СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. 9 класс.»

Урок 11. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Основное содержание урока

Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н. М. Карамзина. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «сентиментализм».

I. Слово о писателе

Актуализация имеющихся знаний о Н. М. Карамзине:


— Какой большой исторический труд принадлежит Карамзину?

— При изучении каких литературных произведений на историческую тему вам приходилось обращаться к этому труду Карамзина?

II. Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся:

1. Рождение, детство и юность будущего писателя.

2. Сближение с масонами.

3. Повесть «Евгений и Юлия» (сообщение учащегося).

4. Заграничное путешествие Н. М. Карамзина. «Письма русского путешественника» (сообщение учащегося).

5. Реформа Карамзина в области литературного языка.

6. Журналистская деятельность Карамзина.

7. Повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница».

8. Карамзин — официальный историограф и создатель «Истории государства Российского» (сообщение учащегося).

9. Заслуги Карамзина перед Россией (Приложение 1):

— реформатор прозы, создавший жанр психологической повести;
— реформатор русского литературного языка;
— издатель альманахов и толстых журналов;
— автор великого труда по истории России;
— литератор, показавший пример благородного общественного поведения писателя;
— основоположник сентиментализма в России, сказавший «новое слово» в литературе повестью «Бедная Лиза».

10. Увековечение памяти Карамзина в России.

III. Памятник Карамзину в Симбирске (сообщение учащегося).

IV. Понятие о сентиментализме
Сообщение учителя об английском и французском сентиментализме
 (Л. Стерн, С. Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо).

Чтение статьи учебника «Сентиментализм» и выявление основных черт этого литературного направления в России. (Приложение 2)

— главенствующая особенность «человеческой природы» — чувство;
— герой литературы сентиментализма индивидуализирован, он из демократических слоёв, имеет богатый духовный мир;
— произведения сентиментализма выражают просветительские идеи;
— русские сентименталисты совершенствовали литературный язык, обращаясь к разговорным формам и даже просторечиям.

V. «Бедная Лиза»: сюжет и герои

— Перескажите кратко сюжет повести «Бедная Лиза».

Какие важные особенности повести исчезли при кратком пересказе?

Групповая работа:

Группа 1.

Фрагмент повести с начала до слов «…она поцеловала мать свою».

Прочитайте выразительно начало повести до слов «…и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби»
(чтение может сопровождаться показом старинных иллюстраций с изображениями Симонова монастыря, Данилова монастыря, Воробьёвых гор, дворца в селе Коломенском.

Какие черты описания Москвы указывают, что это произведение сентиментализма?

Перескажите историю Лизиной семьи.

Люди каких социальных слоёв стали героями литературы? Почему?

Прочитайте по ролям эпизод первой встречи Лизы и Эраста
(со слов «Прошло года два после смерти отца Лизы…»  до конца фрагмента).

Сделайте вывод о демократизации русского литературного языка.

Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.

Группа 2.
Фрагмент повести со слов «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей…»  до слов «Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!».

Перескажите отрывок о знакомстве с Лизой и её матерью от лица Эраста.

Какое впечатление произвёл Эраст на Лизу и её мать?

Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Они сидели на траве…»  до слов «…смотрел вслед за нею».

Какие черты сентиментализма отразились в диалоге?

Найдите элементы пейзажа и объясните их смысловую роль.

Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.

Группа 3.
Фрагмент повести со слов «После сего Эраст и Лиза…»  до слов «…надлежало быть последнему свиданию».

Расскажите об отношениях Лизы и Эраста.

Какие соотношения разума и чувства автор считает идеальными?

Как изменились отношения Лизы и Эраста, когда их чувства победили рассудок?

Какую роль играет описание грозы?

Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Наконец пять дней сряду она не видела его…»  до конца фрагмента.

Охарактеризуйте язык диалога и найдите в нём черты сентиментализма.

Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.

Группа 4.
Фрагмент со слов «Эраст хотел проститься и с Лизиной матерью…» до конца повести.

Перескажите кратко сцену прощания героев и их последнюю встречу.

Какие особенности текста исчезают при кратком пересказе?

Какую роль в повести играет мотив денег?

Каково авторское отношение?

Какое значение во фрагменте играет пейзаж?

Прочитайте выразительно три последних абзаца повести.

Какие чувства она может вызвать: грусть, скорбь, иронию и др.? Обоснуйте свой ответ.

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев повести.


Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев повести "Бедная Лиза"

Пункты плана

Лиза

Эраст

1. Происхождение и социальное положение героев

          

          

2. Воспитание героев

          

          

3. Смысл имени героев

          

          

4. Первое упоминание о героях в повести

          

          

5. Портрет; авторская оценка внешности

          

          

6. Пейзажи, времена года, природные явления, связанные с героями, их душевным состоянием

          

          

7. Предметы, характеризующие героев

          

          

8. Поступки, раскрывающие их характеры

          

          

9. Отношение героев к труду, своим близким, любви, друг к другу

          

          

10. Характерные художественные детали

          

          

11. Герои в оценке других персонажей и автора

          

          

12. Выводы

          

          



Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Итоговые вопросы:

Каковы основные черты сентиментализма?

Как они отразились в композиции повести «Бедная Лиза»?

Домашнее задание

Составить краткий конспект статьи учебника «Николай Михайлович Карамзин».

Устно ответить на вопросы 1, 2, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Завершить заполнение цитатной таблицы и составить письменную сравнительную характеристику Лизы и Эраста.

Индивидуальные задания.

Выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Приложение 1

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Н. М. Карамзина

Значение Карамзина в истории России, в ее литературе, культуре и общественной мысли неоценимо. Он явился реформатором прозы, создав жанр психологической повести, реформатором литературного языка, открывшим дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину. Ему принадлежит честь издания альманахов и образцов «толстых» журналов, от литературно-критического до литературно-политического. Он создал великий исторический труд, возвысив ценность исторического документа и продемонстрировав глубокие принципы историзма. Как литератор, он дал пример благородного общественного поведения писателя, независимого в своих суждениях. Неподкупный и сохраняющий собственное достоинство перед лицом сильных мира сего, Карамзин презирал суету и не менял своих взглядов под действием выгодных или модных соображений.

В «Истории...» Карамзин ставил перед собой не только исторические, но и художественные задачи. В ней возник образ эпического повествователя — им стал историк, подобный древнему простодушному летописцу, с высокой ответственностью и гражданским мужеством относившийся к своему труду. В стиле повествования угадываются как черты древнего летописца, так и современного историка-гражданина: «важная простота», величавое течение речи, подчеркнутое архаизмами, афористическая точность и сдержанная эмоциональность. Недаром Пушкин ориентировался в образе Пимена из «Бориса Годунова» не только на образ древнего летописца, но и на образ эпического повествователя в сочинении Карамзина. «Последний летописец» и «первый историк» — таковы проницательные характеристики, данные Пушкиным Карамзину.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а норок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

(По Сиповскому В. В. Очерки по истории русского романа.)

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


Приложение 2

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм (фр. sentimentslisme от англ, sentimental — чувствительный, фр. sentiment — чувство) — течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII века. Наиболее законченное выражение получило в Англии. Главенствующей особенностью «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство.

Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоев, часто простолюдин, у него богатый духовный мир. Сентименталистские мотивы прозвучали в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции сентиментализма получили наиболее полное выражение у Ж.-Ж. Руссо, в России — в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского. В условиях России важнее оказались просветительские тенденции сентиментализма (А. Радищев, Н. Карамзин). Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным формам, вводили просторечие.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.