СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 12. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 12. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.»

Литература.10 класс

Урок №113.

Тема урока: Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории.

Цель урока: 1) показать, как Толстой решает проблемы подлинного и ложного патриотизма;

2) раскрыть смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

Эпиграфы:

Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание.

Кутузов. Том III, часть III, глава III.

Странный, красивый, величественный город. И странная и величественная эта минута.

Наполеон. Том III, часть III, глава XIX.

Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Том IV, часть III, глава XVIII.

Ход урока

Проблемный вопрос: Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе? Если не соответствуют, то почему?

Слово учителя. Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей... Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Почему Толстой так резко отрицательно относится к Наполеону и с любовью – к Кутузову?

2. Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

а) Вспомнив сцену смотра в Браунау, докажите, что Кутузов - народный полководец, что он близок народу. (Обращает внимание на простых солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде).

б) Сравните эту сцену со смотром в Ольмюце, где участвует; государь. («С раннего утра начали двигаться «щегольски вы­чищенные и убранные войска», «...Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное и торжественное, каждый генерал и солдат чувствовал свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей», «нога государя с узким острым носком сапога», «рука государя в белой перчатке»).

3. Почему Кутузов в 1805 году вообще уклоняется от сражений, если есть такая возможность, но вступает в бой под Шенграбеном?

4. Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице?

5. Докажите, что Кутузов – это «Свой, родной человек» для народа?

Обращаясь к разработке военных действий, мы видим, что Кутузов прежде всего думает о солдатах. Он прекрасно понимает тяжесть испытания для отряда Багратиона: «Еще впереди много: много всего будет ... Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть: я! буду бога благодарить». Его поведение Кутузова во время чтения диспозиции Аустерлицкой битвы показывает, что он знает следующее: «Я думаю: что сражение будет проиграно».

6. Как воспринимался Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

7. Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? А как Толстой рисует Наполеона?

8. Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему автор исключает это из образа своего героя?

9. Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

Сравните поведение Наполеона накануне Аустерлица: «Как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки». «Я сам буду руководить вашими батальонами ... но если победа будет хоть одну минут сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля».

Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит?

«Здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа ...»;

«в холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного заслуженного счастья».

«Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным»; «сердито сказал «желчно засмеялся»; «желчно вскрикнул».

Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы:

горечь Кутузова от бегства солдат;

Наполеон, рассматривающий убитых и раненых.

10. Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении («Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя…») и показанным Толстым же поведением командующего во время боя?

Проследите, как в войне 1812 года растет единство Кутузова с народом:

- назначение Кутузова в тот момент, когда война приобрела народный характер - после Смоленска;

- слова об ополченцах, которые готовы умереть; сцена молитвы на Поклонной горе («миром помолимся»);

- речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.

- сравните отношения Наполеона с солдатами его армии: сцене переправы через Неман. (Бессмысленная храбрость, при ведшая к гибели людей. «Виват!» - так же восторженно кричали поляки, расстраивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидеть его». «Гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира ... одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения».

11. Почему не исполняются «разумные приказы» Наполеона в Бородинском сражении? Все ли его приказы разумны?

12. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.

Кутузов

«Сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом»; «он не делал никаких распоря­жений, а только соглашался или не соглашался на то, что предла­гали ему»;

Наполеон

«Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело»; «но лицо его, хоть опухшее желтое, выражало физическое удовольствие»;

перед портретом сына «сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история»;

«известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Напо­леоне этот ужас»; «подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще и Наполеон, и никто из его генералов».

Кутузов

«он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения ... та неуловимая сила, называемая духом войска»; «общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела»; «но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал»; «с трудом жевал жареную курицу».

13. Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, все же приходит к этому решению? Проанализируйте его поведение на совете в Филях. Легко ли ему было решиться на приказ отступления от Москвы?

14. Претендует ли Кутузов, герой романа Толстого, на роль героя в истории? Как Толстой подчеркивает, что все события происходят даже помимо его воли, даже тогда, когда ему приходится издавать особые распоряжения?

Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном.

Кутузов отступает, идя к победе, берет на себя решение судьбы армии и страны. Во время совета в Филях единственно своей волей приказывает отступление. Ожидание известия о бегстве французов - это его интуитивное предчувствие победы.

Наполеон же «играл роль доктора, который; мешает своими лекарствами», его «страшный размах руки падал волшебно-бессильно». Захват Москвы Наполеоном - это путь к его поражению. Приезд Лористона с просьбой о мире, бегство Наполеона и полный разгром французской армии - итог войны).

15. Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?

Кутузов (глазами князя Андрея)

«Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомый ему [Андрею] белый глаз и рана, и выражение усталости в лице и фигуре его были те же ... Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке». «Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддержавшим его».

Наполеон (глазами Балашова)

«Твердые, решительные шаги». «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах ... одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия».

«Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди».

Вывод. Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона, показывает, что Кутузов - народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем - величие, простота, добро и правда.

Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П. Шерер - та же театральность), и с русским императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит на­родного полководца Кутузова. (Сравните - письмо государя Кутузову после сдачи Москвы).

Домашняя работа: стр.176-182;

I - прочитать следующие материалы по Бородинскому сражению: том III, часть II, главы XVIII, XXV, XXX-XXXII, XXXVI-XXXVII;

II - подготовиться к опросу

III - индивидуальные задания:

  1. поведение русских солдат перед боем и во время боя;

  2. Пьер Безухов на поле Бородино;

  3. подвиг Андрея Болконского;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!