Технологическая карта урока по русскому языку в 3классе по программе УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Разбор слова по составу.
Урок №11.
Название предмета: русский язык | 3А класс Учитель: Николаева Наталья Алексеевна |
Педагогическая цель | Создать условие для отработки алгоритма разбора слов по составу. |
Тип урока | Повторение и систематизация знаний и способов действий. |
Планируемые результаты (предметные) | Проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такую языковую единицу, как часть слова; контролируют свои действия. |
Личностные результаты | Оценивают свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; адекватно судят о причинах своего успеха\ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Универсальные учебные действия(метапредметные) | Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; устанавливают аналогию и причинно – следственные связи; строят рассуждения, осуществляют отнесение к известным понятиям. Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него; выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что еще нужно усвоить. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Разбор слова по составу с использованием алгоритма. Составление «семьи» слов. |
Оборудование | Для учителя: интерактивная доска(презентация), учебник Русский язык С.В. Ивановой, А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой, 2013, технологическая карта урока. Для учащихся: карточки- схемы, таблицы, учебник |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Вступительное слово учителя (1мин.) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Мы рады приветствовать вас в классе Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло Пусть будет уютно и очень легко, Поручено нам вас сегодня встречать, Но начнем же урок, не будем зря время терять. Добрый день! Начинаем наш урок. Откройте тетради и запишите число. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидульных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость | |
II.Мотивирование к учебной деятельности(организационный момент) (2мин.) | Фронтальная. Словесный. Беседа | Слайд1. Листья кленов пестрой стайкой Тихо – тихо падают. От реки притихшей веет Легкою прохладою.
У.- Ребята, Как вы думаете, о каком времени года это четверостишие? Д.- Это стихотворение об осени. У.- Правильно! Слайд2 (Открывается дерево, на котором висят последние разноцветные листья.) У.- Эти листья не простые. На каждом листочке задание, которое надо выполнить. За правильные ответы вы будете получать маленькие листочки. Для этого нужно разделиться на группы(первая группа-1ряд, вторая группа-2ряд, третьягруппа-3ряд) Чей букет из листьев окажется пышнее? Слайд 3 .- Итак, срываем первый лист. вопросы: Чтобы собрать наше внимание проведем “Разминку для ума”. Я задаю вопросы по очереди командам, а вы быстро отвечаете. – Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется … – Общая часть родственных слов называется … – Как называется третий зимний месяц … – Часть слова без окончания называется … – Назовите слово, противоположное слову враг. Как в русском языке называют такие слова. – Самый короткий месяц в году? – Сколько гласных букв в русском алфавите? – Мойте руки перед … -Молодцы, вы правильно отвечали | Отвечают на вопросы учителя, | Проявляют эмоциональную отзывчивость | |
III.Минутка чистописания (3мин.) | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | - Наше задание для минутки чистописания находится на следующем листочке: Слайд4 Понедельник, пятница, почта, путь | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
IV.Постановка учебной задачи (1мин.) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Ребята, мы проводили “Зарядку для ума” на какую тему было больше всего вопросов? А подскажет вам подсказка! Слайд 5 аволс ватсос (Ответы детей.) Правильно о составе слова. Давайте сформулируем тему урока. (учитель в процессе диалога формулирует тему “Разбор слова по составу”). -На уроке мы с вами повторим все что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, собрав букет из осенних листьев, выполним заданий. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу. Сформированную учителем | |
V.Повторение знаний и способов действий (упражнение 1 и 2 стр. 28 в учебнике) (7мин.) 1.Однокоренные слова | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа со схемой, беседа, упражнение. | (Срываем 3-ий лист) Слайд 6 большой дом ДОМ существо, которое по представлениям суеверных людей обитало в каждом доме прирученные животные (не дикие) маленький город город человек, живущий в городе дом, находящийся за городом Вопросы и задания: к данным корням подберите однокоренные слова с указанным значением. Запишите их, отметьте корни в словах. – Какие части слова помогли образовать новые слова? Отметьте их. Приведите примеры слов с использованными вами суффиксами. | Работают с карточкой - схемой, отвечают на вопросы, выполняют задание | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют речь для регуляции своего действия | Беседа по вопросам, упражнение |
2.Отработка алгоритма разбора слов по составу 3.Нахождение суффиксов в слове (упражнение 3 стр.29 в учебнике) (6мин) | | (срываем 4-ый лист) Слайд 7 Задание: найти суффикс в словах БЕРЕЗКА и СТИРКА. У. Чтобы найти суффикс (Воспользуемся образцом устного рассуждения и пошагово выполним разбор слова по составу: найдем окончание (нет берёзки, подошел к берёзке); найдем корень (берёзовый, берёзонька); найдем часть, которая стоит между корнем и окончанием. Она называется суффиксом.) Найдите суффикс в слове стирка. | Осуществляют разбор слова по составу под руководством учителя. | Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют анализ; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; используют речь для регуляции своего действия. | Упражнение. |
VI.Физкультминутка (3мин.) | Фронтальная | (срываем 5-ый лист) Слайд 8 «Делай с нами, делай как мы»(Презентация). | | Повторяют движения по образцу | Движения под музыку |
VII.Закрепление знаний и способов действий 1.Упражнение 4; стр. 30 (учебник) (5мин.) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа со схемой. | (срываем 6-ой лист) -Выполнить упражнение 4 в учебнике – Посмотрите и скажите, все ли слова в группе имеют данный суффикс? Докажите свой ответ. () Задание: выберите из данных групп слов одно слово с суффиксом, одно с приставкой и разберите их по составу. Проведите самооценку. | Работают со схемой, выполняют упражнение | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; используют речь для регуляции своего действия; проводят самооценку | Упражнение |
2.Работа с таблицей (7мин) 3. Работа по рабочей тетради «Пиши грамотно» | Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа с таблицей | (срываем 7-й лист) Слайд 9 Задание: Составить три новых слова Слайд 10 Ответ: 1) Раскраска 2) Заморозки 3) Походка | Работа с таблицей, Образуют новые слова Выполняют самостоятельно упражнения | Осуществляют анализ, сравнение, классификацию; используют речь для регуляции своего действия; проводят самооценку | упражнение |
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог) (3мин.) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием? – Для чего служит суффикс? - Как вы поступите с информацией, полученной на уроке? На доске картинки с изображением: - все, что пригодится в дальнейшем информацию переработаю
все выброшу Подводим итоги: сравниваем у кого пышный букет. | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Беседа по вопросам. Саморегуляция. |
IX.Домашнее задание. Упражнение 5 стр30 (2мин.) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Учитель объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. Спасибо за урок!!! Слайд 11 | Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |