Урок 12
Тема. М. Ю. Лермонтов. Отражение трагической судьбы поэта в его творчестве. Стихотворение «Ангел»
Цели урока:
расширить знания учащихся о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; показать истоки грусти и тоски в ранней лирике поэта, его стремление к гармонии, красоте, согласию с миром; выявить нравственные ценности, утверждаемые в лирике;
способствовать развитию у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений, анализа поэтического текста;
прививать любовь к классической поэзии.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, репродукция картины Леонардо да Винчи «Благовещение», репродукция картины М. Врубеля «Ангел с кадилом и свечой», рабочие листы для каждого учащегося, толковый словарь.
Эпиграф:
Всегда кипит и зреет что-нибудь / В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь. / Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка;
И всё боюсь, что не успею я / Свершить чего-то!..
М. Ю. Лермонтов, 1831
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ ТПЗ и У по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Профессор Ираклий Андронников сказал об этом человеке: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
Поэтическая разминка. (Цель: настроиться на «лирический» лад, выявить знание поэтического текста, нацелить на обозначение темы урока.) Продолжи строчки:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром...»;
«Белеет парус одинокий...»;
«Тучки небесные, вечные странники...»;(Степью лазурною, цепью жемчужною)
«На севере диком стоит одиноко...»; (на голой вершине сосна)
«Играют волны — ветер свищет...»;
«А он, мятежный, просит бури...»;
«Кто же вас гонит: судьбы ли решение?..» (зависть ли тайная, злоба ль открытая)
IV. Ориентировочно-мотивационный этап
— Ребята, мы не случайно провели эту разминку: она поможет вам догадаться о теме нашего урока. Итак, как вы думаете, о ком и о чём сегодня будет идти речь? Отрывки из чьих произведений прозвучали?
1. Запись темы урока.
2. Работа с эпиграфом.
Как вы понимаете слова самого автора? Что хотел донести до нас поэт?
Вспоминая детские годы, Лермонтов писал:
Я сын страданья. Мой отец / Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя; / От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском, / Младая ветвь на пне сухом. «Стансы» (1831)
V. Усвоение новых знаний
1. Работа с учебным пособием (чтение материала (с. 52).
2. Слово учителя.
— На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни — всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
Ранние стихотворения поэта – своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека.
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов в своём творчестве создаёт уникальную философскую концепцию одиночества.
Одиночество лирического героя не навязано ему миром, оно избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не нужны ему. В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
— Лермонтов писал стихи, чтобы душой с другими поделиться. Что же такое душа? Перед вами лежат рабочие листы. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование даёт нам С. И. Ожегов. (Душа — внутренний, психический мир человека, его сознание.)
Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями! Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Ангел», которое позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свои души.
VI. Изучение стихотворения «Ангел»
1. Комментарий учителя.
Стихотворение «Ангел» (1831) написано поэтом в 17-летнем возрасте. Оно относится к теме бесконечности поиска в поэзии Лермонтова. Поэт в личном дневнике вспоминал: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти.
2. Выразительное чтение стихотворения «Ангел» учителем (с. 52—53)
3. Аналитическая работа над стихотворением «Ангел».
Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения...)
О чём оно? (Ангел несёт душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Трагические события, происходившие в детские годы, соединялись со светлыми и радостными впечатлениями, и мятежный поэт тянулся душой к светлому, «ангельски прекрасному».
Посмотрите, пожалуйста, в ваши рабочие листы (раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел даёт В. И. Даль.
Ангел — существо духовное, одарённое разумом и волею. Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.
Заполнение рабочих листов.
Строфа | Содержание | Настроение |
1 | Ангел летел и пел | Радость, счастье, умиротворение, лёгкая грусть |
2 | Песня ангела о Боге | Печаль, лёгкая грусть, нежность, трепетность, таинственная напевность |
3 | Ангел несёт на землю душу | Тёплое, уютное, немного тревожное |
4 | Душа помнит песню ангела | Печаль о прошлом |
— Что можно сказать о названии стихотворения?
Комментарий учителя. Первоначальное заглавие стихотворения Лермонтова — «Песня ангела» — «было гораздо точнее» (И.Н. Розанов). После второй строфы была ещё одна, опущенная:
Душа поселилась в творенье земном,
Но чужд был ей мир. Об одном
Она всё мечтала, о звуках святых,
Не помня значения их.
— Как вы думаете, почему эта строфа была опущена?
