СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12, 10 класс Театральное и музыкальное искусство Античности

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 12,  10 класс

Театральное и музыкальное искусство Античности

Просмотр содержимого документа
«Урок 12, 10 класс Театральное и музыкальное искусство Античности»

Урок 12, 10 класс

Театральное и музыкальное искусство Античности

Музыкальное искусство Античности.
Рождению музыки мы обязаны Древней Греции.
Благодаря грекам стали известны такие понятия: мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония.
Музыка сопровождала греков на шествиях, во время Олимпийских игр, поэтических турниров, театральных представлений.

Музыкальная культура Древнего Рима развивалась во многом под влиянием греческой, позднее сюда стала проникать музыка с Востока, особенно из Сирии и Египта. Этот разностильный сплав вполне отвечал прихотям праздной и роскошной жизни. В первую очередь музыка призвана была пробуждать «изнеженные чувства», веселить, создавать праздничное настроение.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Впервые устанавливалась практика организации музыкальных концертов.

Римская музыка была теснейшим образом связана с лирикой.

Эсхил – отец греческой трагедии
В период зарождения театрального искусства популярны были трагедии.
Содержание: драматический конфликт, мифологические сюжеты  жизни богов, которые вершили судьбы людей.
Преобладали песни хора.
Все роли исполнялись одним актёром. Но потом Эсхил, чтобы держать зрителей в напряжении, вводит второго, а затем и третьего актёра.
Произведения: (90 пьес) – «Персы», «Прикованный Прометей» и др.

Мелодия, гармо́ния — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и логически постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). 

Аристофан – учитель афинского общества.
Творчество Аристофана посвящено комедии.
Сатирический, обличающий смех обращал людей к доброте, любви, взаимопониманию.
Ввёл костюмы.
Произведения:»Всадники», «Облака», «Осы» и др.
В марте, когда все растения цвели, отмечался этот праздник.
Жрец, восседавший в ладье на колёсах, изображал Диониса.
Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождали шествие дифирамбами (Хоровая обрядовая песня).
Строгие судьи решали, какой из хоров пел лучше, и присуждали победителям треножник.
Велика роль музыки в происхождении музыкальных инструментов.
Двойной авлос
Лира 


Еврипид – «философ на сцене».
Содержание: мифологические сюжеты.
Свёл на нет значение хора, песни хора служили лишь фоном для сцен.
Хор выступал в роли музыкального антракта.
Еврипид уделяет больше внимания характерам действующих лиц, психологические переживания, душевный надлом.
Включает бытовые и любовные эпизоды.
Изображал людей такими какие есть в действительности.
Произведения: (90) – «Медея», «Гекуба» и др.

Римская империя жила шумной и беспокойной жизнью, публика постоянно требовала «хлеба и зрелищ». Грандиозные театральные представления, состязания гладиаторов, укрощение диких зверей собирали на трибунах театров и цирков огромное количество зрителей.

Здесь зарождались истоки будущей итальянской комедии дель арте. Искусные актеры – пантомимы, не произнося ни единого слова, могли изобразить до пяти различных образов в различных ситуациях. Они представляли на сцене женские и мужские характеры, играли богов и императоров, полководцев и солдат, старцев и юношей.

Основное достижение пантомимов – владение мастерством телесного перевоплощения, граничащее с фокусничеством.

Выступления пантомимов нередко сопровождались игрой на музыкальных инструментах и хоровым пением.

Одним из замечательных явлений древнегреческой культуры был театр. Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).

Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, тэатрона и скены. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.).

Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Передняя стена скены, имевшей обычно вид колоннады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со временем большое значение в оформлении спектакля.

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрнфельдом.

По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. Она была расположена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом.

Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей.

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла, Фесея и других. Расцвет греческого театрального искусства связан с деятельностью великих драматургов, творивших в VI - V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврипида, великого Гомера и Аристофана, замечательного комедиографа древности.

(на протяжении всего рассказа учащиеся выписывают в словарь новые понятия).

Феспид был первым афинским трагическим поэтом. По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста (второго актера), а младший современник Эсхила Софокл тритагониста (третьего актера) Основные роли исполнял в драме протагонист (первый актер).

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса, актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актерами могли быть только свободнорожденные. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.

Маски проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного.

Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась также борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера.

Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматия (широкий плащ со складками вокруг тела) и хламида (короткий плащ с застежкой на плече). На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера. Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.

