СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12. М. Горький: жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ "Макар Чудра". 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя; обобщить знания об особенностях реализма как литературного направления; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 12. М. Горький: жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ "Макар Чудра". 11 класс.»

УРОК № 12
Тема: Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств
.

Цель:
 сформировать у учащихся понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя; обобщить знания об особенностях реализма как литературного направления; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитать стремление к свободе мыслей, чувств, любовь к красоте мира.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Макар Чудра», иллюстрации к рассказу, портрет молодого Максима Горького.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа с использованием
интерактивного приёма «Микрофон»


• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?

• В каких произведениях русской литературы рубежа XIX–XX вв. нашла наиболее яркое художественное воплощение эпоха войн и революций? Какие образы представляются вам символами этой эпохи?

• Как соотносятся понятия «Серебряный век» и «русская культура рубежа
веков»?

• В чём принципиальное отличие поэзии Серебряного века от поэзии Золотого века?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Горький вошёл в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» являются прекрасными образцами романтизма нового этапа. Автор хорошо знает традиции русской классической литературы, произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, но, живя в другую эпоху, Горький создаёт свой особый пафос на традиционном материале.

Романтические герои писателя — это много повидавшие на своём веку цыган Макар Чудра, старуха Изергиль и герои их легенд Зобар и Радда, Ларра и Данко. Ранние рассказы Алексея Максимовича явились яркой страницей в его творчестве и в классической русской литературе в целом. Красота и свежесть авторской речи завораживает, заставляет задуматься о смысле бытия. А фраза Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам…» стала абсолютной истиной.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя
с постановкой проблемных вопросов


— А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный порядок размечтался о бродягах, ворах… цыганах, контрабандистах?».

• Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?

А. Н. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную, свободную, радостную, полную волнующих предчувствий… И в этом была правда большая, чем правда обыденности».

Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко в обращении к писателю: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому даётся. А самое хорошее в этом то, что Вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — но, подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»

Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «…надо показать людей так, чтобы они видели себя преображёнными, лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят быть… это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».

• Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.

• Что можно добавить к такому определению романтизма:
«Романтизм, если определить его в самой общей форме,— это художественный метод, основанный на стремлении… найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать жизнь в её самых острых и драматических моментах»?

• Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя и окружающее общество.

Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами. Вспомните: романтический герой, как правило, не искал счастья в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Ознакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Максима Горького

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Максима Горького.

• Какие факты биографии писателя нашли отражение в его творчестве?



Хронологическая таблица
жизни и творчества Максима Горького

Дата

Событие

1868

Родился в Нижнем Новгороде

1877

Поступил в начальное училище

1879–1883

Работал в обувном магазине учеником, затем учеником чертёжника, затем посудником на пароходе

1883

Казань. Работал пекарем. Сближение с революционерами

1888

Нижний Новгород. Первый арест

1891

Посетил Царицын, Донскую область, Украину, Бессарабию, Крым, Кавказ

1892

Напечатан первый рассказ «Макар Чудра»

1894

«Дед Архип и Лёнька»

1895

Написаны рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль»

1898

Напечатаны две книги рассказов

1899

Напечатан роман «Фома Гордеев»

1901–1902

Написаны «Песня о Буревестнике», пьесы «Мещане», «На дне».
Арест, высылка из Нижнего Новгорода. Художественный театр ставит пьесы «Мещане», «На дне».
Избрание почётным академиком по разряду изящной словесности, но по требованию царя Николая II выборы признаны недействительными

1905

Участие в революционных событиях 9 января

1906

Эмиграция: Америка, Италия (Капри)

1913

Возвращение в Россию

1921–1931

Лечение за границей (Германия, Италия)

1925–1936

Роман «Жизнь Клима Самгина» (не окончен)

1931

Возвращение в СССР

1934

Выступление на I съезде советских писателей

1936

Смерть в Горках


3. Слово учителя

— Первым ярким произведением, с которым Горький вошёл в литературу, стал «Макар Чудра».

Горький передал легенду, услышанную во время своих странствий по Средней и Южной России. Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь Максим Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы.

Небольшой по объёму рассказ поражает богатством и глубиной заключённых в нём мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно:
«Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…»

Эта легенда о влюблённых в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке.

4. Аналитическая беседа
(с опорой на текст рассказа)

• Дома вы прочитали рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой?

• Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

• Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?

• В чём выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?

• Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?

• Как вы понимаете слова Макара Чудры: «…Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?

• Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие?
Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью естественно?

• Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она на это пошла?

• Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос о позиции автора отвечает концовка рассказа?

• Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после её смерти? Почему остался одиноким Макар Чудра?

• Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и лиризм повествования.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Что привлекает в героях ранних произведений Горького? Что в этих героях вызывает неприятие?
• Какие черты романтизма и реализма вы можете отметить в ранней прозе Горького?

2. Заключительное слово учителя

— Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, который ещё не знает, куда её применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой.

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…»

Здесь каждый из героев хочет доказать своё превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными,
молодыми и несломленными.

Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе «Макар Чудра», получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Его герой — человек действия, и это главное.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ Максим Горького «Старуха Изергиль».

2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить пересказ легенд о Ларре, Данко и библейской истории о Моисее.




Источник
: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!