ТЕМА: §1.1. Физико-географическое положение и границы Кыргызстана. История исследования.
ПЛАН УРОКА:
- Рассмотреть ф.г.п Кыргызстана.
- Кыргызстан на политической карте мира.
- История исследования.
- Вспомнить, решение географических задач.
S = 198,5 тыс.км²
Еразия – Север. - Восточ. полушариях - Центр. Азия
Не имеет выхода к морю
Столица: город Бишкек
Географ. координаты Кыргызстана: между 39° и 43°с.ш. - 69° и 80° в.д.
Самые крайние точки
Северная: село Камышановка в Чуйской области на 43°16´с.ш.
Южная: ледник в истоках реки Алтын – Дайра в Чон-Алайском районе - 39°11´с.ш.
Восточная: пик Хан-Тенгри – Меридиальный хребет- ледник Юж.Энильчек - 80°18´в.д.
Западная: гребень Туркестанского хр. в Лейлекском районе.
Отдаленность Кыргызстана от Мировых океанов
до Северного Ледовитого океана – 3380 км
до Атлантического
до Тихого океана – 3380 км
океана – 5530 км
до Индийского океана – 1670 км
С на Ю – 459 км
З на В – 925 км
Протяженности
Общая протяженность КР : 4508 км
Самая высокая точка – пик Победы – 7439 м
Наименьшая глубина над ур.м. – село Кулунды – Баткенская область - 401 м
90% территории - выше 1500 м над ур.м., около 40% - выше 3000 м над ур.моря.
Установил, что река Чу не берет начало от озера Иссык-Куля
Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель.
Побывал на восточных районах Прииссыкулья, первый поднялся на горный пик Хан - Тенгри
Вице-председатель Императорского Русского географического общества.
Доказал, что Тянь-Шань имеет тектоническое происхождение, во все не вулканическое.
Приписку к своей фамилии «Тян-Шанский» Пётр Петрович заслужил за описание горного хребта Тянь-Шань .
ТЯНЬ – ШАНЬ - с кит. «Тянь» – небо, «Шань» - горы – Небесные горы
Были собраны богатые ботанические, минералогические коллекции.
Петр Петрович Семенов Тянь-Шаньский (1827 – 1914)
Русский биолог , основоположник эволюционной морфологии животных.
Академик Российской академии наук (1920), создатель русской школы морфологов-эволюционистов.
Основные труды посвящены установлению закономерностей эволюции, проблемам онтогенеза
Результатом экспедиции являлись ценные труды по зоогеографии, рельефу и геологическому строению Тянь-Шаня.
Николай Алексеевич Северцев
( 1866-1936)
— русский учёный, биолог, географ и путешественник, исследователь Средней Азии, в первую очередь Памира.
В его честь экспедицией под руководством В. Ф. Ошанина назван открытый в 1878 году ледник Федченко в Таджикистане.
В 1871г. Он занимался общегеографическим исследованием Ферганской и Алайской долины.
Погиб на Монблане ( Альпы - Европа)
Составил интересные описания природы посвященных районов Ферганс. и Алайской долин.
Основные научные труды А. П. Федченко были выполнены в области паразитологии и энтомологии.
Открыл Заалайский хребет.
Им был открыт для науки Заалайский хребет, названы горы Гурумды и Пик Кауфмана (Пик Ленина).
Алексей Павлович Федченко
(1844 – 1873)
Русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию.
В 1878 году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор.
1870-1885гг. – 15 лет путешествовал и исследовал Центральную Азию.
Лошадь Пржевальского — единственный вид диких лошадей, сохранившийся на нашей планете (обитают в Азии). Предками всех домашних лошадей были другие дикие лошади — тарпаны, ныне вымершие. Помимо тарпана близким родственником лошади Пржевальского можно считать азиатского осла — кулана.
Была изучена флора и фауна Центральной Азии. Была впервые описана знаменитая лошадь Пржевальского.
Николай Михайлович Пржевальский
(1839 – 1888)
казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель и востоковед. ( каз.Мухаммед – Ханафия)
Служил в Военно-учёном комитете Генерального штаба Военного министерства, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи
Изучил флору и фауну Иссык- Куля.
Описал историко-этнографическую культуру кыргызского народа. Первый записал эпос «Манас» - назвав его творением мудрости.
Чокан Чингисович Валиханов ( 1835 – 1865)
Рефлексия
О чем и о ком мы сегодня говорили?
Что нового вы узнали на уроке?
Удалось ли вам справиться с заданиями?