СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Скелет человека. Осевой скелет

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о строении и функциях частей скелета.

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Скелет человека. Осевой скелет»

Урок биологии человека – 8 класс Скелет человека. Осевой скелет Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Урок биологии человека – 8 класс

Скелет человека. Осевой скелет

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Ответьте на вопросы: Что такое скелет? Какова роль скелета? Какие типы костей вам известны? В чем их особенности? Какова роль органических веществ, входящих в состав кости? Какова роль органических веществ в обеспечении прочности костей? Как происходит рост костей в ширину и толщину? Какие функции выполняет скелет? Какие особенности в строении скелета вы отметили бы как приспособленность к прямохождению?

Ответьте на вопросы:

  • Что такое скелет? Какова роль скелета?
  • Какие типы костей вам известны? В чем их особенности?
  • Какова роль органических веществ, входящих в состав кости?
  • Какова роль органических веществ в обеспечении прочности костей?
  • Как происходит рост костей в ширину и толщину?
  • Какие функции выполняет скелет?
  • Какие особенности в строении скелета вы отметили бы как приспособленность к прямохождению?
СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений   Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища. Добавочный скелет – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

СКЕЛЕТ (skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений

  • Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища.
  • Добавочный скелет – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Отделы скелета Масса скелета 11 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных)

Отделы скелета

Масса скелета 11 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных)

Скелет головы (череп) Череп состоит из 23 костей. Мозговой отдел Лицевой отдел

Скелет головы (череп)

Череп состоит из 23 костей.

  • Мозговой отдел
  • Лицевой отдел
Скелет головы (череп) Череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы чувств, служит местом прикрепления мимических мышц В состав мозгового отдела входят парные кости — височные и теменные; непарные кости — лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды. В лицевой части парные:  верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные . Из непарных самая крупная нижнечелюстная .

Скелет головы (череп)

  • Череп определяет форму головы,
  • защищает головной мозг, органы чувств,
  • служит местом прикрепления мимических мышц

В состав мозгового отдела входят парные кости — височные и теменные; непарные кости лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.

В лицевой части парные: верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные . Из непарных самая крупная нижнечелюстная .

Соединение костей черепа Неподвижное Подвижное    Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость)

Соединение костей черепа

Неподвижное

Подвижное

Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость)

Скелет туловища Череп соединяется с позвоночником, являющимся основой скелета туловища. позвоночник + грудная клетка

Скелет туловища

Череп соединяется с позвоночником, являющимся основой скелета туловища.

позвоночник + грудная клетка

Позвоночник  Позвоночник состоит из 33—34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4—5 копчиковых позвонков.  Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный и поясничный лордозы (изгибы вперед) грудной и крестцовый кифозы (изгибы назад).  Изгибы позвоночника обеспечивают ему упругость, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках. При резких движениях позвоночник пружинит, предохраняя мозг от сотрясения.

Позвоночник

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4—5 копчиковых позвонков. Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный и поясничный лордозы (изгибы вперед) грудной и крестцовый кифозы (изгибы назад).

Изгибы позвоночника обеспечивают ему упругость, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках. При резких движениях позвоночник пружинит, предохраняя мозг от сотрясения.

Позвоночник Отделы позвоночника: шейный (7) грудной (12) поясничный (7) крестец (5) копчик (4-5)

Позвоночник

  • Отделы позвоночника:
  • шейный (7)
  • грудной (12)
  • поясничный (7)
  • крестец (5)
  • копчик (4-5)

Позвонки Позвонки состоят из тела — самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга костные кольца — позвоночный канал для спинного мозга.  позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка Соседние позвонки отделены друг от друга довольно толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночный столб обладает гибкостью.

Позвонки

  • Позвонки состоят из тела — самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга костные кольца — позвоночный канал для спинного мозга.

позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка

Соседние позвонки отделены друг от друга довольно толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночный столб обладает гибкостью.

Грудная клетка Грудина Ребра (12 пар) Грудной отдел позвоночника Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.

Грудная клетка

  • Грудина
  • Ребра (12 пар)
  • Грудной отдел позвоночника

Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.

Сравнение скелета человека и млекопитающего (лошади ) Какие черты сходства вы могли бы отметить? В чем различия и с чем это может быть связано? ОТЛИЧИЯ: Преобразилась вся сложная конструкция костной опоры - позвоночника и таза, уменьшились челюсти. Развился мозг, увеличился мозговой череп, сформировалась рука, как орган труда. Массивными стали кости нижних конечностей.

Сравнение скелета человека и млекопитающего (лошади )

  • Какие черты сходства вы могли бы отметить?
  • В чем различия и с чем это может быть связано?

ОТЛИЧИЯ: Преобразилась вся сложная конструкция костной опоры - позвоночника и таза, уменьшились челюсти. Развился мозг, увеличился мозговой череп, сформировалась рука, как орган труда. Массивными стали кости нижних конечностей.

Скелеты передних конечностей различных позвоночных животных   Какие сходства у всех конечностей? В чем причина различий конечностей разных животных? 1 - человек; 2 - медведь; 3 - кит; 4 - летучая мышь;  5 - летучая мышь; 6 - крот

Скелеты передних конечностей различных позвоночных животных

  • Какие сходства у всех конечностей?
  • В чем причина различий конечностей разных животных?

