СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12 СТИХИ О ДЕТЯХ. Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с юмористическим стихотворением Е. Благининой «Тюлюлюй», для осознанного восприятия литературного произведения; формирование представлений о положительных и отрицательных чертах характера героя, воспитание уважения, заботы и внимания друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Урок 12 СТИХИ О ДЕТЯХ. Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ».»

Урок 12
СТИХИ О ДЕТЯХ.
Е. БЛАГИНИНА «ТЮЛЮЛЮЙ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с юмористическим стихотворением Е. Благининой «Тюлюлюй», для осознанного восприятия литературного произведения; формирование представлений о положительных и отрицательных чертах характера героя, воспитание уважения, заботы и внимания друг к другу.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений, различают основные нравственно-этические понятия;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия; познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, выделяют слова, в которых слышится авторское отношение к герою; коммуникативные – различают виды текста, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся моделировать обложку, сравнивать модели обложек (стихи о природе, стихи о детях), читать слова и отрывки из стихотворения; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Сценарий урока

I. Введение в тему урока.

НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ ТРУДИТЬСЯ

Не мешайте мне трудиться,

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте!

А хотите, в лейку лейте –

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьёт!

Е. Благинина

− Это стихотворение написала Елена Александровна Благинина. Сегодня на уроке мы будем работать с другим ее произведением.

Работа с выставкой книг о детях.

На доске модели обложек произведений разных жанров и тем.

− Расскажите по моделям обложек о жанре и теме произведения.

− Вспомним некоторые из прочитанных произведений. Я буду читать отрывок, а вы выберите подходящую модель обложки, назовите автора и заголовок.

1) «…За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква − «я». И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись…». (Л. Пантелеев «Буква „ты”».)

2) «…Голос у нее жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос.

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.

Ну ее, эту ненормальную. Вышел из класса и пошел. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

– Ты, – говорю, – если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он – раз-два! – «скорая помощь», сирена – и ты в больнице.

Решил напугать ее. Я этого врача сам боюсь…» (В. Железников «История с азбукой».)

3) Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс…

А. Барто «В школу»

− Разделите книги, принесенные из дома, на группы по жанрам и темам.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание стихотворения Е. Благининой «Тюлюлюй». Беседа после чтения.

− О каком человеке это стихотворение? Соответствует ли имя героя его характеру?

− Каким тоном нужно произносить слово Тюлюлюй?

− Правильно ли поступают родители, оберегая мальчика от всего? Вы хотели бы оказаться на месте Тюлюлюя?

− Чем старше вы становитесь, тем больше обязанностей у вас появляется. Человек не может жить один. Сразу же после рождения он окружен людьми. Как можно назвать людей, которые с самых первых дней окружают нас своей заботой и вниманием? Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав ребус: 7Я. Правильно. Это ваша семья.

− Много ли домашних обязанностей было у вас, когда вы были совсем маленькими? Какие это были обязанности, расскажите.

Динамическая пауза «Я могу это делать сам…». (По цепочке, передавая мяч друг другу, дети перечисляют все свои умения и навыки.)

− Зачем надо с детства выполнять свои обязанности? (Правильно, чтобы семья ваша была крепкой и дружной, нужно уметь заботиться друг о друге, значит, выполнять все свои обязательства друг перед другом.)

− Что же будет с нами, если мы так и не научимся выполнять свои обязанности? Давайте пофантазируем, каким вырастет этот мальчик Тюлюлюй? Прочитайте реплики Тюлюлюя.

Учитель раздает листочки с репликами Тюлюлюя. Дети читают с необходимой интонацией.

1) «Сами плохо накормили, а Тюлюлюй виноват! Есть хочу!»

2) «Да-а, сами кормят до отвалу, а Тюлюлюй виноват. Не пойду!»

3) «Да-а! Сами криво посадили, а Тюлюлюй виноват! У-у-у-у!»

− Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? Может, мальчик не любит своих родных?

− Как обращаются к мальчику взрослые? Каким взрослые представляют мальчика, если так опекают его? Как вы думаете, кто прав, а кто виноват?

− Как бы вы поступили на месте этого героя?

− Родители любят тебя таким, какой ты есть: капризный, проказливый, драчун или вежливый и послушный, потому что ты их ребенок. Но ты человек, только еще маленький, у тебя есть свои желания, свои интересы. Взрослые должны считаться с твоими желаниями, прислушиваться к твоему мнению, но этого следует добиваться делами, а не капризами. Только в этом случае тебя будут уважать.

2. Моделирование обложки.

− Определите жанр и тему прочитанного произведения. «Напечатайте» фамилию автора и заголовок в рамочках. Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитайте. (Читают хором: «Благинина».)

– Поставьте пальчик на заголовок, прочитайте.

− А теперь поднимите модели и покажите название стихотворения. Хором прочитайте фамилию автора и заголовок.

Повторное слушание и определение отношения автора к герою.

– Как автор говорит о герое? Как его называет? С какой интонацией в конце произносит: «Вот какой Тюлюлюй, Тюлюлююшка!»?

3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учащиеся повторяют движения за учителем.

МОИ ДЕЛА

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

В пятницу посуду мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

4. Работа с рубрикой учебника «Книжная полка».

− Рассмотрите обложки детских книг. Назовите произведения и фамилии авторов. Рассмотрите обложки изданных книг. Назовите книги правильно. Какую из этих книг вы хотели бы прочитать?

III. Итог урока.

− Назовите автора, стихотворение которого вы сегодня слушали. (Ответы детей.)

Благинина Елена Александровна написала для детей множество стихов. Главная тема её творчества – детство.

Слово об авторе (информация для учителя).

Елена Александровна Благинина (1903–1989), детская поэтесса, переводчик – уроженка орловской деревни. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника, собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же – в годы студенчества – в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. «Ребята любили и её, и её стихи – замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», – вспоминает литературовед Е. Таратута. Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори, гори ясно!» (1990). Последний сборник появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, она умерла в 1989 г.

– Что вы узнали о жизни Е. Благининой? Как называлось стихотворение? Чему научило вас это стихотворение?

– В. Берестов тоже не остался в стороне от этой темы и написал стихотворение «На лбу бывают шишки...».

Учитель читает стихотворение.

На лбу бывают шишки, Пусть голова в зеленке

Под глазом – фонари. И в пластыре нога,

Уж если мы мальчишки, Но есть еще силенки,

То мы – богатыри. Чтоб разгромить врага.

Царапины. Занозы. Упрямые с утра мы,

Нам страшен только йод! Опять на бой, в дозор!

(Тут, не стесняясь, слезы ...От тех сражений шрамы

Сам полководец льет.) Остались до сих пор.

В. Берестов

− В какие игры любят играть мальчишки?

Учитель напоминает о правилах поведения в школе на перемене.

− С кем бы вы хотели дружить: с Тюлюлюем или мальчишкой-богатырём? Почему?

Для самостоятельной работы (по желанию): найти книгу со стихотворениями о детях; выполнить задания в тетради.