СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 15. Русская поэзия первой половины XIX века. Урок внеклассного чтения. 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Основные черты русской литературы XIX века. Общая характеристика русской поэзии первой половины XIX века. Русская поэзия начала XIX века: творчество К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 15. Русская поэзия первой половины XIX века. Урок внеклассного чтения. 9 класс.»

Урок 15. Русская поэзия первой половины XIX века. Урок внеклассного чтения.

Основное содержание урока
Основные черты русской литературы XIX века. Общая характеристика русской поэзии первой половины XIX века. Русская поэзия начала XIX века: творчество К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение стихотворений. Монологические сообщения о стихах поэтов начала XIX века (по группам). Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Основные черты русской литературы XIX века

I. Вступительная беседа:

— Вспомните высказывания Д. С. Лихачёва:
«Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство — обязательное условие образованности… Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». (Д. С. Лихачёв. «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси».)

Как вы понимаете выражения: классические произведения, внутренняя красота, образованность?

— Почему Д. С. Лихачёв назвал русскую литературу «совестью народа»?

— Почётно ли место литературы в жизни России? Обоснуйте свой ответ.

— Помогает ли сегодня литература воспитывать людей и способствует ли справедливому переустройству жизни?

Как предотвратить падение интереса к литературе и чтению в наши дни?

— Д. С. Лихачёв считал, что «русская литература… близко сопутствует русской истории и составляет её существенную часть».
Подтвердите эту мысль примерами.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О русской литературе XIX века»:

— Почему М. Е. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращённой вселенной»? Как понять эту метафору?

— Зачем нужно читать и перечитывать классиков?

— Какие пути решения нравственных вопросов предлагают русские писатели?

Приведите примеры из статьи и прочитанных вами книг.

III. Общая характеристика русской поэзии XIX века

Лекция учителя об исторических событиях,
повлиявших на развитие русской литературы XIX века, особенностях русской поэзии первой половины XIX века и её основных жанрах с включением кратких сообщений учащихся.

Составление обобщающей таблицы «Развитие русской поэзии первой половины XIX века» (по лекции учителя):

ТАБЛИЦА
«Развитие русской поэзии первой половины XIX века»

Основные этапы

Исторические события и черты развития литературы

Тенденции творчества ведущих русских поэтов

Поэтические жанры

1795 — 1815 годы

Великая французская революция 1789—1793 годов.
Отечественная война 1812 года.
Закат классицизма.
Внимание к русскому фольклору.
Специфика русского сентиментализма и романтизма

Трансформация классицизма в творчестве Державина.
Сентиментальная поэзия Карамзина.
Раннее творчество Жуковского.
Анакреонтические и эпикурейские мотивы в лирике Батюшкова.
Первые поэтические опыты Пушкина

Элегия, послание, идиллия

1916 — 1925 годы

Революционные и национально-освободительные движения в Европе.
Возникновение тайных обществ в России (1821—1822).
Смерть Наполеона и смерть Байрона.
Восстание декабристов (1825).
Господствующее направление в литературе — романтизм

Мечта о гармоничном, но скромном мире человека в лирике Батюшкова.
Гражданская и патриотическая поэзия Кюхельбекера и Рылеева.
Пафос свободы личности и гуманистические представления о жизни в поэзии Пушкина.
Обращение к Античности и воплощение идеала гармонии человека с природой в лирике Дельвига.
Слияние личной и гражданской тем в поэзии Вяземского.
Поэзия мысли в творчестве Баратынского

Элегия, послание, историческая элегия, баллада, басня, гражданская ода, политическая элегия и послание, дума, поэма, песня, гимн

1826 — первая половина 1850-х годов

Поражение восстания декабристов.
Углубление кризиса крепостничества, реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.
Усиление демократических тенденций.
Расцвет романтизма.
Появление новых романтических жанров.
Вытеснение поэзии прозой.
Приоритет социальной проблематики.
Противостояние литературы «гоголевской школы» и лириков романтического плана

Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826—1837).
Расцвет романтизма Лермонтова, противостояние его лирического героя враждебному внешнему миру.
Продолжение тенденций философской лирики поэтами-любомудрами: Веневитиновым, Шевырёвым, Хомяковым.
Философская масштабность и предельная сжатость лирики Тютчева.
Чувственно-эмоциональное начало и внимание к внутреннему миру человека в лирике Фета.
Народное начало в лирике Некрасова, Никитина, Плещеева, Огарёва.
Природа, любовь и исторические мотивы в поэзии А. К. Толстого

Романтическая баллада, поэма, пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Обобщающая беседа:

Вопросы 3—7 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Чтение статьи учебника «Романтизм» и составление обобщающей таблицы:


ТАБЛИЦА
«Романтизм»

Основные черты

Романтизм

Смысловое наполнение термина

Романтизм — крупнейшее направление в европейской и американской литературе конца XVIII — 1-й половины XIX века; русский романтизм имеет свою специфику

Возникновение и развитие в Европе

Классические черты романтизма проявились в литературе Германии (Гофман, Гейне). В Англии романтизм выдвинул проблемы развития общества и человечества в целом (Китс, Байрон, Шелли). Во Франции был связан с жанром лирического интимно-психологического романа и повести (Гюго, Дюма-отец, Мериме)

Возникновение и развитие в России

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Творчество романтиков отличает пафос гражданского служения, свободолюбия и борьбы

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряжённость чувств, разлад с враждебной действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

События и герои

Изображение исключительных событий и героев. Отсутствие сведений об их прошлом, статичность образов. Идеализация героя, отчуждённого от действительности

Язык

Субъективность и эмоциональность языка и стиля, эмоционально окрашенная лексика и синтаксис

Судьба направления

Кризис романтизма в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним



V. Русская поэзия начала XIX века:
творчество К. Н. Батюшкова, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева, А. А. Дельвига, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского

Групповая работа:

Группа 1.
К. Н. Батюшков. «Тень друга» (или «Мой гений»).

Группа 2.
В. К. Кюхельбекер. «Греческая песнь».

Группа 3.
К. Ф. Рылеев. «Гражданин» («Я ль буду в роковое время…»).

Группа 4.
А.А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты…»).

Группа 5.
П.А. Вяземский. «Наш свет – театр; жизнь – драма; содержатель…».

План работы групп:

1. Прочитайте стихотворение и определите его настроение.

2. Прокомментируйте непонятные слова и выражения.

3. Охарактеризуйте два мира, противопоставленные в стихотворении.

4. Определите проблемы, которые волнуют лирического героя.

5. Найдите в стихотворении мотивы жизни и смерти. Обоснуйте свой ответ.

6. Определите настроение финала текста.

7. Сформулируйте тему и главную мысль стихотворения.

8. Определите языковые и стилевые особенности стихотворения.

9. Прокомментируйте изобразительно-выразительные средства языка.

10. Найдите в стихотворении черты романтизма. Приведите примеры.

Итоговый вопрос:

Какие черты романтизма проявились в стихах русских поэтов начала XIX века? (На примере 1—2 стихотворений.)

VI. Практическая работа.

Краткий письменный ответ на итоговый вопрос урока.

Работа может быть завершена дома.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о русской романтической поэзии начала XIX века.

Завершить заполнение таблиц и письменный ответ на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел «Проверьте себя» (по выбору учителя).

Подготовить сообщения о В. А. Жуковском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Жуковского, изученных ранее и прочитанных самостоятельно.


Источник:
 Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.