СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12. А. БАРТО «КАТЯ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: способствовать расширению читательского кругозора, отработке навыков правильного, осознанного и выразительного чтения, развитию умения соотносить пословицы с произведениями; создать условия для обучения правильному называнию произведения; содействовать воспитанию уважения к труду, людям труда

Просмотр содержимого документа
«Урок 12. А. БАРТО «КАТЯ».»

Урок 12. А. Барто «Катя»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: способствовать расширению читательского кругозора, отработке навыков правильного, осознанного и выразительного чтения, развитию умения соотносить пословицы с произведениями; создать условия для обучения правильному называнию произведения; содействовать воспитанию уважения к труду, людям труда

Планируемые результаты

Предметные: правильно называют произведение (книгу); сравнивают стихотворения различных жанров; выделяют главную мысль произведения

Метапредметные:

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевое высказывание, рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; самостоятельно создают способы решения творческого задания;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;

коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: выставка книг А. Барто, сигнальные карточки настроения


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

Тихо сели

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Повторение: фольклор, произведения фольклора

– Дополните предложения.

На доске запись:

Фольклор – это устное…

Фольклор – это…

Игра «Собери пословицу».

За двумя зайцами погонишься –

Как волка ни корми,

Готовь сани летом,

Любишь кататься –

Назвался груздем –

а телегу зимой.

люби и саночки возить

а он все в лес глядит

полезай в кузов

ни одного не поймаешь


Отвечают на вопросы учителя.









Работают над пословицами

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

II. Постановка учебной
задачи

– Откройте учебники на с. 33. Прочитайте название нового раздела.

– Как вы думаете, о чем и о ком будете читать?



– Мы будем читать произведения о детях


III. Работа над новым материалом.

1. Рассказ
учителя
о А. Барто

– Начинает эту страницу произведение автора, с которым вы познакомились еще до школы, – А. Барто.

С творчеством этого поэта мы неоднократно встречались на уроках литературного чтения. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого замечательного детского автора.

Агния Львовна Барто была очень веселым и добрым человеком, потому, что все ее произведения проникнуты такой верой в силу добра, что представить ее другой просто невозможно. Она любила детей, а они отвечали ей взаимностью. Своими учителями А. Л. Барто считала С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Основной особенностью ее творчества является умение заглянуть в потаенные уголки детской души, «подслушать» разговоры детей о жизни, их желаниях и интересах. По произведениям Барто, посвященным детям, можно изучать речь, мышление, фантазию.
А. Л. Барто писала о детях и для детей: рассказывала им
о родной стране, природе, правилах поведения и многих других важных вещах

Внимательно слушают учителя

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа
учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.

Ориентируются в своей системе знаний

2. Выставка книг А. Барто

Перед вами выставка книг А. Барто. Многие из них вам уже знакомы. Но есть и такие произведения, которые вам предстоит еще прочесть. Все эти книги ждут вас на полках нашей библиотеки

Рассматривают выставку книг

3. Первичное чтение и восприятие текста

(А. Барто
«Катя»)

– Сегодня на уроке мы с вами прочитаем стихотворение «Катя».

– Прочитайте произведение самостоятельно. Работать нужно так, чтобы не мешать своим товарищам. Тот, кто уже прочитал, может перечитать еще раз и подумать над заданием к тексту.

– Кому понравилось это произведение?

– Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

– Выполните модель данного произведения.



– Проверьте свою работу по образцу (на доске).

– Что вы читали?




Вспоминают правила работы
на уроке.



– А. Барто «Катя».

На отдельных листочках обозначают «заместителями» жанр и тему произведения.


– Мы читали стихотворение
А. Барто о детях «Катя»

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

4. Повторное чтение стихо-творения



– Какой вы представляете себе Катю?


Поочередно читают сильные учащиеся, потом – остальные.

– Катя – ленивая девочка, не хочет трудиться. Гуляет с подружками, сидит на скамейке, ждет, когда можно будет воспользоваться плодами чужого труда

5. Беседа по содержанию прочитанного

– Как автор относится к девочке?

– А как вы считаете: правильно поступала Катя или нет? Хотелось бы вам быть на нее похожими?

– Рассмотрите иллюстрацию к произведению и найдите
в стихотворении строки, соответствующие ей


– Нет, Катя поступала неправильно: нужно помогать старшим, трудиться.

– Таскали мы с бабушкой полные лейки, А Катя сидела в саду на скамейке

Физкультминутка

– Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем 

(Дети встают из-за парт)

И немножко отдохнем.

(Потягиваются.)

Вправо, влево повернитесь.

(Повороты вправо и влево.)

Наклонитесь, поклонитесь!

(Наклон вперед, еще ниже наклон.)

Руки вверх и руки вбок.

(Руки вверх, руки вбок.)

И на месте прыг да скок! 

(Прыгают на месте.)

А теперь бегом вприпрыжку.

(Бег на месте.)

Молодцы, девчонки и мальчишки!

(Тихо садятся.)

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Первичное чтение и восприятие текста
(Б. Заходер
«Перемена»)

Дополнительное чтение.

– А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (хрестоматия, с. 59).

– Понравилось вам это произведение?

– Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Покажите
(карточкой настроения).

– Стихотворение юмористическое. Юмор – добродушная насмешка над каким-либо вызывающим улыбку поведением или поступком человека.

– О ком это стихотворение?


Внимательно слушают.








– Это стихотворение о мальчике Вове, который плохо ведет себя
в школе

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

7. Аналитическое чтение

Чтение сложных по структуре слов.

Слова записаны на доске:

Непременно, продремавший, несомненно, подзатыльник.

– Объясните значение слова бедовый




Объясняют значение слова

8. Повторное чтение стихо-творения, выполнение задания

– Найдите в тексте слова-действия, которые относятся
к герою.






