СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 17. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

Просмотр содержимого документа
«Урок 17. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.»

Урок 17 Русский язык 10 класс

Тема. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова

Цели: познакомить учащихся с основными принципами рус­ской орфографии; повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые гласные, гласные в чередующихся корнях); отработать навыки «узнавания орфо­граммы», условий ее выбора, правильного ее графического обо­значения.

Ход урока

      1. Проверка домашнего задания

Несколько человек работают у доски, выполняя словообразо­вательный анализ слов из домашнего упражнения. Одновременно учитель дает задание остальным ученикам: выполнить морфем­ный и словообразовательный разбор слов ледокол, беспощадный, сконфузиться.

      1. Работа по теме урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфогра­фические правила. (Ученики слушают и записывают основные положения лекции учителя.)

Основной принцип орфографии, морфологический, заклю­чается в единообразном написании морфем. Что это значит? В слове вода первый гласный звук произносится близко к [а]. В форме слова воды четко слышится уже не [а], а [о]. Однако в обоих случаях пишется все-таки о. Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышались. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Грустные вести

Пришло письмо мне,

Гляжу-

Из лагеря, от Мишки...

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут», -

И что такое он плетет -

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет в поход, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется - надо подлечить:

Заставить правила учить.


Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то что звуки в них могут стоять не только в сильных, но и в сла­бых позициях, то непонимания не возникнет.

Кроме морфологического существуют и другие принципы русской орфографии. Так, в ряде случаев действует принцип фо­нетический. Обратите внимание на эту пару слов: расписывать и роспись. В приставке в безударном положении слышится звук, близкий к [а], и пишется буква «а». В положении же под ударе­нием мы четко слышим звук [о] и пишем букву «о». А теперь по­смотрите на слова рассказывать и разбрызгивать. В первом случае мы написали на конце приставки букву с, а во втором — з. Все зависит от того, какой звук идет после приставки. Если глухой — мы пишем букву с, если звонкий согласный или гласный — пишем букву з.

В некоторых случаях действует принцип традиционный: на­писание целого ряда слов мы не можем объяснить ничем другим, кроме истории. С традиционным принципом орфографии вы чаще всего сталкиваетесь тогда, когда имеете дело со словарны­ми словами. Вы не можете, например, проверить написание без­ударных гласных в слове винегрет: вам приходится запоминать, как это слово пишется. Конечно, во многих случаях вы сможете объяснить написание слова, обратившись к этимологическому словарю, но чаще всего мы все-таки запоминаем правильное на­писание слова.


В русской орфографии существует и дифференцирующий принцип. Он действует применительно к словам, которые имеют одинаковое звучание, но разное значение. Например, компания и кампания — два слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению: компания - это группа лиц, проводящих время вме­сте, а кампания — это масштабная работа, проводимая в опреде­ленный период для осуществления важной общественной задачи. На письме эти слова различаются в соответствии с дифференци­рующим принципом русской орфографии.



Фонетический, традиционный и дифференцирующий прин­ципы орфографии, по большому счету, являются отступлениями от основного — морфологического, на котором основано боль­шинство орфографических правил. Всего мы сформулировали пять принципов русской орфографии.



Сегодня на уроке мы вспомним орфографические правила, касающиеся безударных гласных в корне слова.



        1. Работа с правилом: проверяемые безударные гласные в корне слова.

Безударную гласную в корне слова, как правило, нельзя прове­рять формами глагола несовершенного вида на -ыва(ть)/-ива(ть), потому что в них обычно происходят чередования в корнях, на­пример: просочиться — просачиваться (о/а). Если безударную глас­ную в слове просочиться мы проверим глаголом просачиваться, то допустим грубую ошибку.



Задание: выбрать проверочное слово для слова с орфограммой.

Опоздание (опаздывать или поздно), выработка (вырабатывать

или работник), выкр..йка (выкраивать или раскройщик), строитель

(стройка или отстраивать), настр..ение (настраивать, настрой).


        1. Работа с правилом: корни с чередующимися гласными.

