СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ функций плазмы и форменных элементов крови

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Тема: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет


Цель: продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; проанализировать функции плазмы и форменных элементов крови, ввести понятия «иммунитет», «антигены», «антитела», определить значимость для защиты организма человека; показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные заболевания..

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала

Слайд 1 - Компоненты внутренней среды активно участвуют в защите организма человека. Давайте определим особенности крови, лимфы, тканевой жидкости, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма.

Слайд 2Задание 1. Используя таблицу, расскажите о компонентах внутренней среды человека.

Внутренняя среда

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Состав

Плазма (50-69% объема крови): Н2О – 90-92%, белки – 7%, жиры – 0,8%, глюкоза – 0,1%, минеральные соли – 0,9%, ферменты, гормоны.

Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.

Местонахождение

Сердце и кровеносные сосуды.

Лимфатическая система.

Между клетками всех тканей.

Источник и место образования

За счет поглощения белков, жиров, углеводов, минеральных солей, Н2О из органов пищеварения, лимфатических сосудов.

За счет тканевой жидкости, всосавшейся в мешочки на концах лимфатических капилляров.

За счет плазмы крови и продуктов жизнедеятельности клеток.

Функции

  1. транспортная

  2. дыхательная

  3. питательная

  4. выделительная

  5. терморегуляторная

  6. гомеостаз

  7. защитная

  8. гуморальная регуляция

1.возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости

2.фильтрация

3.обеззараживание

1. перенос О2 и СО2.

Слайд 3Задание 2. По схеме «Свертывание крови» расскажите о защитном приспособлении, предохраняющем организм от потери крови.

В организме работает и система противосвертывания: Тромб Клетки крови

(в печени)

  • гепарин (в легких, печени) – препятствует свертыванию крови

  • фибролизин (в сыворотке) – фермент, растворяющий фибрин

Какое значение она имеет? /Ответы обучающихся/

Слайд 4 – При нарушении свертывания крови человек может погибнуть.

Гемофилия – заболевание, наследственное, при котором кровь не сворачивается. Передается по линии матери сыновьям.


III. Изучение нового материала

Слайд 5 – Для нашего организма огромное значение имеет иммунитет.

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Защитные барьеры организма:

Защитные барьеры

Тип защиты

I барьер:

Кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа и слизистые оболочки

Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl)

Микроорганизмы на коже и слизистых

II барьер:

Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

Неспецифический иммунитет

Специфический иммунитет

Лейкоцитами путем фагоцитоза

Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва


Слайд 6 – Огромный вклад в изучение иммунитета внес выдающийся русский учёный, положивший начало многим важнейшим направлениям в биологии и медицине. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета (1863 г.), создал теорию воспаления как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Основал первую русскую бактериологическую станцию. Имя И.И. Мечникова пользуется всемирной известностью.

/Сообщения о работах И.И. Мечникова, подготовленные обучающимися/

Слайд 7 – Мечников выделял два вида иммунитета: специфический и неспецифический.

Специфический иммунитет осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза.

Неспецифический иммунитет – организм способен распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию назвали - антигенами.

Антитела - это особые химические вещества, которые нейтрализуют или уничтожают антигены. Слайд 8 – Пояснения учителя по схеме:

Иммунитет Естественный

(природный)

Видовой

После

болезни

(активный)

С молоком

матери

(пассивный)

После

вакцинации

(активный)



Искусственный

(приобретенный)








Приобретенный

Наследственный





После введения лечебной

сыворотки

(пассивный)






Слайд 9Схема иммунной системы организма человека:

Иммунная система




Вилочковая железа (тимус)

(образуются Т-лимфоциты)




Лимфатические узлы

(образуются В-лимфоциты)

Костный мозг

(образуются лейкоциты)




Иммунная система. У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции. Это костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты – в лимфатических узлах.

Многие Т-лимфоциты способны распознавать микробы и другие антигены и расшифровывать их химическую структуру. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит.

Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток. Если же вирусу удалось проникнуть в клетку, не оставив следов на ее клеточной мембране, ни антитела, ни лейкоциты справиться с ним не смогут. Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является интерферон.

Слайды 10-11 – Запомните:

Антигены - бактерии, вирусы или их токсины (яды), а также переродившиеся клетки организма.

Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.

Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген - антитело» и обезвреживают антигены.

Особенность иммунной системы - способность ее главных клеток - лимфоцитов - распознавать генетически «свое» и «чужое».

Слайд 12 - Фагоцитарный иммунитет открыл в 1882 г. И. И. Мечников. Гуморальный иммунитет открыл немецкий учёный Пауль Эрлих.

