СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 14. «Дубровский»: бунт крестьян (составление киносценария эпизода). 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 14. «Дубровский»: бунт крестьян (составление киносценария эпизода). 6 класс.»

Урок 14. «Дубровский»: бунт крестьян (составление киносценария эпизода).

Основное содержание урока:
Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе.

Основные виды деятельности:
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана анализа или киносценария эпизода «Пожар в Кистенёвке». Устные высказывания по этому плану. Обсуждение видеофрагмента из фильма «Дубровский».

Содержание урока

Причины и следствия бунта крестьян
I. Групповая работа:

Группа 1.
Пересказ гл. IV.

Что чувствовал Кирила Петрович, став хозяином Кистенёвки?

Используя словари, прокомментируйте название «Кистенёвка» (от слова «кистень»). Как его смысл может быть связан с дальнейшими событиями романа?

Какими показаны в этой главе крестьяне Дубровского?

Группа 2.
Пересказ сцены похорон (гл. V).

Каково внутреннее состояние Дубровского на похоронах?

Что подчёркивает автор деталью «он не плакал и не молился»?

Определите роль осеннего пейзажа в описании состояния Дубровского со слов «Между тем Владимир...» до слов «...прямо к воротам его дома».

Группа 3.
Чтение по ролям эпизода «Решение суда» со слов «приближаясь, увидел он множество народа...» до конца гл. V.

Как реагировали на решение суда кистенёвские крестьяне?

В чём конфликт их диалога с властями? На чьей стороне автор? Почему?

Оцените поведение Владимира Дубровского в этом эпизоде.

Группа 4.
Выразительное чтение эпизода «Прощание с родным домом» (с начала гл. VI до слов «Владимир узнал Архипа-кузнеца»).

Найдите в эпизоде слова, указывающие на тяжёлое положение Владимира и его внутреннее состояние.
(Смерть, нищета, печальный дом, страшные мысли, неприятно развлекали, с отвращением и др.)

Какое смысловое значение и эмоциональную окраску имеют эти слова?

Почему в описание состояния Владимира автор включает такие детали, как портрет матери и чтение её писем к отцу? Какие чувства они вызывают у героя?

На какой антитезе построен эпизод?

II. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе

III. Практическая работа.
Описание кадров киносценария «Пожар в Кистенёвке» со слов «Владимир отворил дверь...» до конца главы.

Алгоритм работы групп:
1. Определение границ киноэпизода (намечаются коллективно или определяются учителем).
2. Название киноэпизода.
3. Описание места действия.
4. Описание смены планов в кадре.
5. Звуки за кадром.
6. Словесное описание киноэпизода.
Групповая работа сопровождается заполнением таблицы.

ТАБЛИЦА
Кадры киносценария «Пожар в Кистенёвке»

Название киноэпизода

Границы киноэпизода

Место действия

Смена планов

Звуки за кадром

Группа 1.
Диалог с Архипом.

Вопрос:
Почему, по мнению Дубровского, Архип «не дело затеял»?

«Владимир отворил дверь...» — «Дубровский пошёл далее...»

В передней, около крыльца

Средний план:
Владимир и Архип, сторожа.
Крупный план:
топор, свеча, фонарь

Звук шагов, треск свечи, храп приказных, звук удара о чугунную доску, лай собак

Группа 2.
Поджог.

Вопрос:
Почему Дубровский и его крестьяне решили сжечь дом?

«Два человека приблизились...» — «...и они выехали со двора...»

Около крыльца

Общий план:
барский дом.
Средний план:
фигуры людей.
Крупный план:
поворот ключа, загорающаяся лучина

Звук убегающих ног, треск загорающейся лучины и сена, звук поворачивающегося ключа в замке, дыхание лошадей, скрип колёс

Группа 3.
Приказные в огне.

Вопрос:
Почему Архип запер дверь?

«Поднялся ветер...» — «...из Покровского славно смотреть»

Во дворе

Общий план:
вид горящего дома, красный дым, падают осколки стёкол, кровля рухнула

Звук ветра, треск огня, вопли и крики из дома, грохот рухнувшей кровли, крики ребятишек

Группа 4.
Спасение кошки.

Вопрос:
Почему Архип осудил ребятишек и спас кошку?

«В сию минуту новое явление...» — до конца

На крыше пылающего сарая, в деревне

Общий план:
крыша сарая.
Средний план:
Архип лезет по лестнице.
Крупный план:
кошка, руки Архипа

Мяуканье кошки, смех ребятишек, треск огня, стук лестницы о кровлю, скрип ступенек, крики, плач, причитания



Какой сквозной мотив пронизывает все киноэпизоды?
(Мотив разгорающегося пламени: свеча — фонарь — лучина — сено вспыхнуло, пламя взвилось — пламя охватило весь дом, красный дым вился над кровлею — искры полетели огненной метелью, изба загорелась — пожар свирепствовал — груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи.)

Отчёт каждой группы о своём исследовании (комментирование своих ячеек таблицы), включая описание каждой группой своего киноэпизода, например:

Группа 1. Владимир идёт по тёмной передней со свечой в руке. Слышны его тихие шаги. В углу притаился человек с топором. Блестящее лезвие топора. Изумлённые глаза Владимира. Разговор шёпотом. Сердитый голос Владимира, его хмурое лицо. Архип зажигает фонарь, оба сходят с крыльца в открытую дверь, звук осторожных шагов, громкий стук сторожей в чугунную доску, лай собак. Удаляющиеся шаги женщин-сторожей.

Группы 2—4 описывают свои киноэпизоды по этому образцу:
Какова роль эпизода «Пожар в Кистенёвке» в сюжете романа?
Как настроение эпизода отражено в иллюстрации художника Д. Шмаринова?

IV. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из фильма «Дубровский» (1936):

V. Краткий пересказ гл. VII.

Какие версии относительно причин пожара были выдвинуты местными жителями?

Почему разбойники не грабили усадьбу Троекурова?

Итоговый вопрос:  что пережил Владимир Дубровский, прежде чем стал разбойником?

VI. Домашнее задание

Перечитать и подготовить пересказ гл. VIII—XI.
Подготовить письменный анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
Написать отзыв на видеофрагмент фильма по роману «Дубровский» (по выбору).

Индивидуальное задание.
Создать свои иллюстрации к роману.



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.