1 - человек; 2 - медведь;

3 - кит; 4 - летучая мышь; 5 - летучая мышь; 6 - крот

Сравнение формы грудной клетки и таза человека (1,3) и млекопитающего животного (2,4). В чем различия в строении грудной клетки и костей таза человека и млекопитающих животных?

Сравнение формы грудной клетки и таза человека (1,3) и млекопитающего

животного (2,4).

  • В чем различия в строении грудной клетки и костей таза человека и млекопитающих животных?
Сравнение скелета человека и гориллы В чем различия скелета человека и скелета гориллы?

Сравнение скелета человека и гориллы

  • В чем различия скелета человека и скелета гориллы?
Это интересно! Развитие скелета у зародыша человека 1 - скелет 1-4 недельного зародыша, образованный мягкой (перепончатой)  соединительной тканью ( а - пластинка основания черепа, б - зачаток позвоночника, в - зачаток руки, г - зачаток ноги)   2 - хрящевой скелет 8-9 недельного зародыша  3 - костный скелет двухмесячного зародыша  4 - костный скелет четырехмесячного зародыша

Это интересно!

Развитие скелета у зародыша человека

1 - скелет 1-4 недельного зародыша, образованный мягкой (перепончатой)

соединительной тканью

( а - пластинка основания черепа, б - зачаток позвоночника, в - зачаток руки, г - зачаток ноги)

2 - хрящевой скелет 8-9 недельного зародыша 3 - костный скелет двухмесячного зародыша 4 - костный скелет четырехмесячного зародыша

Сделайте вывод о причинах сходства и различия скелетов человека и животных.

Сделайте вывод о причинах сходства и различия скелетов человека и животных.

 В строении скелета человека и животных есть много сходства, что говорит о единстве их происхождения  Различия в их строении связаны с различием в их образе жизни и с прямохождением. Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудом: 1.  Изгибы позвоночника: шейный, поясничный,  грудной, крестцовый. 2.  Грудная клетка расширена в стороны. 3.  Противопоставление большого пальца. 4.  Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде  чаши. 5.  Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних. 6.  Сводчатая стопа. 7.  Мозговой череп преобладает над лицевым.

В строении скелета человека и животных есть много сходства, что говорит о единстве их происхождения

Различия в их строении связаны с различием в их образе жизни и с прямохождением.

Особенности скелета, связанные

с прямохождением и трудом:

1. Изгибы позвоночника: шейный, поясничный, грудной, крестцовый.

2. Грудная клетка расширена в стороны.

3. Противопоставление большого пальца.

4. Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде чаши.

5. Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних.

6. Сводчатая стопа.

7. Мозговой череп преобладает над лицевым.

Задание 1. Укажите соответствие: 1. Осевой скелет туловища. 2. Часть позвоночника, создающая опору тазу. 3. Элемент скелета. 4. Кости, образующие позвоночник. 5. Часть грудной клетки. 6. Опорная структура организма. А) Грудина Б) Кость В) Крестец Г) Позвонки Д) Позвоночник Е) Скелет

Задание 1. Укажите соответствие:

  • 1. Осевой скелет туловища.
  • 2. Часть позвоночника, создающая опору тазу.
  • 3. Элемент скелета.
  • 4. Кости, образующие позвоночник.
  • 5. Часть грудной клетки.
  • 6. Опорная структура организма.
  • А) Грудина
  • Б) Кость
  • В) Крестец
  • Г) Позвонки
  • Д) Позвоночник
  • Е) Скелет

Задание 2. Укажите части грудной клетки  1 – 2 – 3 –  3 2 1

Задание 2. Укажите части грудной клетки

  • 1 –
  • 2 –
  • 3 –

3

2

1

Задание 3. Ответьте на вопросы: 1. Из скольки позвонков состоят копчик и крестец? 2. Какие особенности строения они имеют? 3. Какую функцию они выполняют?  4. Какие части позвоночника относят к кифозам и лордозам?

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  • 1. Из скольки позвонков состоят копчик и крестец?
  • 2. Какие особенности строения они имеют?
  • 3. Какую функцию они выполняют?
  • 4. Какие части позвоночника относят к кифозам и лордозам?
5. Почему позвонки различных отделов позвоночника отличаются формой и размерами?
  • 5. Почему позвонки различных отделов позвоночника отличаются формой и размерами?
Задание 4. Запишите основные функции скелета: 1 – 2 – 3 – 4 – Значение: Опора и сохранение формы тела Защита внутренних органов Кроветворение Участие в минеральном обмене

Задание 4.

Запишите основные функции скелета:

1 –

2 –

3 –

4 –

Значение:

  • Опора и сохранение формы тела
  • Защита внутренних органов
  • Кроветворение
  • Участие в минеральном обмене

Задание 5. Запишите известные вам названия костей скелета: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 - 11 – 12 -

Задание 5.

Запишите известные вам названия костей скелета:

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 -

11 –

12 -

Домашнее задание: § 11 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу.

Домашнее задание:

  • § 11 прочитать,
  • ответить устно на вопросы к параграфу.
До встречи!

До встречи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!