Урок 12. А. Барто «Катя»
Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: способствовать расширению читательского кругозора, отработке навыков правильного, осознанного и выразительного чтения, развитию умения соотносить пословицы с произведениями; создать условия для обучения правильному называнию произведения; содействовать воспитанию уважения к труду, людям труда |
Планируемые результаты |
Предметные: правильно называют произведение (книгу); сравнивают стихотворения различных жанров; выделяют главную мысль произведения | Метапредметные: познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевое высказывание, рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; самостоятельно создают способы решения творческого задания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением |
Образовательные ресурсы: выставка книг А. Барто, сигнальные карточки настроения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Закончилась перемена, Прозвенел звонок. И мы начинаем Чтения урок. Тихо сели | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Повторение: фольклор, произведения фольклора | – Дополните предложения. На доске запись: Фольклор – это устное… Фольклор – это…  Игра «Собери пословицу». За двумя зайцами погонишься – Как волка ни корми, Готовь сани летом, Любишь кататься – Назвался груздем – | а телегу зимой. люби и саночки возить а он все в лес глядит полезай в кузов ни одного не поймаешь | | Отвечают на вопросы учителя. Работают над пословицами | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
II. Постановка учебной задачи | – Откройте учебники на с. 33. Прочитайте название нового раздела. – Как вы думаете, о чем и о ком будете читать? | – Мы будем читать произведения о детях | |
III. Работа над новым материалом. 1. Рассказ учителя о А. Барто | – Начинает эту страницу произведение автора, с которым вы познакомились еще до школы, – А. Барто. С творчеством этого поэта мы неоднократно встречались на уроках литературного чтения. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями этого замечательного детского автора. Агния Львовна Барто была очень веселым и добрым человеком, потому, что все ее произведения проникнуты такой верой в силу добра, что представить ее другой просто невозможно. Она любила детей, а они отвечали ей взаимностью. Своими учителями А. Л. Барто считала С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Основной особенностью ее творчества является умение заглянуть в потаенные уголки детской души, «подслушать» разговоры детей о жизни, их желаниях и интересах. По произведениям Барто, посвященным детям, можно изучать речь, мышление, фантазию. А. Л. Барто писала о детях и для детей: рассказывала им о родной стране, природе, правилах поведения и многих других важных вещах | Внимательно слушают учителя | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний |
2. Выставка книг А. Барто | Перед вами выставка книг А. Барто. Многие из них вам уже знакомы. Но есть и такие произведения, которые вам предстоит еще прочесть. Все эти книги ждут вас на полках нашей библиотеки | Рассматривают выставку книг |
3. Первичное чтение и восприятие текста (А. Барто «Катя») | – Сегодня на уроке мы с вами прочитаем стихотворение «Катя». – Прочитайте произведение самостоятельно. Работать нужно так, чтобы не мешать своим товарищам. Тот, кто уже прочитал, может перечитать еще раз и подумать над заданием к тексту. – Кому понравилось это произведение? – Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. – Выполните модель данного произведения. – Проверьте свою работу по образцу (на доске). – Что вы читали? | Вспоминают правила работы на уроке. – А. Барто «Катя». На отдельных листочках обозначают «заместителями» жанр и тему произведения. – Мы читали стихотворение А. Барто о детях «Катя» | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
4. Повторное чтение стихо-творения | – Какой вы представляете себе Катю? | Поочередно читают сильные учащиеся, потом – остальные. – Катя – ленивая девочка, не хочет трудиться. Гуляет с подружками, сидит на скамейке, ждет, когда можно будет воспользоваться плодами чужого труда |
5. Беседа по содержанию прочитанного | – Как автор относится к девочке? – А как вы считаете: правильно поступала Катя или нет? Хотелось бы вам быть на нее похожими? – Рассмотрите иллюстрацию к произведению и найдите в стихотворении строки, соответствующие ей | – Нет, Катя поступала неправильно: нужно помогать старшим, трудиться. – Таскали мы с бабушкой полные лейки, А Катя сидела в саду на скамейке |
