СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. М. ЗОЩЕНКО «САМОЕ ГЛАВНОЕ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: совершенствовать навыки работы с деформированным текстом; создать условия для ознакомления с биографией и творчеством М. Зощенко, его произведением «Самое главное»; способствовать формированию понятия храбрость через анализ содержания рассказа М. Зощенко «Самое главное», читательских умений при работе с текстом, умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи, развитию читательской самостоятельности в определении основной мысли рассказа, озаглавливании текста; содействовать расширению словарного запаса, развитию умения работать в группах, воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплочению классного коллектива, интересу к миру художественной литературы; активизировать навык «вдумчивого чтения»

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. М. ЗОЩЕНКО «САМОЕ ГЛАВНОЕ».»

Урок 19. М. Зощенко «Самое главное»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: совершенствовать навыки работы с деформированным текстом; создать условия для ознакомления с биографией и творчеством М. Зощенко, его произведением «Самое главное»; способствовать формированию понятия храбрость через анализ содержания рассказа М. Зощенко «Самое главное», читательских умений при работе с текстом, умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи, развитию читательской самостоятельности в определении основной мысли рассказа, озаглавливании текста; содействовать расширению словарного запаса, развитию умения работать в группах, воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки и сплочению классного коллектива, интересу к миру художественной литературы; активизировать навык «вдумчивого чтения»

Планируемые результаты

Предметные: пересказывают текст по картинному плану; анализируют произведение; под руководством учителя моделируют обложку, осуществляют самопроверку по образцу; задают вопросы к тексту; пересказывают текст без плана

Метапредметные:

познавательные: пересказывают текст по картинному плану; анализируют произведение, моделируют обложку;

регулятивные: планируют свои действия;

коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Образовательные ресурсы: портрет, выставка книг М. Зощенко; толковый словарь; 4 комплекта деформированного текста; листочки по количеству учеников; номерки; карточки с заданиями для речевой подготовки


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнем скорей урок!

– Давайте настроимся на серьезную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

• Я спокойный и собранный.

• Я буду внимательно читать и слушать.

• Я буду активным на уроке.

– Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

– Какой девиз нашего урока?

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка домашнего

задания

Организует чтение текста наизусть, выполнение заданий в тетради

4 ученика у доски читают наизусть. Осуществляют взаимопроверку

Осуществляют контроль учебной деятельности

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство

с творчеством М. Зощенко

– С творчеством какого писателя мы сегодня познако-мимся?

– Кто-нибудь уже читал произведения этого писателя?

Знакомит с творчеством писателя.

Михаил Зощенко – детский писатель. Жил он в XX веке. Михаил Зощенко написал рассказы о детях на войне, рассказы о животных, смешные рассказы о детях. Самое лучшее его произведение – это рассказы о собственном детстве писателя – «Лёля и Митя». Все его рассказы поучительные. Но с детьми он всегда говорил не назидательным языком, а с юмором. И всегда как с равными: «Когда я пишу рассказы для детей, никогда не думаю о них свысока, не считаю себя умнее и лучше». Не прячет он в своих рассказах и мораль, но его рассказы от этого не становятся скучными. Подробнее с его биографией мы познакомимся на последующих уроках. На выставке вы видите его несколько произведений.

– На перемене вы можете рассмотреть выставку книг
М. Зощенко.

– Какого человека вы считаете храбрым?

– А среди вас есть храбрецы?

– Всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным?

– Этот же вопрос я задам вам в конце урока, когда вы познакомитесь с рассказом «Самое главное».

Отвечают на вопросы.


Внимательно слушают учителя, усваивают информацию о пи-
сателе

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

2. Первичное чтение текста

Читает рассказ

Внимательно слушают

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

3. Беседа по содержанию прочитанного

– Вам понравилось произведение?

– Что вам понравилось?

– Какое это произведение?

– О ком оно?

– Каков жанр произведения?

– Почему вы так считаете?

– Какова тема?

– Кто главные герои рассказа?

– Каким был мальчик Андрюша?

– Понравился ли вам герой рассказа?

– Что советовала мама Андрюше?

– Как Андрюша пытался выполнить советы мамы?

– Как вы думаете, понял ли Андрюша, что надо делать, чтобы быть сильным и храбрым?

– Рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено?




– О глупом мальчике.

– Рассказ.





Отвечают на вопросы

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой
ноге.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой
ножке.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.


(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте
на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём


(Ходьба на месте.)


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Повторное чтение по частям и анализ каждой части

– А теперь прочитаем 5-ю часть вместе.

– Составим план произведения.

– Как можно озаглавить 1-ю часть?

– Как можно озаглавить 2-ю часть?

– Как можно озаглавить 3-ю часть?

– Как можно озаглавить 4-ю часть?

– Как можно озаглавить 5-ю часть?

– Может ли такое произойти с вами?

– Какова идея произведения?

Читают 5-ю часть рассказа


1. Андрюша и мама.

2. Андрюша и мальчишки.

3. Андрюша и собака.

4. Андрюша и тонущий мальчик.

5. Самое главное.


– Автор показал важность знаний в жизни

Умеют договариваться, находить общие решения.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

5. Обобщение

– Какими словами можно выразить главную мысль этого произведения, вы узнаете, если вставите пропущенные слова.

На доске:

Надо многое . А для того, чтобы много знать,
надо . Кто учится, тот бывает .
А кто , тот должен быть храбрым. А храбрых
и умных все и .

– На доске записаны пословицы. Прочитайте и подумайте, какая из них наиболее полно отражает главную мысль рассказа?

На доске:

• Знание – сила.

• Ученье – свет, а неученье – тьма





Подбирают слова.


Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Умеют согласованно работать в группах и коллективе

IV. Итог
урока. Рефлексия

– С творчеством какого писателя вы сегодня познако-
мились?

– Чему научил вас этот рассказ?

– Захотелось ли вам прочитать другие произведения
М. Зощенко?

– Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока: «Всегда ли сильного и храброго человека можно назвать умным?»

– Какими качествами должен обладать умный человек?

– Как вы оцениваете работу своей группы? (Оценивает каждую группу.)

– Что у вас получилось, а что нет?

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее

задание

Проиллюстрировать одну из частей рассказа

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!