Урок 12
СТИХИ О ДЕТЯХ.
Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с юмористическим стихотворением Е. Благининой «Тюлюлюй», для осознанного восприятия литературного произведения; формирование представлений о положительных и отрицательных чертах характера героя, воспитание уважения, заботы и внимания друг к другу.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений, различают основные нравственно-этические понятия;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия; познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, выделяют слова, в которых слышится авторское отношение к герою; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; составляют небольшие устные монологические высказывания;
предметные: научатся моделировать обложку, сравнивать модели обложек (стихи о природе, стихи о детях), читать слова и отрывки из стихотворения; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Сценарий урока
I. Введение в тему урока.
НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ТРУДИТЬСЯ
Не мешайте мне трудиться,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте!
А хотите, в лейку лейте –
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьёт!
Е. Благинина
− Это стихотворение написала Елена Александровна Благинина. Сегодня на уроке мы будем работать с другим ее произведением.
Работа с выставкой книг о детях.
На доске модели обложек произведений разных жанров и тем.
− Расскажите по моделям обложек о жанре и теме произведения.
− Вспомним некоторые из прочитанных произведений. Я буду читать отрывок, а вы выберите подходящую модель обложки, назовите автора и заголовок.
1) «…За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква − «я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись…». (Л. Пантелеев «Буква „ты”».)
2) «…Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.
Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.
Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.
– Ты, – говорю, – если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он – раз-два! – «скорая помощь», сирена – и ты в больнице.
Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь…» (В. Железников «История с азбукой».)
3) Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс…
А. Барто «В школу»
− Разделите книги, принесенные из дома, на группы по жанрам и темам.
II. Работа по теме урока.
1. Слушание стихотворения Е. Благининой «Тюлюлюй». Беседа после чтения.
− О каком человеке это стихотворение? Соответствует ли имя героя его характеру?
− Каким тоном нужно произносить слово Тюлюлюй?
− Правильно ли поступают родители, оберегая мальчика от всего? Вы хотели бы оказаться на месте Тюлюлюя?
− Чем старше вы становитесь, тем больше обязанностей у вас появляется. Человек не может жить один. Сразу же после рождения он окружен людьми. Как можно назвать людей, которые с самых первых дней окружают нас своей заботой и вниманием? Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав ребус: 7Я. Правильно. Это ваша семья.
− Много ли домашних обязанностей было у вас, когда вы были совсем маленькими? Какие это были обязанности, расскажите.
Динамическая пауза «Я могу это делать сам…». (По цепочке, передавая мяч друг другу, дети перечисляют все свои умения и навыки.)
− Зачем надо с детства выполнять свои обязанности? (Правильно, чтобы семья ваша была крепкой и дружной, нужно уметь заботиться друг о друге, значит, выполнять все свои обязательства друг перед другом.)
− Что же будет с нами, если мы так и не научимся выполнять свои обязанности? Давайте пофантазируем, каким вырастет этот мальчик Тюлюлюй? Прочитайте реплики Тюлюлюя.
Учитель раздает листочки с репликами Тюлюлюя. Дети читают с необходимой интонацией.
1) «Сами плохо накормили, а Тюлюлюй виноват! Есть хочу!»
2) «Да-а, сами кормят до отвалу, а Тюлюлюй виноват. Не пойду!»
3) «Да-а! Сами криво посадили, а Тюлюлюй виноват! У-у-у-у!»
− Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? Может, мальчик не любит своих родных?
− Как обращаются к мальчику взрослые? Каким взрослые представляют мальчика, если так опекают его? Как вы думаете, кто прав, а кто виноват?
− Как бы вы поступили на месте этого героя?
− Родители любят тебя таким, какой ты есть: капризный, проказливый, драчун или вежливый и послушный, потому что ты их ребенок. Но ты человек, только еще маленький, у тебя есть свои желания, свои интересы. Взрослые должны считаться с твоими желаниями, прислушиваться к твоему мнению, но этого следует добиваться делами, а не капризами. Только в этом случае тебя будут уважать.
2. Моделирование обложки.
− Определите жанр и тему прочитанного произведения. «Напечатайте» фамилию автора и заголовок в рамочках. Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитайте. (Читают хором: «Благинина».)
– Поставьте пальчик на заголовок, прочитайте.
− А теперь поднимите модели и покажите название стихотворения. Хором прочитайте фамилию автора и заголовок.
Повторное слушание и определение отношения автора к герою.
– Как автор говорит о герое? Как его называет? С какой интонацией в конце произносит: «Вот какой Тюлюлюй, Тюлюлююшка!»?
3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учащиеся повторяют движения за учителем.
МОИ ДЕЛА
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
В пятницу посуду мыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
4. Работа с рубрикой учебника «Книжная полка».
− Рассмотрите обложки детских книг. Назовите произведения и фамилии авторов. Рассмотрите обложки изданных книг. Назовите книги правильно. Какую из этих книг вы хотели бы прочитать?
III. Итог урока.
− Назовите автора, стихотворение которого вы сегодня слушали. (Ответы детей.)
Благинина Елена Александровна написала для детей множество стихов. Главная тема её творчества – детство.
Слово об авторе (информация для учителя).
Елена Александровна Благинина (1903–1989), детская поэтесса, переводчик – уроженка орловской деревни. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника, собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же – в годы студенчества – в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. «Ребята любили и её, и её стихи – замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е. Таратута. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори, гори ясно!» (1990). Последний сборник появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, она умерла в 1989 г.
– Что вы узнали о жизни Е. Благининой? Как называлось стихотворение? Чему научило вас это стихотворение?
– В. Берестов тоже не остался в стороне от этой темы и написал стихотворение «На лбу бывают шишки...».
Учитель читает стихотворение.
На лбу бывают шишки, Пусть голова в зеленке
Под глазом – фонари. И в пластыре нога,
Уж если мы мальчишки, Но есть еще силенки,
То мы – богатыри. Чтоб разгромить врага.
Царапины. Занозы. Упрямые с утра мы,
Нам страшен только йод! Опять на бой, в дозор!
(Тут, не стесняясь, слезы ...От тех сражений шрамы
Сам полководец льет.) Остались до сих пор.
В. Берестов
− В какие игры любят играть мальчишки?
Учитель напоминает о правилах поведения в школе на перемене.
− С кем бы вы хотели дружить: с Тюлюлюем или мальчишкой-богатырём? Почему?
Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу со стихотворениями о детях; выполнить задания в тетради.