Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: совершенствовать навыки работы с деформированным текстом; создать условия для ознакомления с биографией и творчеством М. Зощенко, его произведением «Самое главное»; способствовать формированию понятия храбрость через анализ содержания рассказа М. Зощенко «Самое главное», читательских умений при работе с текстом, умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи, развитию читательской самостоятельности в определении основной мысли рассказа, озаглавливании текста; содействовать расширению словарного запаса, развитию умения работать в группах, воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплочению классного коллектива, интересу к миру художественной литературы; активизировать навык «вдумчивого чтения» |
Планируемые результаты |
Предметные: пересказывают текст по картинному плану; анализируют произведение; под руководством учителя моделируют обложку, осуществляют самопроверку по образцу; задают вопросы к тексту; пересказывают текст без плана | Метапредметные: познавательные: пересказывают текст по картинному плану; анализируют произведение, моделируют обложку; регулятивные: планируют свои действия; коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии | Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей |
Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг М. Зощенко; толковый словарь; 4 комплекта деформированного текста; листочки по количеству учеников; номерки; карточки с заданиями для речевой подготовки |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, – Начнем скорей урок! – Давайте настроимся на серьезную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной: • Я спокойный и собранный. • Я буду внимательно читать и слушать. • Я буду активным на уроке. – Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. – Какой девиз нашего урока? Мы хороший дружный класс, Все получится у нас! | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | Организует чтение текста наизусть, выполнение заданий в тетради | 4 ученика у доски читают наизусть. Осуществляют взаимопроверку | Осуществляют контроль учебной деятельности |
III. Изучение нового материала. 1. Знакомство с творчеством М. Зощенко | – С творчеством какого писателя мы сегодня познако-мимся? – Кто-нибудь уже читал произведения этого писателя? Знакомит с творчеством писателя. Михаил Зощенко – детский писатель. Жил он в XX веке. Михаил Зощенко написал рассказы о детях на войне, рассказы о животных, смешные рассказы о детях. Самое лучшее его произведение – это рассказы о собственном детстве писателя – «Лёля и Митя». Все его рассказы поучительные. Но с детьми он всегда говорил не назидательным языком, а с юмором. И всегда как с равными: «Когда я пишу рассказы для детей, никогда не думаю о них свысока, не считаю себя умнее и лучше». Не прячет он в своих рассказах и мораль, но его рассказы от этого не становятся скучными. Подробнее с его биографией мы познакомимся на последующих уроках. На выставке вы видите его несколько произведений. – На перемене вы можете рассмотреть выставку книг М. Зощенко. – Какого человека вы считаете храбрым? – А среди вас есть храбрецы? – Всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? – Этот же вопрос я задам вам в конце урока, когда вы познакомитесь с рассказом «Самое главное». | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя, усваивают информацию о пи- сателе | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
2. Первичное чтение текста | Читает рассказ | Внимательно слушают | Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
3. Беседа по содержанию прочитанного | – Вам понравилось произведение? – Что вам понравилось? – Какое это произведение? – О ком оно? – Каков жанр произведения? – Почему вы так считаете? – Какова тема? – Кто главные герои рассказа? – Каким был мальчик Андрюша? – Понравился ли вам герой рассказа? – Что советовала мама Андрюше? – Как Андрюша пытался выполнить советы мамы? – Как вы думаете, понял ли Андрюша, что надо делать, чтобы быть сильным и храбрым? – Рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено? | – О глупом мальчике. – Рассказ. Отвечают на вопросы |
Физкультминутка | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. | (Подскоки на правой ноге.) | По дорожке, по дорожке Скачем мы на левой ножке. | (Подскоки на левой ножке.) | По тропинке побежим, До лужайки добежим. | (Бег на месте.) | На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. | (Прыжки на месте на обеих ногах.) | Стоп. Немного отдохнём И домой пешком пойдём | (Ходьба на месте.) | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
4. Повторное чтение по частям и анализ каждой части | – А теперь прочитаем 5-ю часть вместе. – Составим план произведения. – Как можно озаглавить 1-ю часть? – Как можно озаглавить 2-ю часть? – Как можно озаглавить 3-ю часть? – Как можно озаглавить 4-ю часть? – Как можно озаглавить 5-ю часть? – Может ли такое произойти с вами? – Какова идея произведения? | Читают 5-ю часть рассказа 1. Андрюша и мама. 2. Андрюша и мальчишки. 3. Андрюша и собака. 4. Андрюша и тонущий мальчик. 5. Самое главное. – Автор показал важность знаний в жизни | Умеют договариваться, находить общие решения. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру |
5. Обобщение | – Какими словами можно выразить главную мысль этого произведения, вы узнаете, если вставите пропущенные слова. На доске: Надо многое . А для того, чтобы много знать, надо . Кто учится, тот бывает . А кто , тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все и . – На доске записаны пословицы. Прочитайте и подумайте, какая из них наиболее полно отражает главную мысль рассказа? На доске: • Знание – сила. • Ученье – свет, а неученье – тьма | Подбирают слова. Внимательно слушают, отвечают на вопросы | Умеют согласованно работать в группах и коллективе |
IV. Итог урока. Рефлексия | – С творчеством какого писателя вы сегодня познако- мились? – Чему научил вас этот рассказ? – Захотелось ли вам прочитать другие произведения М. Зощенко? – Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока: «Всегда ли сильного и храброго человека можно назвать умным?» – Какими качествами должен обладать умный человек? – Как вы оцениваете работу своей группы? (Оценивает каждую группу.) – Что у вас получилось, а что нет? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | Проиллюстрировать одну из частей рассказа | Записывают задание на дом, задают вопросы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |