СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 16. Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул, зависимость свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул, взаимного влияния атомов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 16. Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул, зависимость свойств веществ от химического, электронного и пространственного строения молекул, взаимного влияния атомов.

Образовательные:

Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.

Воспитательная: Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.

Развивающая:

Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.

Ход урока.

1.Организационный вопрос.

Эмоциональный настрой.

2.Вызов. Притча Сократа: «Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх. Одного спросили: – Что ты делаешь? – Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили: – Что ты делаешь? – Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он. Третий на тот же вопрос улыбнулся: – Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!» Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага. Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

 

поиск решения;  сбор информации

Определи понятия.

Д.И. Менделеев предвидел возможность разъяснения вопросов с установлением строения атомов………..

В 20 веке ученые установили, что атом состоит из ядра и движущихся вокруг него ……….. Была разработана теория строения атома.

В 1911 году англ.  Ученый Э. Резерфорд предложил «планетарную» модель…………….

Было установлено. Что заряды ядер атомов химических элементов численно равны их ………….в периодической системе.

С развитием учения о строении атома был выявлен физический смысл Периодического закона. В настоящее время его формулируют так: свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины ………..атомов этих элементов

 

Просмотр видео ролика «Модели кристаллических решеток».

 

      В обычных условиях только атомы инертных газов бесконечно долго могут находиться в состоянии одноатомного газа. Атомы всех остальных элементов путем химического взаимодействия образуют молекулы простых и сложных веществ. К настоящему времени их известно более 10 миллионов. При переходе от атомного к молекулярному состоянию происходит выделение энергии, и атом, входящий в состав молекулы, переходит в наиболее устойчивое состояние.

Понижение энергии при переходе от атомного состояния к молекулярному связано с заполнением электронами свободных орбиталей внешнего электронного уровня до определенного устойчивого состояния. Состояние электронной завершенности атомы могут достичь различными путями. В результате чего исторически сложились различные виды химической связи.

 

Лабораторный опыт № 1: (стр.62). Т/Б

Опыт 1.  «Изготовление молекул веществ с различными видами связи.

1 группа : Собрать модель фтороводорода. воды

2 группа: Собрать модель йодоводорода и сероводорода.

Опыт 2. Изучение свойства веществ с разными кристаллическими решетками».

1 группа : нагрейте в пробирке: сахар , речной песок. (пробирка с сахаром закрыта ваткой)

2 группа: нагрейте в пробирке поваренную соль, йод. (пробирка с йодом  закрыты ваткой)

Задание всем.

  1. Сделайте вывод офизических свойствах каждого вещества, о строении их кристаллических решетках.

Самостоятельное решение, оформляем. Делаем выводы.

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника безопасности

(инструкции)

 

Тема урока

Цель урока

 

  1. Осмысление

Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки или снежный узор на стекле, или бриллиант на руке, вы вспомните этот урок, нашу школу и поймете, что мы учителя делали все для того, чтобы зародить в ваших душах чувства прекрасного. И мне очень хочется, чтобы вы эти чувства сохранили и передали своим детям. Для нас, учителей, это будет самой лучшей наградой.

Для объяснения геометрии молекул используется понятие гибридизации. При гибридизации гибридные облака располагаются в пространстве таким образом, чтобы энергия их взаимодействия была минимальной.

2. Какие разновидности электронных орбит алей  могут существовать в атомах?

Задание: 1 пара. Объясните механизм образования химической связи в молекуле  метана СН4

2 пара. Объясните механизм образования химической связи в молекуле хлорида алюминия Al Cl3

3 пара. Объясните механизм образования химической связи в молекуле хлорида бериллия Be Cl2

 

 

 

 

Оценивание по критериям

Презентация.

Постер.

 

 Оцените свою работу.

Работал в группе

«5» «4» «3» «2»

 

 

5.Рефлексия.

Результат взаимо оценивания по критериям

6. Домашнее задание. § 2.3

 

 

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул,

 

1 группа :

Задание1

Лабораторный опыт № 1: (стр.62).

 

Опыт 1.  «Изготовление молекул веществ с различными видами связи.

Собрать модель фтороводорода. воды

 

Опыт 2. Изучение свойства веществ с разными кристаллическими решетками».

Нагрейте в пробирке: сахар , речной песок. (пробирка с сахаром закрыта ваткой)

Задание всем.

Сделайте вывод о физических свойствах каждого вещества, о строении их кристаллических решетках.

Т/Б

Инструкция

№4- нагревание

№3  стекло

№7 общая

 

 

 

Задание 2

1 пара. Объясните механизм образования химической связи в молекуле  метана СН4

 

Работа в паре

Тест

 

Оценочный лист

 

Домашнее задание. § 2.3

 

Технологическая карта урока

Тема урока: Гибридизация атомных орбиталей (sp, sp2, sp3 гибридизации) и геометрия молекул,

 

2 группа:

 

Задание1

Лабораторный опыт № 1: (стр.62). Т/Б

Опыт 1.  «Изготовление молекул веществ с различными видами связи.

Собрать модель йодоводорода и сероводорода.

 

Опыт 2. Изучение свойства веществ с разными кристаллическими решетками».

Нагрейте в пробирке поваренную соль, йод. (пробирка с йодом  закрыты ваткой)

Задание всем.

Сделайте вывод о физических свойствах каждого вещества, о строении их кристаллических решетках.

Т/Б

Инструкция

№4- нагревание

№3  стекло

№7 общая

 

 

 

Задание 2

2 пара. Объясните механизм образования химической связи в молекуле хлорида алюминия Al Cl3

3 пара. Объясните механизм образования химической связи в молекуле хлорида бериллия Be Cl2

Работа в паре

Тест

 

Оценочный лист

 

Домашнее задание. § 2.3

 

 

Показать полностью

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!