(Вероятно, строфа была опущена потому, что Лермонтов отнюдь не считал мир чуждым ему. Но признание превосходства небесного мира над земным здесь остаётся. Душа томилась, «желанием чуждым полна, / И звуков небес заменить не могли / Ей скучные песни земли».)
— Обратите внимание на слово «скучные». Чему противостоит это описание?
(Слово «скучные» в последнем стихе противостоит описанию песни ангела в первых двух строфах. Передать её земным языком невозможно, поэт лишь сообщает, о чём и какая это была песня.)
— С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.
Метафоры: месяц, звёзды, тучи внимали; душу нёс; душа томилась.
—Давайте поговорим о композиции стихотворения. Что она собой представляет?
(Композиция четырёхстрофного стихотворения симметрична, вторая его половина — уже не об ангеле, а о душе (она названа в одной строфе младой и молодой — условное романтическое клише, противоречащее идее вечности души).)
— Что можно сказать о синтаксисе стихотворения?
(Синтаксис стихотворения прост, сложноподчинённых предложений нет, сочинительный союз «и», употреблённый девять раз, напоминает о стиле славянского перевода Библии.)
— Определите размер этого стихотворения, схему рифмовки.
(Намёком на необычность песни ангела является нестандартная строфа: одинаковые неравнострочные двустишия, состоящие из 4- и 3-стопного амфибрахия с одними мужскими рифмами, соединены в четверостишия.)
VII. Литература и живопись
— Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины М. Врубеля «Ангел с кадилом и свечой». (Разъяснение слова «кадило».)
Кадило — церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладётся ладан.
Михаил Александрович Врубель в 1887 г. работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью «Ангела с кадилом и свечой», но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощения в монументальной живописи. У Ангела Врубеля — задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако, покрывает тело. Ангел парит над землёй, благословляя людей. Тихий, кроткий и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и всё же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или ещё одна репродукция — великого Леонардо да Винчи — на эту тему — это «Благовещение», которое датируется приблизительно1472 г. Художник создал картину, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у неё родится ребёнок. Вся картина дышит торжественностью. Чёрные деревья, цветы под ногами Ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И, как всегда, отличительный признак гения Леонардо — загадочность во всём: в образе будущей матери, Ангела, природы.
— Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению «Ангел»?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
— Давайте сопоставим тональность стихотворения «Ангел» с ранее прочитанными стихотворениями «Парус», «Тучи». Что характерно для этих стихотворений?
В этих стихотворениях чётко прослеживается мысль, стремление лирического героя искать смысл жизни, подниматься ввысь, к небу. Герой не хочет бездействовать, он рвётся вперёд, он весь в движении.
Стихотворение «Ангел» — это плод воображения юноши, его романтическая мечта. Образ Ангела здесь иной, он не адекватен образу матери. В этом образе чувствуется особая нежность, трепетность, таинственная напевность о «блаженстве безгрешных духов/Под кущами райских садов;/О Боге великом он пел». Это подтверждает мысль о том, что мироощущение автора выходит за пределы реальной жизни, оно расширяется, набирает высоту и приобретает философское начало.
IX. Домашнее задание
Прочитать с. 55-57. Выучить наизусть стихотворение «Молитва». Ответить устно на вопросы 1, 2 на с. 57.
М. Ю. Лермонтов. Отражение трагической судьбы поэта в его творчестве. Стихотворение «Ангел»
Словарь урока:
Душа — внутренний, психический мир человека, его сознание.
Ангел — существо духовное, одарённое разумом и волею. Спаситель. Ангел — хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.
Ранние стихотворения поэта – откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека.
«Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Трагические события, происходившие в детские годы, соединялись с радостными впечатлениями, и мятежный поэт тянулся душой к светлому, «ангельски прекрасному».
Строфа | Основная мысль | Настроение |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
Выразительные средства для создания образов стихотворения:
Эпитеты: тихая песня, святая … . Метафоры: месяц, звёзды, тучи внимали…
Размер стихотворения: …
Синонимы к словам высокого стиля: «внимали» – …, «о блаженстве» – …, «под кущами» – …, «душу младую» – …, «томились» – …
Вывод: В стихотворениях «Ангел», «Парус», «Тучи» чётко прослеживается мысль, стремление лирического героя искать смысл жизни, подниматься ввысь, к небу. Герой не хочет бездействовать, он рвётся вперёд, он весь в движении.
М. А. Врубель «Ангел с кадилом и свечой»
(эскиз неосуществлённой росписи Владимирского собора в Киеве)
Леонардо да Винчи «Благовещение»