Урок 19
РАССКАЗЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ.
И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РАДУГА», «МАЙ»,
Е. Трутнева «эхо», А. барто «весенняя гроза»
Цель деятельности педагога: создать условия для восприятия стихотворений и рассказов о природе, для формирования умений сравнивать стихи о природе разных поэтов, выражать свою точку зрения, определять тему, жанр прослушанного или прочитанного произведения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре родной страны, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и т. п., применяют правила делового сотрудничества;
метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, осуществляют итоговый контроль деятельности; познавательные – моделируют обложку к произведению И. Соколова-Микитова «Радуга», воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; коммуникативные – составляют небольшие устные монологические высказывания, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;
предметные: научатся использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах.
Дополнительное чтение: И. Шевчук «Ленивое эхо».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий и полон тревог.
Ты учителя слушай внимательно,
Чтоб задания выполнить мог.
− Сегодня на уроке мне будет помогать…
Отгадайте вы игрушку:
Колпачок, как у Петрушки,
Маленький, удаленький,
Вырос ростом с валенок.
(Гном.)
Показ иллюстрации или мягкой игрушки.
− У гнома есть любимая песня Г. Гладкова. Давайте её послушаем.
Звучит запись песни Г. Гладкова на слова В. Приходько «В коробке с карандашами».
II. Знакомство с новым разделом и повторение изученных произведений о природе.
− Прочитайте название раздела. О чём будут произведения этого раздела? Какие писатели темой своего творчества выбрали природу?
– Отгадайте, о чём сегодня будут произведения. (Загадки из учебника о радуге и про эхо вынесены на слайды.)
− Какие слова помогли найти отгадки? (Радуга, эхо, май, гроза.)
Речевая разминка.
Весеннее настроение
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие.
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные,
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И значит, настроение
У всех людей – весеннее!
М. Пляцковский
Сценка «Разговор красок».
Ведущий. Порой во время дождя ты сидишь у окна, с грустью смотришь на двор и прислушиваешься к звукам дождя. И тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают. И твои цветные карандаши тоже. Слышите, что говорит красный карандаш?
Красный. Я – мак, я – огонь!
Ведущий. Вслед за ним откликается оранжевый…
Оранжевый. Я – морковь, я – апельсин, я – заря!
Ведущий. Жёлтый тоже не молчит…
Жёлтый. Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце!
Ведущий. И зелёный шелестит…
Зелёный. Я – трава, я – леса!
Ведущий. А голубой восклицает…
Голубой. Я – незабудка, я – лёд, я – небо!
Ведущий. И синий не отстаёт…
Синий. Я – колокольчик, я – море!
Ведущий. А фиолетовый шепчет…
Фиолетовый. Я – слива, я – сирень, я – сумерки!
Ведущий. Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встаёт…
− Отгадайте загадку.
За лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
III. Работа по теме урока.
1. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова «Радуга».
Слушание рассказа (читает учитель, дети следят по тексту).
Выполнение задания 2 в учебнике.
Составление диафильма (чтение по абзацам) и словесное рисование картин природы.
Самостоятельное выполнение заданий в тетради.
Проверка самостоятельной работы под руководством учителя.
Моделирование обложки; сравнение с готовым образцом.
− Кто автор? Назовите заглавие произведения. В каком жанре оно написано? Назовите тему произведения.
− Гному очень понравилось, как вы справились с самостоятельной работой. Он решил познакомить вас со своим другом. Хотите узнать, кто он?
2. Слушание стихотворения Е. Трутневой «Эхо».
Книги закрыты. Учитель читает текст, не называя произведения.
− Что я прочитала? (Стихотворение.) Какое это стихотворение: весёлое, грустное или забавное, похожее на игру? Кто догадался, как называется стихотворение?
− Откройте книгу и проверьте свои предположения. Кто написал это произведение?
− Хотите узнать, на что способно эхо?
В волшебной пещере живёт Эхо,
С ним разговаривать просто потеха.
Давайте крикнем все: «Ау-у-у-у…»
В ответ услышим: «Уу-у-у-у…»
Скажем все: «Иди сюда!»
Отвечает Эхо: «А-а-а-а…»
Крикнем дедушке: «Ты где?»
Отвечает он нам: «Де-де-е-е…»
Хватит, дедушка, шалить,
Только бы тебе шутить!
Иди сюда, мы ждём тебя!
Работа по группам.
− Нарисуйте, как вы представляете себе дедушку Эхо.
Выполнение работы и организация выставки лучших работ.