Задача греческой трагедии - указать человеку истинный путь, где он может обрести единственно возможную самостоятельность. Таков миф об Эдипе, которому посвящены трагедии Софокла "Царь Эдип" и "Эдип в Колоне". Но уникальность данного мифа в том, что он соединил в себе все ключевые темы эллинской культуры.

Эдип - сын фиванского царя Лая, проклятого богами за совершённые им преступления, и Иокасты. Оракул предрёк Лаю смерть от руки собственного сына. По этому тот приказал проколоть новорождённому младенцу ноги и бросить его в пустынной местности. Однако царский пастух сжалился над ребёнком и отдал его другому пастуху из Коринфа. Тот отнёс мальчика к своему бездетному царю Полибу, который назвал его Эдипом ("с опухшими ногами") и воспитал как своего сына.

Когда Эдип вырос, он узнал от оракула, что судьба уготовила ему страшную участь: убить отца и жениться на матери. Юноша всеми силами, в меру своего разумения, стремится избежать предначертанного. Он уходит от тех, кого (ошибочно) считает своими родителями. Но от судьбы не уйдёшь. На перекрёстке дорог Эдип встречает знатного мужа со слугами. Этот человек повёл себя заносчиво. Завязалась драка, и Эдип убил оскорбителя (не зная, что это и был его отец Лай).

Продолжая странствия, Эдип встретил недалеко от Фив Сфинкс - чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы, насланное богиней Герой на Фивы. Оно задавало каждому прохожему вопрос и не ответившего на него убивало. Многие фиванцы приняли смерть от этого существа (чей облик символизировал собой природную стихийность и бесформенность). Правитель Фив Креонт пообещал тому, кто отгадает загадку Сфинкс, престол в Фивах и руку своей сестры Иокасты - вдовы Лая. Эдип решился на встречу с чудовищем. Вопрос звучал так: "Кто утром ходит на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх?". Мудрый Эдип ответил: "Человек", - и разгадал загадку. (В младенчестве человек ползает на четвереньках, а на закате жизни опирается на палку - "третью ногу".) Так разум восторжествовал над природной стихией и подчинил её. Теперь уже Сфинкс предстояло умереть. Однако, прежде чем броситься в пропасть и погибнуть, чудовище предсказывает Эдипу его судьбу: "Ты сейчас торжествуешь, а себя-то самого ты не знаешь. Твоё будущее ужасно".

Не поверив в пророчество, Эдип получает обещанную награду - становится царём Фив и мужем Иокасты, не ведая, что это его мать. От брака родились дочери Антигона и Исмена и сыновья Этеокл и Полиник. Казалось бы, Эдип достиг вершины счасть я. Здесь-то и настигает его рок, карая за са мо до вольство и гордыню. На Фивы обрушилась чума (трагедия "Царь Эдип" была написана после чумы в Афинах). Прорицатель Тиресий сообщил, что причиной эпидемии является кара богов за убийство царя Лая. Эдип говорит, что сам покарает виновного. Но вот выясняется ужасная правда: он и есть убийца отца и муж собственной матери. Свершилось предначертанное судьбой. Не вынеся позора, Иокаста повесилась. Сам Эдип выколол себе глаза и отправился в добровольное изгнание. Проклятие, наложенное богами на его род, перешло к сыновьям, начавшим братоубийственную войну за власть над Фивами.

В отношении же самого Эдипа весы судьбы качнулись в другую сторону. Чаша его скорби была переполнена, и боги сжалились над ним. Сопровождаемый верной дочерью Антигоной, Эдип достиг пригорода Афин Колона, где боги даровали ему праведность и святость. У Эдипа появляется пророческий дар. Оракул говорит, что теперь на нём не скверна, а благодать. Место пребывания святого, а также место, где когда-нибудь упокоится его тело, - под защитой богов. Так, исполнив по собственной воле над собой приговор, человек преодолевает рок, тяготевший над ним. Эдип осознаёт свои границы, свою наивную самоуверенность, но и свои подлинные возможности. Ослепив себя и смирившись с судьбой, он обретает духовную зрячесть.

5. Учитель: Сегодня мы побывали в древнегреческом театре, узнали много о его архитектуре, деятельности актеров, сами побывали на месте древнегреческих лицедеев.

Дом. Задание: параграф 11, стр.103-109, прочитать, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!