Корней, в которых чередуются гласные, довольно много. Са­мое трудное во всех правилах на чередующиеся гласные в кор­не слова — правильно сориентироваться в условиях выбора ор­фограммы. Сделать это непросто: правописание одних гласных зависит от ударения, правописание других - от суффикса после корня, третьих - от значения корня. Но если обобщить все эти многочисленные правила, то окажется, что все не так и сложно: правила правописания чередующихся гласных в корнях можно свести всего к четырем.

(На основе всех правил составляется таблица «Корни с чередующимися гласными».

Материал закрепляется с помощью упражнений.)



























Таблица 5

Корни с чередующимися гласными

Условие выбора орфо­граммы

Корни с этой орфограммой

Правило

Примеры

Исключения

1

2

3

4

5

Выбор гласной зависит от уда­рения

-гар-/-гор- (а/о)

Под ударением пишем а, а без ударения — о

Гореть, но загйр


-зар-/-зор- (а/о)

Под ударени­ем пишем о, а без ударения - а (т. е. в соответ­ствии с произ­ношением)

Заря, нозбри

Зоревать

-плав-/-плов- (а/о)

В безударном положении пре­имущественно пишется а

Поплавок

Пловец, пловчиха; плывун (в соответ­ствии с про­изношением)

-клан-/-клон- (а/о)

В безударном положении пишется о, а под ударени­ем—а или о в со­ответствии с произноше­нием

покло­ниться, но кла­няться, поклбн


-твар-/-твор- (й/о)

В безударном положении пишется о, а под ударением а или о в соот­ветствии с про­изношением

Затво­рить, но затвбр, твйрь

Утварь

Выбор гласной зависит от суф­фикса, следу­ющего за кор­нем

-бир-/-бер~,

-блист-/-блест~,

-дир-/-дер~,

-жиг-/-жег-,

-мир-/-мер~,

-пир-/-пер~,

-стил-/-стел~,

-тир-/-тер,

-чит-/-чет-

(и/е)

Если следом идет суф­фикс -а-, то пи­шется и, в ос­тальных случаях пишется е

Стирать — стереть

Сочетать, сочетание


Корни с соче­

танием

-ин-, -им-/а, я

Если за корнем следует суффикс -а-,

то в корне пишем им, ин. Если

нет суффикса -а-, то в корне

пишем а или я

Сжимать,

но сжать;

занимать,

но занять

-KQC-/-KOC-,

-лаг-/-лож-

(а/о)

Если за корнем следует суффикс -а-,

то пишется а,

в остальных случаях — о

Касаться,

но кос­нуться,

излагать,

но изло­жение

Выбор гласной

зависит

от конечной

согласной

корня

-раст-, -ращ-/

-рост-


Перед cm и щ

пишется а, в ос­тальных случаях —о

Расти,

ращение,

но росла

Рост, росток, ростовщик, выростковый,

отрасль,

Ростов, Ро­стислав

Выбор

гласной

зависит

от зна­

чения

слова

-мок-/-мак-

(о/а)

а пишется в словах со значением «погрузить

в жидкость»,

о пишется в словах со значением «пропускать

жидкость»

Обмаки­вать

(по­гружать

в жид­кость),

но намо­кать (про­пускать

жидкость)


-равн-/-ровн-

а пишется

в словах со значением «равный

(одинаковый)»,

а о — в словах

со значением

«ровный, гладкий, прямой»

Сравнивать,

но сровнять

Равнина

(несмотря

на значение

«ровная

местность»);

ровесник

(несмотря

на значение

«равный

по возрасту»;

поровну

(несмотря

на значение

«одинаково»); уровень


Виды заданий по блокам темы «Чередующиеся гласные в корне»:

  1. выбор гласной зависит от ударения - упражнения 101, 102 (с. 70-71);

  2. выбор гласной зависит от суффикса — упражнения 98, 99, 100 (с. 68-70);

  3. выбор гласной зависит от конечной согласной корня — уп­ражнение 103 (с. 71—72);

  4. выбор гласной зависит от значения корня - упражнения 104, 105 (с. 73).


III. Итог урока

Резюме урока. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание

    1. Установить, какому принципу орфографии подчиняется каждое из рассмотренных на уроке правил.

    2. Упражнение 107 (с. 74).

    3. § 21, 22.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!