Я в пещере живу, целый день кричу,
Отвечаю тут и там самым разным голосам.
Только я хочу сказать, что люблю я поиграть,
Пошутить, побаловать, всех вокруг позабавлять.
Работа по учебнику. Самостоятельная работа со стихотворением Е. Трутневой «Эхо».
Чтение с проговариванием; выполнение задания 1 в тетради.
– Что вы дополнили к данной модели обложки?
− Какое произведение читали? (Стихотворение о природе.) Покажите фамилию автора и прочитайте. Какой заголовок у этого стихотворения? (Трутнева «Эхо».)
Упражнение в чтении.
Коллективное чтение под руководством учителя (учитель читает текст, а дети – ответы).
Выразительное чтение парами отдельных двустиший с выделением пунктограмм (знаков препинания).
Игра «Эхо».
Слушай, слушай, не зевай, не зевай.
Все за мной повторяй, повторяй.
Экран – кран, шутка – утка, смех – мех,
Олень – лень, хлопушка – пушка.
Словесное рисование.
Учитель читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо».
«Мне было тогда лет пять-шесть. Мы жили в деревне. Однажды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.
− Ау! – кричу я.
«Ау!» − отозвалось из лесной дали. Я удивился.
− Да ведь это эхо! – сказала мама.
− Эхо? А что оно там делает?
− Ничего не делает. Твой же голос отдаётся в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.
Я недоверчиво слушал маму.
− Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? – тихо спросил я. – Пойдём в лес, посмотрим.
− Ну пойдём, только никого мы с тобой не найдём.
Мы шли по лесу, и я изредка покрикивал: «Ты здесь?»
«Зде-е-е-сь!» – отвечало впереди.
И вдруг я увидел «эхо»...»
− Как вы представляете себе то «эхо»?
Учитель дочитывает рассказ.
«– Мама, вон это эхо, на пеньке сидит!
− Это же дедушка Кузьма коров пасёт! – засмеялась мама.
− Дедушка, а я думал, ты – эхо! – закричал я и обнял деда».
− Как вы думаете, почему мальчик обрадовался, увидев деда, а не эхо? Как вы думаете, гном и его друг любят играть с лесным эхом? Почему? Об этом неприветливом эхе написал стихотворение И. Шевчук.
3. Работа со стихотворением И. Шевчука «Ленивое эхо».
Самостоятельное чтение стихотворения И. Шевчука «Ленивое эхо».
Выполнение заданий в учебнике; выразительное чтение (задание 3).
Выразительное чтение по ролям.
Выполнение заданий в тетради (под руководством учителя).
Игра «Эхо».
Дети договаривают вторую часть слова.
Раскла-душка-душка-душка.
Неза-будка-будка-будка.
Кана-рейка-рейка-рейка.
Бала-лайка-лайка-лайка.
Погре-мушка-мушка-мушка.
Приба-утка-утка-утка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время прилёта птиц, их хлопот и песен.
Показ слайдов «Природа весной».
Доска разделена на три части:
Март Март с водой, апрель с травой | Апрель В апреле земля преет | Май Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый |
− Объясните поговорки о весенних месяцах.
Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано доброжелательно и красиво. Какие произведения о природе вы сегодня прочитали? Кто их автор? Чем они похожи? Чем отличаются?
Слайд. «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт». (А. Толстой.)
Чтение стихотворения (со слайда) «птичьим базаром».
− Что, Весна, ты принесла? И скворцов, и зябликов,
И ответила Весна: И несёт любой ручей
«Принесла я вам, ребятки, Целый флот корабликов.
Лейки, грабли и лопатки, И ещё я принесла
Первые подснежники, Много света и тепла,
Жёлтые скворечники. Прыгалки и салки,
Принесла я вам грачей, Новые считалки».
4. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова «Май».
Самостоятельное знакомство с произведением (выделение и чтение фамилии автора и заглавия).
Первичное чтение (про себя).
− Какие картины вы представили себе при чтении?
Определение жанра и темы. (Дети работают на листах формата А4. Самопроверка по готовому образцу.)
Выполнение заданий 1−4 в учебнике (ответы подтверждаются словами из текста).
Составление плана и подробный пересказ.
Самостоятельная работа в тетради (дифференцированная работа).
Проверка выполнения самостоятельной работы: чтение и выделение голосом слов, передающих радость зайчишек.
Рассматривание иллюстраций на обложке (задание 3) и комментирование их детьми.
− Назовите рассказы И. Соколова-Микитова, которые вы читали. («Русский лес», «Май».)
