СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 19. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение)

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение)»

Урок 19. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение)

Цель: познакомить с отношениями тождества, пересечения, подчинения.

Оборудование: графический редактор Paint,

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала

Вопросы I —5, 7, с. 44-45 учебника.

III. Изучение новой темы

Запишите тему урока: «Отношения между понятиями».

Когда мы сравниваем объекты, то говорим об отношении «больше — меньше», «выше — ниже», «старше — моложе» и т. д. В отличие от объектов реальной действительности понятие ха­рактеризуется объемом и содержанием. При сравнении понятий сравнивают именно эти характеристики.

  • Рассмотрите пример (два понятия — «квадрат» и «прямоуголь­ник») в § 2.3, с. 45. По какому признаку отличаются понятия?

  • Как соотносятся объемы понятий? Почему?

Объемы понятий представляют в виде кругов. Для этого необ­ходимо нарисовать круг и обозначить понятие буквой. Например, А — «прямоугольник».

Сравните объемы понятия «прямоугольник» и понятия «квадрат».

Чем шире содержание понятия, тем уже его объем, и, наобо­рот, чем уже содержание понятия, тем шире его объем.

Изобразите объем понятия «квадрат». В — «квадрат».


Приведите свои примеры сравнимых понятий. Понятия, не имеющие общих признаков, называются несрав­нимыми.

2. Решение задач.

Рабочая тетрадь: № 25 (1—8), с. 53.

  1. Как связаны понятия «цветок» и «ваза»? (Цветок находится в вазе.) Следовательно, аналогично связаны понятия «пти­ца» и «гнездо»;

  2. часы — время = градусник — температура (часы показывают время, градусник — температуру);

  3. стол — скатерть = пол — ковер (скатерть покрывает стол, ковер — пол);

  4. машина — мотор = лодка — парус (мотор приводит в движе­ние машину, парус — лодку);

  5. огород — морковь = сад — яблоня (морковь растет в огороде, яблоня — в саду);

  1. существительное - предмет = глагол - действие (существи­тельное обозначает предмет, глагол - действие);

  2. роман - глава = стихотворение - строфа (роман состоит из глав, стихотворение — из строф);

  3. глаза - зрение = нос - обоняние (глаза являются органом зрения, нос — обоняния).

3. Отношения между понятиями.

Рассмотрим некоторые отношения между сравнимыми поня­тиями (с. 47-48 учебника).

1. Если объемы понятий совпадают, то отношение между эти­ми понятиями называется тождеством.

Рассмотрим объем понятий великий русский царь (А) и созда­тель Российского флота (В). Когда мы произносим слова вели­кий русский царь, то думаем о русском царе Петре Первом. Когда произносим слова создатель Российского флота, то также думаем о русском царе Петре Первом. Следовательно, объем двух понятий один и тот же.

Рассмотрим содержание понятий. Говоря великий русский царь, мы размышляем о политических реформах, изменениях в укладе жизни общества, связанных с Петром Первым, в понятии соз­датель Российского флота - о численности флота, разнообразии кораблей, искусстве в управлении ими, его развитии и т. д. Сле­довательно, содержание этих понятий различно.

2. Если объемы понятий частично совпадают, то отношение между понятиями называют пересечением.

Рассмотрим два понятия: военные (А), моряки (В). В объеме понятия военные заключается часть объема понятия моряки, так как некоторые военные являются моряками, но и в объем понятия моряки входит часть объема понятия военные, так как некоторые из моряков являются военными. Отношение пересечения изоб­ражено на рисунке.

В пересечение кругов попадают все военные моряки.

3. Если объем одного понятия полностью входит в объем дру­гого, не исчерпывая его, то отношение между понятиями назы­вается подчинением.

Изобразим отношение между двумя понятиями: объем поня­тия прямоугольник (А) больше объема понятия квадрат (В). Дли этого сначала изобразим объем понятия А, а затем в нем — объем понятия В.

Приведите свои примеры отношений между понятиями.

4. Изобразите отношения между понятиями летние месяцы и июль, печатные издания и книги, животные и герои мультфильмов, 9 Мая и День Победы.

IV. Закрепление изученного. Решение задач

  1. Учебник: задание 7, с. 51; № 8, с. 51.

  2. Рабочая тетрадь: № 23, с. 52.

  3. Рабочая тетрадь: № 27 (1), с. 59.

V.Физкультминутка

VI. Практическая работа Работа №9 (задание 1-3)

VII. Подведение итогов урока

  • Как представляют отношения между понятиями?

  • Какие бывают понятия по наличию или отсутствию общих признаков?

Домашнее задание

  1. Учебник: §2.3, с. 45-48.

  2. Рабочая тетрадь: № 25 (9-18), с. 53; № 27 (2), с. 59-60.