки чешуи лука хорошо различаются через лупу, а клетки мякоти арбуза и цитрусовых растений видны невооруженным глазом.

Самые маленькие клетки

у бактерий. Некоторые кокки имеют размеры всего лишь 0,2 мкм. Клетки чешуи лука хорошо различаются через лупу, а клетки мякоти арбуза и цитрусовых растений видны невооруженным глазом.

Стебель водоросли ацетабулярии достигает в длину 6 см, его шляпка имеет диаметр 1 см. При этом ацетабулярия состоит из единственной клетки с одним клеточным ядром . Ацетабулярии

Стебель водоросли ацетабулярии достигает

в длину 6 см, его шляпка имеет диаметр 1 см. При этом ацетабулярия состоит

из единственной клетки

с одним клеточным ядром .

Ацетабулярии

Лубяные волокна льна и хлопчатника имеют длину до 5 см, у китайской крапивы — 22 см. Длина отдельных отростков нервных клеток человека может достигать 1 м. Eugene van der Pijll Лён Китайская крапива Nrets Нервные клетки

Лубяные волокна льна

и хлопчатника имеют длину до 5 см,

у китайской крапивы — 22 см. Длина отдельных отростков нервных клеток человека может достигать 1 м.

Eugene van der Pijll

Лён

Китайская крапива

Nrets

Нервные клетки

Клетки эпителиальной ткани плоские, квадратные, кубические. Эпителиальная ткань

Клетки эпителиальной ткани плоские, квадратные, кубические.

Эпителиальная ткань

Нервные клетки — это вытянутые в длину нити или имеют форму звезды. Dhp1080 Нервная ткань (нейрон)

Нервные клетки

это вытянутые в длину нити или имеют форму звезды.

Dhp1080

Нервная ткань (нейрон)

Форма клеток в основном постоянна, но есть клетки и с непостоянной формой, как у амебы или лейкоцитов крови .

Форма клеток в основном постоянна, но есть клетки и с непостоянной формой, как у амебы или лейкоцитов крови .

Виды  клеток Прокариотические клетки — клетки, в которых нет ядра, являются самыми древними. К прокариотам относятся клетки бактерий и сине-зелёных водорослей. Y tambe Бактерии

Виды клеток

Прокариотические клетки — клетки, в которых нет ядра, являются самыми древними.

К прокариотам относятся клетки бактерий и сине-зелёных водорослей.

Y tambe

Бактерии

Виды клеток Эукариотические клетки — клетки, имеющие ядро. Эукариотическая клетка имеет два важных компонента: ядро и цитоплазму . В цитоплазме находятся органоиды и включения. Органоиды присутствуют в клетке постоянно, а включения являются временными образованиями. Ядро Цитоплазма

Виды клеток

Эукариотические клетки — клетки, имеющие ядро.

Эукариотическая клетка имеет два важных компонента:

ядро и цитоплазму .

В цитоплазме находятся органоиды и включения. Органоиды присутствуют в клетке постоянно, а включения являются временными образованиями.

Ядро

Цитоплазма

Название органоида Строение Функции мембрана Двухслойная: 1.Наружная 2.Цитоплазматическая

Название органоида

Строение

Функции

мембрана

Двухслойная:

1.Наружная

2.Цитоплазматическая

Толщина – 8  нм. Мембрана разделяет клетки между собой, обеспечивает обмен веществ между цитоплазмой и внешней средой. Для плазматической мембраны характерны процессы фагоцитоза и пиноцитоза . Мембрана

Толщина – 8 нм.

Мембрана разделяет клетки между собой, обеспечивает обмен веществ между цитоплазмой и внешней средой. Для плазматической мембраны характерны процессы фагоцитоза

и пиноцитоза .

Мембрана

Основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов,в котором расположены многочисленные молекулы белков. Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие — пронизывают оба слоя липидов насквозь.

Основу мембраны составляет двойной слой молекул липидов,в котором расположены многочисленные молекулы белков. Некоторые белки находятся на поверхности липидного слоя, другие — пронизывают оба слоя липидов насквозь.

Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут.

Специальные белки образуют тончайшие каналы, по которым внутрь клетки или из нее могут проходить ионы калия, натрия, кальция и некоторые другие ионы, имеющие маленький диаметр. Однако более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут.

Более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут. Молекулы пищевых веществ — белки, углеводы, липиды — попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза.         Для плазматической мембраны характерны процессы фагоцитоза и пиноцитоза .

Более крупные частицы через мембранные каналы пройти не могут. Молекулы пищевых веществ — белки, углеводы, липиды — попадают в клетку при помощи фагоцитоза или пиноцитоза.

Для плазматической мембраны характерны процессы фагоцитоза и пиноцитоза .

Фагоцитоз — захват и поглощение клеткой крупных, твердых частиц.

Фагоцитоз — захват и поглощение клеткой крупных, твердых частиц.