Физкультминутка | – Я предлагаю вам немного отдохнуть. Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают из-за парт) И немножко отдохнем. (Потягиваются.) Вправо, влево повернитесь. (Повороты вправо и влево.) Наклонитесь, поклонитесь! (Наклон вперед, еще ниже наклон.) Руки вверх и руки вбок. (Руки вверх, руки вбок.) И на месте прыг да скок! (Прыгают на месте.) А теперь бегом вприпрыжку. (Бег на месте.) Молодцы, девчонки и мальчишки! (Тихо садятся.) | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
6. Первичное чтение и восприятие текста (Б. Заходер «Перемена») | Дополнительное чтение. – А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (хрестоматия, с. 59). – Понравилось вам это произведение? – Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Покажите (карточкой настроения). – Стихотворение юмористическое. Юмор – добродушная насмешка над каким-либо вызывающим улыбку поведением или поступком человека. – О ком это стихотворение? | Внимательно слушают. – Это стихотворение о мальчике Вове, который плохо ведет себя в школе | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы |
7. Аналитическое чтение | Чтение сложных по структуре слов. Слова записаны на доске: Непременно, продремавший, несомненно, подзатыльник. – Объясните значение слова бедовый | Объясняют значение слова |
8. Повторное чтение стихо-творения, выполнение задания | – Найдите в тексте слова-действия, которые относятся к герою. – Как вы думаете, что хотел сказать автор этого произведения? – Какие правила поведения в школе вы знаете? | – Вылетает, сбивает, переделал кучу дел, поставил три подножки, прокатился кувырком, на перила сел верхом, шлепнулся, получил подзатыльник, дал сдачи, попросил списать, сделал все, что мог, плетется, вздыхает. – Автор хотел обратить наше внимание на то, что Вова неправильно ведет себя в школе. – Мы должны на уроках работать, а на перемене отдыхать. Вова же ходит в школу лишь для того, чтобы проказничать |
IV. Итог урока. Рефлексия | – Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок литературного чтения. Понравились ли вам стихи А. Барто? Мотивируйте свой ответ. – Сделайте вывод: о ком и для кого писала свои произведения А. Барто? – Сравните произведения, с которыми мы сегодня познакомились | Отвечают на вопросы. – О детях и для детей. – Оба произведения схожи по жанру и теме | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Прочитать выразительно стихотворение А. Барто, показывая свое отношение к детям и Кате; выполнить задания 1, 3 в тетради (с. 15). По желанию: подготовить рассказ о Кате | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (ини-циативное сотрудничество) |
Ресурсный материал
Агния Барто
Агния Львовна Барто родилась в начале XX века, 17 февраля 1906 года.
Когда Агния Львовна уже стала известной писательницей, ребята часто спрашивали её: «В какой школе учат такие веселые стихи писать?».
«Сколько живу, а школы такой не встречала», – смеясь отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной московской школе. Там же и начала писать стихи. Это было еще в младших классах. Серьёзные это были стихи, о принцах и принцессах. И лишь позже, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты весёлые стихи – эпиграммы о своих подружках. Они читали и громко смеялись, как будто это не о них, а ком-то другом сочинили эти эпиграммы…
Самым строгим ценителем первых сочинений Агнии Барто был ее отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный врач. Он очень любил читать, знал наизусть множество басен И. Крылова, а выше всех писателей ставил Льва Толстого. Когда Агния Барто была совсем маленькой и не умела ещё читать, он подарил ей книгу под названием «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой». С помощью этой книги и других серьёзных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо «правильно» писать стихи. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи.
Прошло несколько лет, и Агния поняла, что поэзия, стихи для неё важнее. И в 1925 году вышла в свет её первая книжка. Агния Барто было тогда 19 лет. Стихи Агнии Барто понравились читателям. В каждой библиотеке есть теперь её книги: «Игрушка, «Младший брат», «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой ходим парой», «Звенигород», «За цветами в зимний лес», «Переводы с детского» и многие другие.
Агнию Барто часто можно было увидеть среди ребят. Обычно она посещала те школы, где её не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. В классе Агния Львовна наблюдала за ребятами, сидя рядом с ними. Но однажды дети разоблачили Агнию Львовну.
– Вы в гороно работаете? – спросила её соседка по парте.
– Да, – смущенно ответила писательница.
– А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали…
С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы ее узнавали. Зато она встречалась со своими читателями в детских библиотеках и школах. Часто, приезжая на выступления, Агния Барто предлагала:
– Я прочитаю лишь первую строчку, а вы сами продолжите остальное.
Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.
Всю жизнь Агния Барто посвятила детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. Умерла А. Л. Барто в возрасте 75 лет, в 1981 году.
Агния Львовна писала не только стихи. Ею написано несколько сценариев для кинофильмов. Это «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и верёвочка», «Алёша Птицын вырабатывает характер».
Многие стихотворения Агния Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Лёшенька, Лёшенька…», «Полезная коза» и другие.
С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать по радио. А. Л. Барто вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разделенных войной. А началась эта работа ещё в 1947 году, когда была напечатана поэма Агнии Барто «Звенигород» – в ней рассказывалось о детях, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны и живущих в детском доме. Именно эта поэма послужила началом работы по воссоединению семей, разлученных войной. Часто люди, потерявшие свои семьи в раннем детстве, не помнили ничего о своих родных, не знали даже своего настоящего имени и года рождения. Но сохранились в уголках их детской памяти отрывочные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи «Найти человека». Позже Агния Барто написала книгу о людях, разлучённых войной и нашедших друг друга благодаря этой радиопередаче.
Есть у Агнии Барто еще одна необычная книга. Называется она «Переводы с детского» А. Барто побывала во многих странах, и всюду она привозила детские стихи, стихи «невеликих поэтов» – так она в шутку их называла. «Переводы с детского» – это стихи Агния Барто, написанные ею от имени детей, чье творчество она изучала во время своих поездок по разным странам.
«Игра в слова»
Дети (6 человек) читают стихотворение А. Барто «Игра в слова».
Ведущий читает стихотворение «Шуточка про Шурочку», дети произносят повторяющуюся строчку: «Шурочка, Шурочка».
Или читает стихотворение «Резиновая Зина», дети в нужный момент произносят слова «Резиновая Зина».
Ведущий читает стихотворение «Олень», делая нужные паузы:
Не заснёт Сережка, Он разглядывает лёжа Тонконого оленя На лужайке вдалеке – Тонконого оленя Высоко на потолке. | Он красивый, величавый, Он стоит, подняв… (рога), А вокруг темнеют травы, Расстилаются… (луга). Встал Серёжа на… (коленки), Поглядел на потолок, Видит – трещинки на… (стенке). | Удивился он и лег. Сказал на следующий… (день), Когда открыли шторы: – Я знаю, это был… (олень), Но он умчался в горы. |
Слова: рога, луга, коленки, стенке, день, олень – написаны на листе бумаги.
Дети должны найти нужные слова и добавить их в конце строчек.
Кроссворд
– Заполните клеточки кроссворда «Агния Барто» подходящими словами. Эти слова – названия стихотворений А. Барто. Слова написаны на плакатах.
Квартет, рыцари, очки, двояшки, снегирь, обида, помощница, Сонечка, болтунья, веревочка.
Агния Барто
р | с | | о | д | | | | | б | п |
ы | н | С | ч | в | | | к | в | о | о |
ц | е | о | к | о | | о | в | е | л | м |
а | г | н | и | я | | б | а | р | т | о |
р | и | е | | ш | | и | р | е | у | щ |
и | р | ч | | к | | д | т | в | н | н |
| ь | к | | и | | а | е | о | ь | и |
| | а | | | | | т | ч | я | ц |
| | | | | | | | к | | а |
| | | | | | | | а | | |
Викторина «Пословицы и поговорки из стихотворений А. Барто»
– Многие строчки из стихотворений А. Барто звучат как пословицы или поговорки, вспомните, из каких они стихотворений:
Не завидуйте другому, Даже если он в очках. («Очки».) Мы с Тамарой Ходим парой. («Мы с Тамарой».) А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда. («Болтунья».) | Когда в товарищах согласья нет, Не прочитать им и квартет. («Квартет».) Непонятно, кто из нас Поступает в первый класс: Мама или я... (Мама или я?».) Всё я делаю для мамы… («Разлука».) | Нечего кичиться, Все должны учиться! («Жил на свете Ванечка».) Если с пламенным призывом Ты спешишь к кому-нибудь, Ты и сам не будь ленивым, Сам проснуться не забудь! («Про одного горниста».) |