Урок 13
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука о в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком о в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Артикуляционная гимнастика.
– Жил-был язычок в домике-ротике. Двери-губы плотно закрыты. Вот так (показ учителем). Язычок спокойно спит. К нему пришли гости – звуки. Начали они будить: «О-о-о». (Губы округлены, произносится утрированный звук [о], повторить 8–10 раз.)
– Рассмотрите иллюстрацию. (Показ иллюстрации.)
– Что на ней изображено? (Ответы учеников.)
«Кролик собрался перекусить, вдруг в дверь к нему постучали.
– Интересно, кто бы это мог быть? – подумал Кролик.
– Наверняка опять этот сладкоежка со своим другом.
Кролик приоткрыл дверь и посмотрел. Но увидел только большое серое ухо.
– Это определенно не медвежонок! – решил Кролик. – Большие серые уши могут быть только у… Кролика. Но если там, за дверью, стоит Кролик, то кто же тогда я?
Кролик широко распахнул дверь и увидел…»
– Ребята, подумайте: кто пришёл в гости к Кролику? (Ослик.)
– Ослик принёс Кролику и нам с вами новую букву.
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по «Букварю».
– Какую учебную задачу постараемся решить за время нашего путешествия? (Познакомимся с новой буквой и её секретами.)
III. Открытие нового знания.
1. Выделение звука о.
– Как вы думаете, какую букву любит ослик?
– Произнесите слово «ослик», интонационно выделяя звук о. (О-о-ослик.)
– Определите его место в слове. (В начале слова.)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
– Произнесите звук [о]. Звук [о] обозначается буквой о.
2. Знакомство с буквой.
– Ослик принёс Кролику букву о. Рассмотрите букву. На что похожа буква о? (На колесо, обруч, баранку, ноль и т. п.)
3. Дифференцированная работа. Работа по учебнику.
1) Для читающих учащихся:
– Прочитайте двустишье А. Шибаева шёпотом.
2) Для нечитающих учащихся:
– Подчеркните в словах стихотворения буквы о.
– Сколько букв подчеркнули? (5.)
– Сколько букв «о» в первой строчке? (4.)
3) Для читающих учеников:
– Прочитайте двустишье А. Шибаева вслух.
– Прочитайте слова с буквой о. («Посмотри», «колесо».)
4. Звуковой анализ слова «полка».
У доски работают пятеро учащихся (по количеству букв в слове).
1-й ученик. П-п-полка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой. Мягкая пара – [п’].
2-й ученик. Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.
Правило: после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.
– Замените фишку на букву, которую она обозначает.
Синяя фишка | а |
Зелёная фишка | я |
Синяя фишка | о |
3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [л’].
4-й ученик. Полккка – четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].
5-й ученик. Полкаааа – пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.
5. Подбор слов со звуком [о], расположенным в начале, середине и в конце слова. Игра «Где в словах звук [о]?» (по схемам).
– Рассмотрите картинки. Все предметы художник расположил в два столбца. Определите, какой столбец левый, а какой правый. Покажите сначала правый столбец. Теперь левый.
– Назовите каждый предмет, расположенный в левом столбце, двигаясь сверху вниз.
– Назовите каждый предмет, двигаясь снизу вверх.
– Что обозначают схемы в самом низу?
– Определите, какие слова соответствуют первой схеме? (Ослик.)
– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву о.
– Определите, какие слова соответствуют второй схеме. (Зонт, торт, бочка, лимон.)
– Назовите другие слова, в которых буква о стоит в середине слова.
– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме? (Яйцо.)
– Назовите слова, которые заканчивались бы на букву о.
6. Работа по учебнику.
– Как вы думаете, как зовут девочку? (Каждый вариант имени, который предлагают учащиеся, анализируется с опорой на схему слова.)
– Ослик взял с полки свою любимую книгу. Рассмотрите обложку этой книги. (Показ обложки.)
– Кто знаком с героями этой повести? Вспомните имена главных героинь.
– Одну девочку зовут Оля. А другую – Яло.
– Как вы думаете, соответствует ли слово «Яло» предложенной схеме?
– Расскажите, что вы знаете о букве я. (В начале слова обозначает два звука.)
– Сравните количество клеточек в схеме и количество звуков в слове.
(Количество звуков в слове 4, а клеточек в схеме только 3. Значит, слово «Яло» не соответствует данной схеме звукового состава.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. Дифференцированная работа.
1-я группа.
– Определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая – слову «столик». Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).
2-я группа.
– Определите, какое слово длиннее: «стол» или «столик».
– Какое слово короче? В каком случае говорят «стол», а в каком «столик»?
Коллективная проверка работы.
8. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1. Закрепление зрительного образа буквы о: задание «Закрась».
– Что получилось? (Рисунок «Ослик».)
2. Тренировка в обозначении звука [о] буквами.
Задание «Проведи звуковой анализ, гласные звуки обозначь буквами». Слова кот, слон, хобот, хвост.
IV. Первичное закрепление.
1. Игра «Слоговой аукцион».
– Закончите слова:
ок (окунь) осе (осень)
о (осы, Оля) об (облако)
2. Конкурс «Знаток загадок».
– Отгадайте загадку:
Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик.)
– Вспомните загадки, отгадки в которых начинаются на о.
Те, с кем рядом я жужжала, Помнят – у меня есть жало И на брюшке полоса, Потому что я... (оса). | Он рогат и благороден, Он мечтает о свободе. Бьёт копытом целый день За решёткою... (олень). |
Они лёгкие, как вата, По небу плывут куда-то, Держат путь издалека Каравеллы-... (облака). | На июньской грядке Всё у нас в порядке! Строем, словно молодцы, Зеленеют... (огурцы). |
Шипит и злится, Воды боится. С языком – а не лает, Без зубов – а кусает. (Огонь.) | Лес разделся, Неба просинь, Это время года – ... (осень). |
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква о? (После твёрдого согласного звука буква о обозначает звук [о].)