Урок 10
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,
«ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,
«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»
Цели деятельности педагога: дать понятие «согласный звук»; научить различать согласные звуки по мягкости-твёрдости, выполнять звуковой анализ слов «Нина» и «санки»; ознакомить с артикуляцией при произнесении звуков; обеспечить условия для развития фонематического слуха, произвольного внимания, ассоциативной памяти.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают, что такое «гласный звук»; умеют различать согласные звуки по мягкости-твёрдости, выполняют звуковой анализ слов, правильно произносят звуки.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов «Нина», «санки»; ознакомление с обозначением гласных и согласных звуков в модели слова; логические – построение рассуждений о значении понятий «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»; составление слова из указанных звуков в других словах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране Чудес. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Послушайте музыку и представьте, что вы оторвались от земли и парите в воздухе. У вас хорошее настроение, никаких забот и волнений. Высокое ясное голубое небо. Солнышко улыбается вам.
– А что это за девочка там внизу? «Поймайте» первые звуки слов и определите её имя: небо, игры, нос, азбука.
– Какое имя у вас получилось? (Нина.)
– Она просит нас взять её с собой в Страну Чудес. Ей нужно сказать что-то важное мудрой королеве Грамоте.
II. Повторение изученного материала.
– Посмотрите, ворота замка закрыты, и попасть туда мы сможем только тогда, когда ответим на вопросы стражников. Готовы?
1. Как мама укачивает малыша? (А-а-а.)
2. Как воет волк? (У-у-у.)
3. Как удивляются? (О-о-о.)
4. Какие звуки вы произносили? (Гласные.)
5. Сколько гласных звуков? (6.)
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
– Ворота открыты. Вперёд! Ой, кто это?
Он бывает тихим, громким, А захочет – будет жить
А ещё глухим и звонким. До тех пор, пока звонок
Может быстро проскочить, Не отмерит ему срок.
(Звук.)
– Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
– Как рычит собака? (Р-р-р.)
– Эти звуки не произносятся свободно, мешают преграды: губы, зубы, язык.
– Эти удивительные звуки, которые могут быть тихими, громкими, глухими, звонкими, даже твёрдыми и мягкими, приглашают в гости, чтобы вы могли с ними поближе познакомиться.
– Нина стоит и улыбается: «Какое у меня удивительное имя!»
– Что заметила Нина в своём имени?
– Какую учебную задачу предстоит нам решить вместе с Ниной?
IV. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слова «Нина».
– Посчитайте, сколько клеток в схеме.
– Какой фишкой надо обозначать гласные звуки?
– «Прочитайте» слово. Ведите указкой по схеме звукового состава.
– Выделите первый звук. Произнесите его несколько раз.
– Звук [н’] гласный? (Нет.) Докажите.
– Обозначьте фишкой жёлтого цвета.
– Выделите второй звук. Произнесите его несколько раз.
– Докажите, что он гласный.
– Какой фишкой его обозначим? (Красной.)
Аналогичная работа проводится с остальными звуками.
– Сравните первый и третий звуки.
– Объясните, чем они похожи.
– Запомните: звуки, при произнесении которых во рту возникает преграда, называются согласными.
– Чем отличаются звуки [н], [н’]? (Первый звук произносится твёрдо, а второй – мягко.)
– Запомните: мягкие согласные звуки надо обозначать фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные звуки надо обозначать фишкой синего цвета.
– Замените жёлтые фишки. Расскажите, что вы сделали.
Учащиеся объясняют, учитель проводит замены жёлтых фишек в схеме слова на доске.
– Сколько гласных? Сколько согласных?
– Сколько твёрдых? Сколько мягких? Сколько всего звуков?
2. Игра «Живые звуки».
Учитель вызывает 4 человека и сам распределяет роли для «живых звуков».
– Возьмите со схемы фишку, которая соответствует вашему звуку.
– Идёт на своё место мягкий согласный звук, первый гласный звук, второй гласный звук, твёрдый согласный звук.
– «Звуки», займите свои места в слове «Нина».
Учащиеся строятся так, чтобы получилось слово.
3. Звуковой анализ слова «пила».
– Рассмотрите модель слова. Дайте характеристику каждому звуку.
4. Звуковой анализ слова «санки».
– Сколько клеток в схеме?
– Что это значит? (В слове 5 звуков.)
– «Прочитайте» слово, соотнося произношение и движение указки по схеме.
– Выделите первый звук, назовите его.
– Дайте ему характеристику.
– Какой фишкой обозначим этот звук?
Аналогичная работа проводится с остальными звуками.
– Сколько звуков в слове «санки»?
– Сколько гласных?
– Назовите первый гласный звук.
– Назовите второй гласный звук.
– Сколько согласных звуков?
– Назовите мягкий согласный звук.
5. Игра «Живые звуки». Составление слова из заданных звуков.
– Согласных звуков – 36. Как вы думаете, какие звуки чаще встречаются в речи? (Согласные.)
– Давайте в этом убедимся. Отгадайте загадки и постройте схемы слов-отгадок.
Загадки читают учащиеся.
Под крышей 4 ножки, А на крыше – суп да ложка. (Стол.) | Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (Зонт.) |
На овчарку он похож: Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром. (Зима.) | Роет, роет, Ход подземный строит, Роет – строит ловко Спальню и кладовку. (Крот.) Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.) |
6. Заучивание наизусть стихотворения.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь!
В. Берестов
– Попробуйте объяснить такое поведение согласных.
– Давайте вернёмся к вопросу, что интересного в имени Нина.
– Охарактеризуйте согласные звуки своего имени.
– Постройте цветную звуковую схему.
– Ваши схемы – это почтовые ящики.
Я весёлый почтальон!
Детям я давно знаком!
Много писем и газет
Возит мой велосипед!
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы
Доставляю всех их вам я.
М. Лаписова
– Кто этот почтальон? (Печкин.)
Учитель проверяет составленные схемы имён, на правильные прикрепляет звёздочку-макет.
7. Дифференцированная работа. Составление слова из заданных звуков.
– Назовите предметы. (Лиса, игла, сани, аист.)
– Выделите указанные звуки.
– Соедините их и прочитайте слово. (Лист.)
– Выполните самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать».
V. Итог урока. Рефлексия.
– Встаньте и поприветствуйте королеву Грамоту. Она надела шапку-невидимку.
– Пофантазируйте: какая она – королева Грамота? Нарисуйте её.
– Расскажите ей всё, что вы узнали сегодня, с кем познакомились в её королевстве, какую работу выполнили.
– Нам пора возвращаться. Закройте глаза. Представьте, что вы красивые бабочки и мотыльки. Солнышко печально смотрит вам вслед. Вы возвращаетесь в класс. Открыли глаза. Улыбнулись. Все вернулись? Где же Нина? (Предположения учащихся.)
– Помните, Нина рисовала цветок. Вот он.
Учитель показывает нарисованный цветок с красными, синими и зелёными лепестками.
– Как вы думаете, что обозначают цвета лепестков?
– Каким цветом обозначаются гласные звуки?
– Почему для обозначения согласных необходимо два цвета?
– Какие согласные обозначаются синим цветом? А какие – зелёным?
– Что было для вас самым трудным?
– Попробуйте объяснить, почему.