Совместно с И.И. Мечниковым получил Нобелевскую премию П. Эрлих!

Слайд 13 – Типы иммунных ответов: трансплантационный, противоопухолевый, противоинфекционный.

Слайд 14 – Рассмотрим такой знакомый вам процесс - воспаление.

Воспаление – местная реакция организма на проникающие микробы.

  1. Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.

  2. Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.

  3. Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.

Слайд 15 – Инфекционные болезни. Среди заболеваний, поражающих весь организм, особую группу составляют инфекционные болезни. Их вызывают живые возбудители: вирусы, микробы, грибки. Паразитические болезни вызывают простейшие, черви-паразиты, паразитические насекомые, клещи и другие организмы.

Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что они заразны, а также им свойственны циклическое течение и формирование постинфекционного иммунитета.

Цикл инфекционных заболеваний:

  1. Скрытый период – размножение возбудителя, нарастание иммунной реакции: опознание чужеродных соединений, выработка против них антител.

  2. Острый период – интенсивное накопление возбудителя, вредных веществ, которые он выделяет, а также уничтожающих их антител.

  3. Стадия выздоровления – антитела сдерживают размножение возбудителя и нейтрализуют его яды.

Слайд 16 - Путь, через который возбудитель болезни может попасть в организм, называют «воротами инфекции».

Наиболее частыми инфекционными поражениями являются острые респираторные заболевания, в том числе и грипп. Они вызываются различными микроорганизмами и вирусами. Иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим. Грипп передается воздушно-капельным путем. Зная это, надо тщательно следить за чистотой воздуха. Удалять пыль, изолировать больного.

Многие микробы не выдерживают кипячения, их можно уничтожить хлорамином и другими дезинфицирующими средствами.

Слайд 17 - Ряд инфекционных болезней поражает преимущественно детей. Это корь, ветрянка, коклюш, ветряная оспа, свинка. Эти заболевания оставляют обычно стойкий иммунитет. Вместе с тем они очень заразны.

Для борьбы с этими болезнями английский врач Эдуард Дженнер ввел в практику в 1796 году вакцинацию (от лат. «vassa» - корова). Дженнер сделал первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.

Слайд 18 – Луи Пастер - французский учёный, лауреат Нобелевской премии, доказал, что заразные болезни возникают от попадания в организм микробов. Разработал методы предупредительных прививок (1881 год)

Слайд 19 - Значительную опасность для окружающих представляют бацилло- и вирусоносители. Ими становятся люди, перенесшие инфекционные заболевания, но не освободившиеся полностью от болезнетворных микроорганизмов. Силы иммунитета этих людей достаточны, чтобы защитить себя от возобновления заболевания, но они не могут уничтожить их до конца. Такие люди могут, сами того не подозревая, заражать окружающих. Поэтому не следует уклоняться от анализа на бациллоносительство, если его предлагает врач.

Слайды 20-21 – Хотелось бы обратить ваше внимание на такие заболевания, связанные с иммунной системой, как ВИЧ и СПИД.

ВИЧ-инфекция - болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.

Вирус поражает лейкоциты, поэтому организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями, с которыми справляется нормальная иммунная система

Слайд 22 – ВИЧ – инфекция не проявляется сразу

Симптомы СПИДа могут проявиться спустя 5-10 лет после заражения. Современный способ лечения замедляет прогрессирование ВИЧ-инфекции и её переход в стадию СПИДа.

Для ВИЧ характерна очень высокая генетическая изменчивость, поэтому трудно создать универсальную вакцину против этого вируса

Слайд 23 - Как можно заразиться ВИЧ? Пути передачи ВИЧ-инфекции: половой, при переливании заражённой крови, при использовании нестерильных медицинских инструментов, от матери к ребёнку: внутриутробно, при родах, при кормлении молоком

Слайд 24 – Не отмечены случаи передачи ВИЧ через: укусы насекомых, бытовые контакты: рукопожатия, объятия, посуда, одежда, общие ванная и туалет, поцелуи, воздух (воздушно-капельным путём)


IV. Закрепление знаний

Слайд 25 – Ответьте на вопросы:

Почему воспалительный участок поверхности кожи красного цвета и теплый?

Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?

Как образуется гной?

Какие меры профилактики применяются на разных стадиях развития инфекционного заболевания?

На какие известные вам заболевания у человека не вырабатывается иммунитет?

V. Подведение итога урока. Выставление оценок


Слайд 26 - Домашнее задание: Изучить § 18, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить интересные факты о работах в области иммунологии.

Доклад о резус-факторе или переливании крови.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!