Учитель демонстрирует слайды, на которых помещены рассказы писателя, иллюстрации, подписи к ним.
Слайд 1. «Ёж».
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель.
Слайд 2. «Белка».
Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах – шустрая белка.
Слайд 3. «Беляк».
Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни.
Слайд 4. Портрет писателя.
− Сделайте вывод, о чём пишет И. Соколов-Микитов.
Работа в группах.
− Прочитайте басню К. Ушинского «Солнце и радуга», ответьте на вопрос и перескажите близко к тексту.
«Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга-радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку – и радуги как не бывало».
− Без чего не бывает радуги?
5. Литературное слушание. А. Барто «Весенняя гроза»*.
Работа с выставкой книг о природе (стихи, сказки, рассказы).
− Рассмотрите каждую книгу, назовите и соотнесите с моделями.
Слушание стихотворения А. Барто «Весенняя гроза».
− Понравилось стихотворение? Какое настроение оно создаёт? Какую картину нарисовало ваше воображение? Посмотрите, как проиллюстрировал его художник. (Показ иллюстрации.)
Моделирование обложки (самостоятельно) и самопроверка по образцу.
Повторное слушание стихотворения, беседа.
Хорошо читающие дети читают стихотворение.
− Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие слова повторяются в стихотворении?
Выполнение заданий в учебнике и тетради. Упражнение в чтении.
Слова: весенняя гроза, весенний гром, весенний дождь.
Чтение последнего четверостишия (выделение повторяющихся слов, выразительное чтение «грохочущих» слов): Все громче, громче слышится, // Гремит через огонь: // «Черемуху, черемуху, // Черемуху не тронь».
Повторение стихотворений А. Барто.
− Вспомните стихи А. Барто, которые вы знаете. Кто герои стихов А. Барто?
− Сравните модели обложек книг.
(Стихотворение о детях: Барто «В школу»; стихотворение о природе: Барто «Весенняя гроза»).
− Что вы знаете о жизни А. Барто?
Наверное, Агния Львовна Барто (1906−1981) была очень веселым и добрым человеком, потому что все ее произведения проникнуты такой верой в силу добра, торжество справедливости и гуманности, что представить ее другой просто невозможно. Она любила детей, и они отвечали ей взаимностью. Своими учителями А. Л. Барто считала С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Основной особенностью ее творчества является умение заглянуть в потаенные уголки детской души, «подслушать» разговоры детей о жизни, их желаниях и интересах. А. Л. Барто писала о детях и для детей: рассказывала им о родной стране, природе, правилах поведения и многих других важных вещах.
Выразительное чтение стихотворения.
Слайд «Весна, весна кругом живёт и дышит. / Весна, весна шумит со всех сторон!».
6. Дополнительное чтение. Пословица. Загадка (тексты даны в учебнике).
Игра «Слово-магнит».
− Какие слова и выражения «притягивает» к себе слово «весна»?
− Прочитайте пословицу, в которой встретились названные вами слова. Какие ещё пословицы о весне вы знаете?
Работа по группам.
– Из слов каждой строки нужно собрать пословицу.
Карточка 1.
• батюшка в Апрель- зовёт. поле
• весны гонец. Апрельский скворец –
Карточка 2.
• хорошая Мокрый – пашня. апрель
• Апрель раскрывает. воду подбирает, цветы
Карточка 3.
• ломает Апрельский снежок. цветок
• наряжает, лето ожидает. Май леса в гости
Карточка 4.
• день год Весенний кормит.
• Майская кормит. травка и голодного
Проверка работы. Все пословицы появляются на слайде (по щелчку) во время коллективной проверки: Апрель-батюшка в поле зовёт. Апрельский скворец – весны гонец. Мокрый апрель – хорошая пашня. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. Апрельский цветок ломает снежок. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Весенний день год кормит. Майская травка и голодного кормит.
Работа в парах (коллективная проверка).
− Прочитайте загадку. Когда это бывает? Как вы догадались?
− Используя стихи, рассказ и пословицы урока, придумайте свои загадки о весне.
IV. Итог урока.
Зовёт зверей кукушка:
− Довольно, сони, спать!
Весна пришла к вам в гости,
Давно пора вставать!
− Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья берёзы. Слушайте и смотрите весну!
Для самостоятельной работы: выполнить задания в рубрике учебника «Книжная полка»; выучить любое стихотворение о весне; попробовать сочинить свое стихотворение о весне и сделать рисунок (по желанию).
На данном уроке дети работают с учебной хрестоматией и учебником (интегрированный урок литературного слушания и чтения).