Явление фгацитоза впервые описал русский учёный И. Мечников. У человека и животных к фагоцитозу способны лейкоциты, они поглощают бактерии и другие твёрдые частицы. Илья Ильич Мечников 1843–1926  гг.

Явление фгацитоза впервые описал русский учёный И. Мечников.

У человека и животных

к фагоцитозу способны лейкоциты, они поглощают бактерии и другие твёрдые частицы.

Илья Ильич Мечников

1843–1926 гг.

Пиноцитоз — это процесс захвата и поглощения капель жидкости с растворёнными в ней веществами .

Пиноцитоз — это процесс захвата и поглощения капель жидкости с растворёнными

в ней веществами .

Ядро Эукариотическая клетка Прокариотическая клетка Кроме эукариотических клеток в природе существуют прокариотические. Главное их различие — в наличии или отсутствии оформленного ядра.

Ядро

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Кроме эукариотических клеток в природе существуют прокариотические. Главное их различие — в наличии или отсутствии оформленного ядра.

Прокариотические клетки характерны для бактерий. Их клетка представляет собой организм со всеми жизненными проявлениями. Прокариотическая  клетка Y tambe Бактерии

Прокариотические клетки характерны для бактерий.

Их клетка представляет собой организм со всеми жизненными проявлениями.

Прокариотическая клетка

Y tambe

Бактерии

Просмотр содержимого презентации
«Урок №10.Клеточная теория»

Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов. Задачи: - рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории; доказать, что клетка - элементарная биологическая система; - формировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы.

Цель урока: рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.

Задачи:

- рассмотреть историю изучения клетки, основные положения клеточной теории; доказать, что клетка - элементарная биологическая система;

- формировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы.

Клетка — это кирпичик жизни. Это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток. Теодор Шванн  1810–1882 гг.

Клетка — это кирпичик жизни.

Это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку,

как, например, у бактерий, но чаще

он состоит из миллионов клеток.

Теодор Шванн

1810–1882 гг.

Год открытия Ученый 1590 г. Сущность открытия Ханс Янсен Этот голландец изобрел (оптический прибор) микроскоп.

Год открытия

Ученый

1590 г.

Сущность открытия

Ханс Янсен

Этот голландец изобрел (оптический прибор) микроскоп.

Одноклеточный организм Многоклеточный организм

Одноклеточный организм

Многоклеточный организм

2 . Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям. Сходство элементарного химического состава клеток всех организмов доказывает единство живой и неживой природы. Нет ни одного химического элемента, содержащегося в живых организмах, который не был бы найден в телах неживой природы.

2 . Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.

Сходство элементарного химического состава клеток всех организмов доказывает единство живой и неживой природы. Нет ни одного химического элемента, содержащегося в живых организмах, который не был бы найден в телах неживой природы.

3 . Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться.

3 . Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т. е. могут питаться, расти, размножаться.

Через два десятилетия после провозглашения Шлейденом и Шванном клеточной теории учёный Р. Вирхов дополняет её следующим постулатом:  «Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение — только от растения». Рудольф Вирхов  1821–1902 гг.

Через два десятилетия после провозглашения Шлейденом и Шванном клеточной теории учёный Р. Вирхов дополняет её следующим постулатом:

«Всякая клетка происходит из другой клетки. Там, где возникает клетка,

ей должна предшествовать клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение — только от растения».

Рудольф Вирхов

1821–1902 гг.

4 . Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов

4 . Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка — элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов

1.Клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого.

1.Клетка является универсальной структурой

и функциональной единицей живого.

3 . Клетки образуются только при делении предшествующих им клеток.

3 . Клетки образуются только при делении предшествующих им клеток.

4. У многоклеточных организмов клетки образуют ткани.

4. У многоклеточных организмов клетки

образуют ткани.

5. Клетки многоклеточного организма содержат полный набор генов.

5. Клетки многоклеточного организма

содержат полный набор генов.

6. Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности.

6. Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности.

Процессы жизнедеятельности клетки распад органических веществ питание дыхание синтез

Процессы жизнедеятельности клетки

распад органических веществ

питание

дыхание

синтез

Клеточная теория — это фундамент цитологии.

Клеточная теория —

это фундамент цитологии.

Ф. Энгельс назвал клеточную теорию одним из трёх великих открытий XIX в . Клеточная теория помогает решать острые проблемы человечества: проблемы со здоровьем, сохранение окружающей среды, обеспечение продовольствием.

Ф. Энгельс назвал клеточную теорию одним из трёх великих открытий XIX в .

Клеточная теория помогает решать острые проблемы человечества: проблемы со здоровьем, сохранение окружающей среды, обеспечение продовольствием.

Домашнее задание. Параграф 2.1, стр.43 вопросы.

Домашнее задание. Параграф 2.1, стр.43 вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!