Урок 19. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение)
Цель: познакомить с отношениями тождества, пересечения, подчинения.
Оборудование: графический редактор Paint,
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала
Вопросы I —5, 7, с. 44-45 учебника.
III. Изучение новой темы
Запишите тему урока: «Отношения между понятиями».
Когда мы сравниваем объекты, то говорим об отношении «больше — меньше», «выше — ниже», «старше — моложе» и т. д. В отличие от объектов реальной действительности понятие характеризуется объемом и содержанием. При сравнении понятий сравнивают именно эти характеристики.
О
бъемы понятий представляют в виде кругов. Для этого необходимо нарисовать круг и обозначить понятие буквой. Например, А — «прямоугольник».
Сравните объемы понятия «прямоугольник» и понятия «квадрат».
Ч
ем шире содержание понятия, тем уже его объем, и, наоборот, чем уже содержание понятия, тем шире его объем.
Изобразите объем понятия «квадрат». В — «квадрат».
Приведите свои примеры сравнимых понятий. Понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми.
2. Решение задач.
Рабочая тетрадь: № 25 (1—8), с. 53.
Как связаны понятия «цветок» и «ваза»? (Цветок находится в вазе.) Следовательно, аналогично связаны понятия «птица» и «гнездо»;
часы — время = градусник — температура (часы показывают время, градусник — температуру);
стол — скатерть = пол — ковер (скатерть покрывает стол, ковер — пол);
машина — мотор = лодка — парус (мотор приводит в движение машину, парус — лодку);
огород — морковь = сад — яблоня (морковь растет в огороде, яблоня — в саду);
существительное - предмет = глагол - действие (существительное обозначает предмет, глагол - действие);
роман - глава = стихотворение - строфа (роман состоит из глав, стихотворение — из строф);
глаза - зрение = нос - обоняние (глаза являются органом зрения, нос — обоняния).
3. Отношения между понятиями.
Рассмотрим некоторые отношения между сравнимыми понятиями (с. 47-48 учебника).
1. Если объемы понятий совпадают, то отношение между этими понятиями называется тождеством.
Рассмотрим объем понятий великий русский царь (А) и создатель Российского флота (В). Когда мы произносим слова великий русский царь, то думаем о русском царе Петре Первом. Когда произносим слова создатель Российского флота, то также думаем о русском царе Петре Первом. Следовательно, объем двух понятий один и тот же.
Рассмотрим содержание понятий. Говоря великий русский царь, мы размышляем о политических реформах, изменениях в укладе жизни общества, связанных с Петром Первым, в понятии создатель Российского флота - о численности флота, разнообразии кораблей, искусстве в управлении ими, его развитии и т. д. Следовательно, содержание этих понятий различно.
2. Если объемы понятий частично совпадают, то отношение между понятиями называют пересечением.
Р
ассмотрим два понятия: военные (А), моряки (В). В объеме понятия военные заключается часть объема понятия моряки, так как некоторые военные являются моряками, но и в объем понятия моряки входит часть объема понятия военные, так как некоторые из моряков являются военными. Отношение пересечения изображено на рисунке.
В пересечение кругов попадают все военные моряки.
3. Если объем одного понятия полностью входит в объем другого, не исчерпывая его, то отношение между понятиями называется подчинением.
И
зобразим отношение между двумя понятиями: объем понятия прямоугольник (А) больше объема понятия квадрат (В). Дли этого сначала изобразим объем понятия А, а затем в нем — объем понятия В.
Приведите свои примеры отношений между понятиями.
4. Изобразите отношения между понятиями летние месяцы и июль, печатные издания и книги, животные и герои мультфильмов, 9 Мая и День Победы.
IV. Закрепление изученного. Решение задач
Учебник: задание 7, с. 51; № 8, с. 51.
Рабочая тетрадь: № 23, с. 52.
Рабочая тетрадь: № 27 (1), с. 59.
V.Физкультминутка
VI. Практическая работа Работа №9 (задание 1-3)
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Учебник: §2.3, с. 45-48.
Рабочая тетрадь: № 25 (9-18), с. 53; № 27 (2), с. 59-60.