– Как вы думаете, что хотел сказать автор этого произведения?


– Какие правила поведения в школе вы знаете?

– Вылетает, сбивает, переделал кучу дел, поставил три подножки, прокатился кувырком, на перила сел верхом, шлепнулся, получил подзатыльник, дал сдачи, попросил списать, сделал все, что мог, плетется, вздыхает.

– Автор хотел обратить наше внимание на то, что Вова неправильно ведет себя в школе.

– Мы должны на уроках работать, а на перемене отдыхать. Вова же ходит в школу лишь для того, чтобы проказничать

IV. Итог
урока. Рефлексия

– Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок литературного чтения. Понравились ли вам стихи А. Барто? Мотивируйте свой ответ.

– Сделайте вывод: о ком и для кого писала свои произведения А. Барто? 

– Сравните произведения, с которыми мы сегодня познакомились


Отвечают на вопросы.


– О детях и для детей.


– Оба произведения схожи по жанру и теме

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Прочитать выразительно стихотворение А. Барто, показывая свое отношение к детям и Кате; выполнить задания 1, 3 в тетради (с. 15).

По желанию: подготовить рассказ о Кате

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (ини-циативное сотрудничество)


Ресурсный материал

Агния Барто

Агния Львовна Барто родилась в начале XX века, 17 февраля 1906 года.

Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие веселые стихи писать?».

«Сколько живу, а школы такой не встречала», – смеясь отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было еще в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто это не о них, а ком-то другом сочинили эти эпиграммы…

Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был ее отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен И. Крылова, а выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния Барто была совсем маленькой и не умела ещё читать, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи.

Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Агния Барто было тогда 19 лет. Стихи Агнии Барто понравились читателям. В каждой библиотеке есть теперь её книги: «Игрушка, «Младший брат», «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой ходим парой», «Звенигород», «За цветами в зимний лес», «Переводы с детского» и многие другие.

Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети разоблачили Агнию Львовну.

– Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.

– Да, – смущенно ответила писательница.

– А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…

С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы ее узнавали. Зато она встречалась со своими читателями в детских библиотеках и школах. Часто, приезжая на выступления, Агния Барто предлагала:

– Я прочитаю лишь первую строчку, а вы сами продолжите остальное.

Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла А. Л. Барто в возрасте 75 лет, в 1981 году.

Агния Львовна писала не только стихи. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Это «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».

Многие стихотворения Агния Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Лёшенька, Лёшенька…», «Полезная коза» и другие.

С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать по радио. А. Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной. А началась эта работа ещё в 1947 году, когда была напечатана поэма Агнии Барто «Звенигород» – в ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме. Именно эта поэма послужила началом работы по воссоединению семей, разлученных войной. Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи «Найти человека». Позже Агния Барто написала книгу о людях, разлучённых войной и нашедших друг друга благодаря этой радиопередаче.

Есть у Агнии Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» А. Барто побывала во многих странах, и всюду она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов» – так она в шутку их называла. «Переводы с детского» – это стихи Агния Барто, написанные ею от имени детей, чье творчество она изучала во время своих поездок по разным странам.

«Игра в слова»

Дети (6 человек) читают стихотворение А. Барто «Игра в слова».

Ведущий читает стихотворение «Шуточка про Шурочку», дети произносят повторяющуюся строчку: «Шурочка, Шурочка».

Или читает стихотворение «Резиновая Зина», дети в нужный момент произносят слова «Резиновая Зина».

Ведущий читает стихотворение «Олень», делая нужные паузы:

Не заснёт Сережка,

Он разглядывает лёжа

Тонконого оленя

На лужайке вдалеке –

Тонконого оленя

Высоко на потолке.

Он красивый, величавый,

Он стоит, подняв… (рога),

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются… (луга).

Встал Серёжа на… (коленки),

Поглядел на потолок,

Видит – трещинки на… (стенке).

Удивился он и лег.

Сказал на следующий… (день),

Когда открыли шторы:

– Я знаю, это был… (олень),

Но он умчался в горы.

Слова: рога, луга, коленки, стенке, день, олень – написаны на листе бумаги.

Дети должны найти нужные слова и добавить их в конце строчек.

Кроссворд

– Заполните клеточки кроссворда «Агния Барто» подходящими словами. Эти слова – названия стихотворений А. Барто. Слова написаны на плакатах.

Квартет, рыцари, очки, двояшки, снегирь, обида, помощница, Сонечка, болтунья, веревочка.

Агния Барто

р

с


о

д





б

п

ы

н

С

ч

в



к

в

о

о

ц

е

о

к

о


о

в

е

л

м

а

г

н

и

я


б

а

р

т

о

р

и

е


ш


и

р

е

у

щ

и

р

ч


к


д

т

в

н

н


ь

к


и


а

е

о

ь

и



а





т

ч

я

ц









к


а









а



Викторина «Пословицы и поговорки из стихотворений А. Барто»

– Многие строчки из стихотворений А. Барто звучат как пословицы или поговорки, вспомните, из каких они стихотворений:

Не завидуйте другому,

Даже если он в очках.

(«Очки».)

Мы с Тамарой

Ходим парой.

(«Мы с Тамарой».)

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда.

(«Болтунья».)

Когда в товарищах согласья нет,

Не прочитать им и квартет.

(«Квартет».)

Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или я...

(Мама или я?».)

Всё я делаю для мамы…

(«Разлука».)

Нечего кичиться,

Все должны учиться!

(«Жил на свете Ванечка».)


Если с пламенным призывом

Ты спешишь к кому-нибудь,

Ты и сам не будь ленивым,

Сам проснуться не забудь!

(«Про одного горниста».)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя